Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 04.04.01 Химия (Физическая химия)

 

Направление  подготовки:

04.04.01 Химия, направленность (профиль) "Физическая химия"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок осовения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года № 547
 

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
 
Цели ООП направления подготовки "Химия":
     ООП направления подготовки "Химия" направлена на обеспечение обучающимся условий для: приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности; формирования общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в соответствии с требованиями образовательного стандарта, направленностью (профилем) подготовки; качественной фундаментальной и профессиональной подготовки магистра в области химии, конкурентоспособного на рынке труда, успешно решающего профессиональные задачи в научно-исследовательской, научно-педагогической и организационно-управленческой сферах деятельности.
     Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.
     ООП направления подготовки "Химия" составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании профессиональных и общекультурных компетенций. Химический факультет, реализующий данную ООП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому обучающемуся возможности: обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин; построения гибких индивидуальных траекторий. Организация учебного процесса в рамках реализуемой ООП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.
    Важными характеристиками ООП являются: оперативное обновление образовательных технологий; внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта; организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий; обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам; обеспечение развития электронной библиотеки.
     Квалификация, присваиваемая выпускникам - магистр.
     Область профессиональной деятельности магистров включает научно-исследовательскую, организационно-управленческую, производственно-технологическую и педагогическую работу, связанную с использованием химических явлений и процессов. Магистры по направлению подготовки "Химия" подготовлены к участию в исследованиях химических процессов, идущих в природных явлениях и проводимых в лабораторных условиях, выявлению общих закономерностей их протекания и возможности управления ими. Объектами профессиональной деятельности магистров являются химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.
     Магистр по направлению подготовки "Химия" готовится к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
     научно-исследовательской: сбор и анализ литературы по заданной тематике; планирование постановки работы и самостоятельный выбор метода решения задачи; анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций по продолжению исследований; подготовка отчета и возможных публикаций;
     организационно-управленческой: организация научного коллектива и управление им для выполнения задачи;
     научно-педагогической: проведение научно-педагогической деятельности в вузе или в образовательном учреждении среднего профессионального образования (подготовка учебных материалов и проведение теоретических и лабораторных занятий);
    выполнение поставленных задач в соответствии с полученными за время обучения дополнительными квалификациями.
    Магистр готовится в основном: к участию в исследованиях химических процессов, идущих в природных явлениях и проводимых в лабораторных условиях, выявлению общих закономерностей их протекания и возможности управления ими; к продолжению образования в аспирантуре; к работе в установленном порядке в образовательных учреждениях; к самостоятельному повышению своего общеобразовательного и специального уровня знаний при изменении направления профессиональной деятельности; к работе в соответствии с полученными за время обучения дополнительными квалификациями.
     Направленность (профиль) подготовки ООП:
     ООП направления "Химия" направленности (профиля) "Физическая химия" ориентирована на: реализацию принципов приоритета практикоориентированных знаний магистранта; требования регионального рынка труда; состояние и перспективы развития этой области; формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях; потребность к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере в области: физико-химии неорганических и органических веществ, композиционных и наноматериалов, определения их состава и фазового состояния, прочностных свойств; взаимосвязи химических и физических явлений на основе теоретических и экспериментальных методов физикохимии; изучения и объяснения закономерностей протекания химических процессов.
 
 
 
М1.Б.1 Компьютерные технологии в науке и образовании

Рассматриваются методы математического моделирования в химических исследованиях, построение эмпирических моделей с использованием пакетов программ статистической обработки данных, имитационное моделирование при решении проблем химической технологии и экологии, использование компьютерных банков химических данных в обучении и научной работе; средства  телекоммуникационого доступа к источникам научной информации, сеть Internet и ее возможности для организации оперативного обмена информацией между исследовательскими группами, электронные журналы и конференции.

М1.Б.2 Философские проблемы химии

Рассматриваются основные понятия естественнонаучных знаний: субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы; проблемы познания связей и закономерностей явлений природы; история развития натурфилософских представлений; причинно-механическая, физическая и органическая картины мира; современные философские проблемы теории познания в естественных науках.

М1.Б.3 Иностранный язык

Курс в рамках требований к вступительным экзаменам в аспирантуру. Перевод научно-технических текстов с родного языка на иностранный, деловая переписка, развитие языка профессионального общения (конференции, симпозиумы, дискуссии), восприятие иноязычной речи на слух, совершенствование навыков устной речи вне рамок профессионального общения.

М1.В.1 Методика преподавания химии в высшей школе

Рассматриваются психолого-педагогические основы обучения, методика преподавания химии в общеобразовательной и высшей школе, методы и средства обучения химии, методика разработки обучающих программ, методические основы проведения лабораторно-практических занятий, методика составления и решения задач по химии, компьютерные технологии в обучении химии, содержание и организация внеаудиторной учебно-познавательной деятельности, методы квалиметрии в педагогике и методике обучения, методы измерения качества формируемых химических знаний, много-уровневая система химического образования.

М1.В.2 Методы мониторинга окружающей среды

Современные методы аналитической химии и метрологические аспектов анализа в применении к природным объектам на всех стадиях анализа, начиная с отбора проб и до получения надежных результатов. Организация контроля и мониторинга объектов окружающей среды, использовании автоматических и экспрессных методов анализа.

М1.В.3 История и методология химии

Излагаются основные разделы современной химии, взаимосвязь химии с другими разделами естествознания. Эволюция важнейших химических понятий (химическая связь, структура, химическое соединение, химическое вещество, химическая реакция, фазовый переход); многообразие атомно-молекулярных систем; история развития синтеза, анализа, физических методов исследования химических систем; важнейшие достижения химии ХХ века; сведения о жизни и научном творчестве величайших химиков прошлых времен и современности.

М1.В.4 Современные методы и средства
регистрации информации

Дается классификация средств записи, воспроизведения и отображения информации. Рассматриваются свойства и технические характеристики наиболее важных современных средств регистрации информации (электрографические, фотографические, фотохромные, жидкокристаллические и др. средства).

/td>
М1.ДВ1.1 Педагогика и психология высшей школы

Предмет педагогической науки, ее основные категории. Связь педагогики с другими науками. Основы дидактики высшей школы. Сущность, структура и движущие силы обучения. Методы обучения в высшей школе. Структура педагогической деятельности. Формы организации педагогического процесса. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. Психлология высшей школы. Особенности развития личности студента. Технология личности студента и преподавателя. Психолого-педагогическое изучение личности студента. Психология профессионального образования. Психологические основы формирования профессионального системного мышления. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

М1.ДВ1.2 Физико-химические основы  рационального природопользования

Оценка текущего состояния природно-геологической среды и выявления, в дальнейшем, интенсивности ее техногенных изменений под влиянием горнодобывающей техногенной системы. Обоснованная оценка ущерба от функционирования горнодобывающей системы и расчеты платы за ущерб, наносимый природно-геологической среде, в частности за загрязнение земель и других ее компонентов химическими веществами, а также разработка мероприятий по исключению или минимизации ущерба. Контроль состояния атмосферного воздуха, почв, водных ресурсов, а также радиационной обстановки.

М1.ДВ2.1 Деловое общение с зарубежными партнерами

Представление результатов собственной научной работы в зарубежных специализированных журналах и на международных научных конференциях. Возможности финансирования научной работы из зарубежных фондов, о составлении эффективных заявок на международные гранты. Преподавание предмета осуществляется на английском языке

М1.ДВ2.2 Управление интеллектуальной собственностью

Объекты интеллектуальных прав: авторские и смежные права, права на объекты промышленной собственности; изобретения, промышленные образцы и полезные модели, приравненные к объектам права промышленной собственности, средства индивидуализации. Основные вопросы, связанные с нарушениями и правовыми способами охраны и защиты интеллектуальных прав.

М1.ДВ3.1.Экология и безопасность горно- взрывных работ Ударное сжатие пористого вещества. Кумуляция. Высокоскоростной удар. Фазовые превращения в ударных волнах. Разрушение прозрачных диэлектриков. Лазерная плазма. Экологические аспекты последствий горновзрывных работ. Безопасность при проведении этих работ.
М1.В.ДВ.3.2.Методология научного творчества Неординарные проблемы, их источники и способы постановки, подходы к решению, поиск оптимальных путей к открытию. Логика процесса научного творчества, ее природа, особенности и формы проявления. Логичесие структуры познавательного процесса. Как совершаются великие открытия? Как наука переходит от имеющегося знания к знанию принципиально иному?
М2.Б.1 Актуальные задачи современной химии

Курс слагается из 3 частей, в которых освещаются следующие вопросы: синтез и исследования веществ с новыми необычными свойствами, реакционная способность и катализ, химия явлений и процессов в экстремальных условиях, химия жизненных процессов, химия и энергетика, химия и окружающая среда.

М2.В.1 Радиоэкология и радиационная безопасность

Свойства ядер и ядерных излучений; Радиоактивные превращения ядер; Альфа-распад; Бета-распад; Гамма-излучение ядер. Нейтроны; Дозиметрия ионизирующих излучений; Формирование радиационного фона; Регистрация ионизирующих излучений.

М2.В.2 Симметрия в химии

Симметрия в химии является основой для применения теоретико - группового анализа. В последние годы теория групп стала обычным рабочим аппаратом не только для химика - теоретика, но и для химика - экспериментатора, поэтому является необходимой составной частью магистерского образования. С помощью теории групп можно определить: 1) какие из атомных орбиталей в состоянии дать вклад в молекулярные орбитали молекулы; 2) разрешенности электронных переходов; 3) интенсивности колебаний в инфракрасном спектре и спектре комбинационного рассеяния.; 4) разрешена или запрещена по орбитальной симметрии химическая реакция.

М2.В.3 Магнитные и электрические свойства материалов

Фундаментальные положения электромагнетизма; конкретные процессы, протекающие в веществах в электрическом и магнитном полях, возможности создания материалов с заданным комплексом основных электрических и магнитных свойств (сверхпроводимость и гиперпроводимость, суперпарамагнетизм).

М2.В.4 Физикохимия взрыва

Процессы возбуждения атомов, молекул и твердых тел фотонами и быстрыми электронами. Процессы релаксации. Первичные процессы потерь: легкие заряженные частицы, гамма - кванты, нейтроны. Ядерно-физические методы, используемые в химии и физике твердого тела: гамма -спектрометрия, ядерный гамма - резонанс (эффект Мессбауэра), нейтронно -активацитонный анализ, нейтронография, неупругое рассеяние нейтронов. Процессы диссипации энергии в веществе.

М2.В.5 Физико-химические основы материаловедения
					В курсе рассматриваются физико - химические свойства твердых тел, приводятся необходимые сведения из квантовой механики и физической статистики. Типы химических связей. Кристаллические решетки, дефекты решетки, тепловые свойства твердых тел. Элементы зонной теории твердых тел, электропроводность твердых тел,  генерация и рекомбинация неравновесных носителей заряда. Поглощение света полупроводниками и диэлектриками. Люминесценция полупроводников и диэлектриков.
М2.В.6 Теоретические основы спектральных методов исследования

Рассмотрение и обобщение теории спектральных методов с позиции взаимодействия излучений с химической частицей на основе квантовой теории. Систематизация общих основ теории спектральных методов призвана способствовать развитию мировоззрения о единстве материи и различных форм ее существования.

М2.В.7 Спектроскопия конденсированного состояния

Курс содержит 4 блока. В первом излагаются основные понятия и теория спектрального анализа, классификация его видов, рассматриваются базовые физические принципы методик эмиссионного, абсорбционного и флуоресцентного видов анализа. Второй блок посвящен описанию аппаратуры эмиссионного анализа и включает основные сведения о спектральных приборах и их характеристиках, методах введения проб и источниках возбуждения спектров. В третьем блоке излагаются методы качественного, полуколичественного и количественного анализа: аппаратурная реализация, области применения, сравнительные достоинства и недостатки. В последнем блоке рассмотрена методика и примеры использования в физическом эксперименте нестационарной эмиссионной спектроскопии с высоким временным разрешением.

М2. ДВ1.1 Воздействие лазерного излучения на материалы

Физика генерации лазерного излучения. Свойства лазерных пучков и методы их преобразования. Принципы использования лазеров в науке и прикладных целях. Оценкарезультатов воздействия лазерного излучения на вещество.

М2. ДВ1.2 Химическое материаловедение угля

Глубокая химическая переработка угля, создание на базе угля новых ценных материалов. Углехимия. Химия углеродных материалов, композитов и наноструктур.

М2.ДВ2.1 Радиационная физикохимия материалов

Радиационная химия твердого тела. Современные методы радиационной химии, их использование в промышленности. Механизм радиационнохимических реакций. Импульсный радиолиз и его применение. Радиационная безопасность.

М2. ДВ2.2 Радиохимия и радиационные технологии

Курс “ Радиохимия и радиационные технологии ” для магистров химического факультета предусматривает изучение ряда современных разделов химии, отличающихся нетрадиционными способами инициирования химических процессов, получивших широкое распространение в научных исследованиях и внедряемых в промышленности. Рассматриваются методы инициирования, первичные стадии процессов, особенности кинетики их протекания и практическое применение.

ФТД.1 Научный семинар ФХ

Дисциплина направлена на углубленное изучение положений электронной структуры вещества в конденсированном состоянии. Рассматриваются электронные переходы, фотоионизация атомов, возбуждение и ионизация атомов электронами, возбужденные состояния молекул и их релаксация, заполнение энергетических зон электронами, электронная проводимость твердых тел и проводимость собственных и примесных полупроводников.

ФТД.2 Научный семинар ФХ

Дисциплина направлена на углубленное изучение явлений на ранних стадиях взрывного разложения энергетических материалов. Рассматриваются экспериментальные методы исследования взрывного разложения энергетических материалов, явления на ранних стадиях взрывного разложения азидов тяжелых металлов, модели предвзрывных процессов в азидах тяжелых металлов, особенности взрывного разложения бризантных взрывчатых веществ при импульсном воздействии, методы регулирования чувствительности бризантных взрывчатых веществ к действию лазерного излучения, модели фото- и фототермической диссоциации бризантных взрывчатых веществ.

 
 
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
 
Практика
 
Практики являются обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Научно-исследовательская практика магистров
     Базой практики являются лаборатории кафедр химического факультета. В отдельных случаях она может проводиться в лабораториях отраслевых НИИ и академических институтов (в рамках договора о творческом сотрудничестве).
     Формы проведения практики ? научно-исследовательская работа.
Способы проведения практики - стационарная практика, проводится непрерывно - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени.
     Цель: закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных, практических, лабораторных и учебно-исследовательских занятий, приобретение профессиональных умений и навыков, выполнение научно-исследовательской работы для написания выпускной квалификационной работы, а также приобщение студента к социальной среде с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
     Задачи:
* ознакомление с программой научно-исследовательских работой организации (отдел, лаборатории НИИ, кафедры), в которой проводится практика.
* в соответствие с видами и задачами профессиональной деятельности, практика может включать в себя: изучение установок, аппаратуры, приборов, методик и техники эксперимента; проведение теоретических и экспериментальных исследований; обработку, анализ и интерпретацию результатов эксперимента; компьютерное моделирование изучаемых физических процессов и явлений; получение научно значимых результатов; подготовка и анализ литературных источников, необходимых для написания выпускной квалификационной работы; подготовка отчета и различных публикаций.
      
      Научно-педагогичексая практика магистров
    Научно-педагогическая практика проводиться в ВУЗах и предназначена для ознакомления выпускника с организацией и методическим обеспечением преподавания химических, физико-химических, материаловедческих дисциплин, а также для закрепления полученных в ВУЗе знаний по проведению теоретических и лабораторных занятий и приобретению опыта непосредственной педагогической работы со студентами.
    Базой практики являются лаборатории кафедр химического факультета.
    Цель научно-педагогической практики: приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов, приобретение навыков педагогической деятельности, а также приобщение студента к социальной среде с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
    Задачи научно-педагогической практики:
* приобщение магистрантов к непосредственной педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности;
* изучение методики и техники проведения семинара и лекции, других форм организации обучения (лабораторных и практических работ);
* приобретения навыков самостоятельного ведения учебной работы с учащимися с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.