Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (Аналитическая химия)

 

Направление подготовки (специальность):

04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия, направленность  "Аналитическая химия / Химия окружающей среды"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2061
(зарегистрировано в Минюсте РФ  10 февраля 2011 № 19793)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
 
Цели ООП специальности подготовки "Фундаментальная и прикладная химия":
     ООП специальности подготовки "Фундаментальная и прикладная химия" направлена на обеспечение обучающимся условий для: приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности; формирования общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в соответствии с требованиями образовательного стандарта, направленностью (специализацией) подготовки; качественной фундаментальной и профессиональной подготовки специалиста в области химии, конкурентоспособного на рынке труда, успешно решающего профессиональные задачи в научно-исследовательской, научно-производственной и педагогической сферах деятельности.
     Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.
     ООП специальности подготовки "Фундаментальная и прикладная химия"" составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании профессиональных и общекультурных компетенций. Химический факультет, реализующий данную ООП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому обучающемуся возможности: обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин; построения гибких индивидуальных траекторий. Организация учебного процесса в рамках реализуемой ООП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.
    Важными характеристиками ООП являются: оперативное обновление образовательных технологий; внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта; организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий; обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам; обеспечение развития электронной библиотеки.
     Квалификация, присваиваемая выпускникам - специалист.
     Область профессиональной деятельности специалистов включает исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявление общих закономерностей их протекания и возможности управления ими. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.
     Специалист по специальности подготовки "Фундаментальная и прикладная химия"" готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
     научно-исследовательской: сбор и анализ литературы по заданной тематике; планирование и постановка работы (исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, закономерностей протекания химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии); анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций по продолжению исследования; подготовка отчета и возможных публикаций;
     научно-производственной: сбор и анализ литературы по заданной тематике; планирование и постановка работы (исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, закономерностей протекания химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии); анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций по продолжению исследования; подготовка отчета и возможных публикаций;
     педагогической: проведение научно-педагогической деятельности в вузе, в среднем специальном учебном заведении, в средней школе (подготовка учебных материалов и проведение теоретических и лабораторных занятий);
    к работе в соответствии с полученными за время обучения дополнительными квалификациями.
    Специалист готовится в основном: к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой (исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, закономерностей протекания химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии); к продолжению образования в аспирантуре; к работе в установленном порядке в образовательных учреждениях; к самостоятельному повышению своего общеобразовательного и специального уровня знаний при изменении направления профессиональной деятельности; к работе в соответствии с полученными за время обучения дополнительными квалификациями
     Направленность (специализация) подготовки ООП:
     ООП специальности подготовки "Фундаментальная и прикладная химия" направленности (специализации) "Аналитическая химия" ориентирована на: обеспечение качественной фундаментальной и профессиональной подготовки специалиста в области аналитической химии, конкурентоспособного на рынке труда, успешно решающего профессиональные задачи в научно-производственной, научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности и специализирующегося в области: определения химического состава веществ и химического строения соединений; анализа объектов; определения компонентов изучаемых образцов; исследования ионных равновесий в растворе; теории химического анализа.
 
 
 
С1.Б.1.Иностранный язык

Основные способы сочетаемости лексических единиц и основные словообразовательные модели. Речевая деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основы публичной речи. Формы деловой переписки подготовка текстовых документов. Основная иноязычная терминология специальности, Чтение и перевод оригинальной литературы по специальности, работа со словарем. Русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи. Основы реферирования и аннотирования литературы по специальности.

С1.Б.2.Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

С1.Б.3.История

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

С1.Б.4 История и методология химии

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

С1.Б.5.Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения экономической системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной  производительности. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Индексы цен. Безработица и её формы. Инфляция и её виды. Совокупный спрос и совокупное предложение. Инвестиции. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.

С1.В.ОД.1.Педагогика и психология

Предмет, объекты, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность. Образование как общечеловеческая ценность. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. Предмет, задачи и методы психологии. Место психологии в системе наук. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика, поведение и деятельность. Основные психические процессы. Психическая регуляция поведения. Психология личности и малых групп.

С1.В.ОД.2.Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка.  Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.  Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

С1.В.ОД.3.Методика преподавания химии

Принципы обучения и методики преподавания химии; деятельностный подход к обучению; формирование творческого химического мышления; системный подход к определению содержания обучения; построение курса химии на основе переноса системы науки на систему обучения и на основе системного представления предмета химии (химический процесс и вещество); продуктивно-поисковое и традиционное (информационное обучение); проблемное и программированное обучение; компьютеризация обучения; проверяющая, обучающая и воспитательная функции контроля усвоения знаний; оценка и диагностика качества знаний; педагогический эксперимент в преподавании химии.

С1.В.ДВ.1.1.Культурология

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Локальные культуры. Место и роль современной России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности, культура и личность.

С1.В.ДВ.1.2.Управление школами

Управление процессами воспитания и развития; умение анализировать собственную деятельность с целью её совершенствования и повышения квалификации; умение выполнять методическую работу, функции классного руководителя или его помощника; иметь целостное представление об инновационных процессах в области образования, об управлении педагогическими системами, о педагогическом менеджменте как эволюции в управленческом аспекте.

С1.В.ДВ.2.1.Социология

Этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории. Общество как надындивидуальная реальность и целостная саморегулирующаяся система; предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого. Основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений. Основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов.

С1.В.ДВ.2.2.Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

С1.В.ДВ.3.1.Методология и методика педагогического процесса

Основные вопросы методологии и методики педагогической науки, соотношения теории и практики, связи педагогики с другими науками, что способствует формированию у будущих педагогов не только педагогического мышления, но и жизненной позиции, соотнести ее с требованиями, которые предъявляет педагогическая деятельность.

С1.В.ДВ.3.2.История Кузбасса

Конкретные события и явления, происходившие на каждом историческом этапе на территории крупнейшего индустриального региона страны - Кузбасса.

С2.Б.1.Математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и   ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, стилистические методы обработки экспериментальных данных.

С2.Б.2.Вычислительные методы в химии

Методы решений задач, используемых в химических дисциплинах (методы расчета свойств веществ по формулам статистической термодинамики, решения уравнений химической кинетики с расчетом скорости химической реакции и т.д.), в том числе, с помощью вычислительной техники. Прикладные программные комплексы в области химии (программы молекулярной механики и динамики для визуализации строения и превращения молекул; пакеты программ квантовой механики и т.д.). Оценка погрешностей результатов химического эксперимента. Компьютерный практикум.

С2.Б.3.Физика

Механика; кинетика и динамика материальной точки, твёрдого тела; законы сохранения энергии, импульса и момента импульса; колебания и волны; молекулярная физика; молекулярно-кинетическая теория; основы термодинамики; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электричество и магнетизм; электростатика; электрические токи в средах; теория электростатического поля Максвелла; оптика; интерференция  дифракция, поляризация и дисперсия света; тепловое излучение; лазер; атомная и ядерная физика; теория атома Бора; квантовомеханическое описание атома; элементарные частицы; строение ядра. Лабораторный практикум.

С2.Б.4.Строение вещества

Основы современной теории химического строения; квантовые состояния молекул; симметрия молекулярных систем, их электрические и магнитные свойства; межмолекулярные взаимодействия; строение конденсированных фаз (жидкостей, аморфных веществ, мезофаз, кристаллов), их поверхностей и границ раздела.

С2.Б.5.Информатика

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

С2.Б.6.Биология с основами экологии

Живые системы; особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизведения и развития живых систем; законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их размножение и специализация; разнообразие организмов, их классификация; гомеостаз и адаптация, регуляция и функциональные системы, связь с окружающей средой; физиология, экология и здоровье, биосоциальные особенности  человека; биоэтика; надорганизменные системы; экосистемы и биосфера, их структура, динамика, устойчивость; роль антропогенных воздействий; охрана природы и её рациональное использование; перспективы развития биологии; биотехнология.

С2.В.ДВ.1.1.Компьютерное моделирование

Классификация моделей и решаемых на их базе задач; этапы моделирования; компьютерный практикум.

С2.В.ДВ.1.2.Расчеты в химии

Решение задач с использованием расчетов: концентрации; вычисление коэффициента активности электролита в насыщенных растворах, в разбавленных растворах; вычисление ионный силы растворов; вычисление энергии Гиббса реакции; вычисление константы диссоциации по ΔGoр.

С2.В.ДВ.2.1.Химия высоких энергий

Химические процессы, инициируемые необычными реакционноспособными частицами, концентрация которых превышает равновесную. Способы создания таких частиц и закономерностей их вторичных превращений.

С2.В.ДВ.2.2.Современные средства оценивания результатов обучения

Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции. Рейтинг, мониторинг, "портфолио" как средства оценивания. Тестирование в образовании. Единый государственный экзамен.

С2.В.ДВ.3.1.Технология современных материалов

Знания о современных материалах, основах физики, химии и технологии материалов, химических и физических процессах в неорганических и органических  материалах, протекающих при их синтезе, воздействии света, состоянии поверхности материалов, роль ее в процессах, протекающих в индивидуальных и композиционных материалах.

С2.В.ДВ.3.2.Химическая экспертиза в криминалистике

Химическая экспертиза как научное исследование. Основные химические характеристики вещества. Химическая экспертиза веществ, материалов и изделий. Традиционные химические экспертизы в криминалистике.

С2.В.ДВ.4.1.Современные проблемы аналитической химии

Метрология химического анализа. Теоретические основы и закономерности равновесий и протекания различных химических реакций. Биологические методы анализа. Автоматизация и компьютеризация анализа. Анализ промышленных, природных, органических и биологических объектов

С2.В.ДВ.4.2.Демонстрационные опыты в химии 

Основные функциями химического эксперимента; подготовка студентов к практическому применению эксперимента на уроках химии

С2.В.ДВ.4.2.Методы очистки выбросов Основные физико-химические свойства обрабатываемых веществ. Характеристики загрязнения окружающей среды и основные методы ее защиты. Основные процессы инженерной защиты окружающей среды от техногенных загрязнений. Гидромеханические процессы очистка газовых выбросов и жидкостных сбросов. Химические методы защиты окружающей среды. Физико-химические процессы защиты окружающей среды. Биохимические процессы защиты окружающей среды. Термические методы защиты окружающей среды. Процессы защиты окружающей среды от энергетических воздействий.
С3.Б.1.Неорганическая химия

Строение атома, химическая связь, основы химии твёрдого тела, начала химической термодинамики, кинетика и механизм химических реакций, растворы; основные понятия геохимии и радиохимии; периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева; свойства химических элементов; особенности химии элементов-металлов и элементов-неметаллов; строение комплексных соединений, методы исследования неорганических соединений. Лабораторный практикум.

С3.Б.2.Аналитическая химия

Метрология химического анализа; теоретические основы и приёмы пробоподготовки; основные закономерности равновесий и протекания реакций: кислотно-основных, окислительно-восстановительных, комплексообразования и осаждения; химические и физические методы обнаружения, разделения и концентрирования веществ (экстракция, хроматография и др.); гравиметрические, титриметрические, кинетические, биохимические, электрохимические, спектроскопические, масс-спектрометрические, термические, биологические методы анализа; автоматизация и компьютеризация анализа; анализ промышленных, природных, органических и биологических объектов. Лабораторный практикум.

С3.Б.3.Органическая химия

Предмет органической химии, классификация реагентов и реакций, углеводороды (алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены),оптическая изомерия органических соединений, галогенопроизводные углеводородов, литийорганические соединения, гидроксилпроизводные углеводородов, простые эфиры,карбонильные соединения, карбоновые кислоты и их производные, нитросоединения, амины, азосоединения, гетерофункциональные и гетероциклические соединения. Лабораторный практикум.

С3.Б.4.Физическая химия

Постулаты и законы химической термодинамики, термохимия, термодинамические функции и фундаментальные уравнения Гиббса; термодинамическая теория растворов; правила фаз Гиббса, применение к гетерогенным равновесиям; химические и адсорбционные равновесия; основы линейной неравновесной термодинамики; постулаты статистической термодинамики, сумма по состояниям, вычисления термодинамических функций, статистическая термодинамика реального газа и конденсированного состояния вещества; химическая кинетика, кинетические уравнения различных типов реакций, теория кинетики; гомогенный и гетерогенный катализ, теория катализа; теория электролитов, термодинамика и кинетика электрохимических процессов. Лабораторный практикум.

С3.Б.5.Химические основы биологических процессов

Биомолекулы (аминокислоты, пептиды, белки), сахара, нуклеозиды, нуклеиновые кислоты, жирные кислоты, витамины, микроэлементы, биокатализ, метаболизм, биополимеры, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни. Лабораторный практикум.

С3.Б.6.Высокомолекулярные соединения

Основные понятия и определения макромолекулярных соединений; классификация полимеров и их важнейших представителей; поведение макромолекул в растворах, свойства полимерных тел (пластики, эластомеры, покрытия); молекулярная и надмолекулярная структура; механические свойства, химические свойства и модификация полимеров; синтез полимеров. Лабораторный практикум.

С3.Б.7.Химическая технология

Химическое производство как сложная система, сырье и энергоресурсы в химической промышленности, фундаментальные критерии эффективности их использования, комплексное использование сырья, энерготехнологические схемы; макроскопическая теория физико0химических явлений как теоретическая база химической технологии; механические, тепловые, массообменные и химические реакционные процессы; основные типы химических реактивов; аппаратурное оформление и математическое моделирование процессов разделения смесей веществ; роль материалов в химической технологии; анализ технологических схем важнейших химических производств. Лабораторный практикум.

С3.Б.8.Квантовая химия

Основные постулаты и математический аппарат квантовой механики; приближенные методы решения квантово-механических задач; основные положения квантовой химии; неэмпирические и полуэмпирические методы изучения электронного строения атомов и молекул, качественная теория реакционной способности.

С3.Б.9.Физические методы исследования

Характеристика и классификация методов, теоретические основы масс-спектрометрических и спектроскопических методов, проблемы получения и регистрации спектров, методы определения электрических дипольных моментов молекул, геометрия молекул и веществ, методы электронной, колебательной и вращательной спектроскопии, магнетохимические и электрооптические методы, резонансные методы.

С3.Б.10.Коллоидная химия

Свободная поверхностная энергия поверхности раздела фаз; взаимосвязь свободной поверхностной энергии и молекулярных взаимодействий в конденсированной фазе; капиллярные явления; строение адсорбционных слоев поверхностно-активных веществ (ПАВ); электроповерхностные явления в дисперсных системах; лиофильные и лиофобные дисперсные системы, их свойства и применение; устойчивость дисперсных систем; основы физико-химической механики; коллоидно-химические основы охраны природы. Лабораторный практикум.

С3.Б.11.Кристаллохимия

Предмет и задачи кристаллохимии, кристаллическая структура и способы её моделирования; основы рентгеноструктурного анализа; группы симметрии и структурные классы; общая кристаллохимия (типы химических связей в кристаллах, систематика кристаллических структур, шаровые упаковки и кладки, кристаллохимические радиусы атомов, изоморфизм и полиморфизм); избранные главы систематической кристаллохимии (простые вещества, бинарные и тернарные соединения, силикаты, органические вещества); обобщенная кристаллохимия.

С3.Б.12.Современная химия и химическая безопасность

Проблемы и понятия безопасного развития общества, окружающей среда как системы, природные и антропогенные воздействия на человека и окружающую среду, основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды, место химической науки в концепции устойчивого развития, принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды, правовые основы обеспечения безопасности.

С3.Б.13.Безопасность жизнедеятельности

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

С3.В.ОД.1.Анализ конкретных объектов

Классификация объектов анализа. Выбор схемы и метода анализа объекта с учетом его качественного состава и цели анализа. Основные стадии пробоподготовки. Краткое представление о химическом и минеральном составе Земли. Качественный и фазовый анализ сложных объектов. Физические, теплофизические и химические свойства углей. Общая характеристика запасов воды на Земле. Загрязнение водных источников пресной воды. Консервация и хранение проб. Современная химия почв, ее содержание и задачи. Химический состав пищи. Анализ пищевых продуктов

С3.В.ОД.2.Хемометрика

Характеристика и систематизация погрешностей химического анализа. Математическая обработка и представление данных химического анализа Дисперсионный анализ и его использование в практике химического анализа. Основы теории планирования эксперимента. Применение теории планирования эксперимента в лабораторной практике. Повышение эффективности химического эксперимента. Обработка аналитического сигнала. Методы численного интегрирования. Дифференциальная спектроскопия. Разрешение налагающихся сигналов. Многокомпонентный анализ.

С3.В.ОД.3.Введение в хроматографические методы анализа

Теоретические основы хроматографии.Газовая хроматография.  Газо-адсорбционная хроматография. Газо-жидкостная  хроматография. Качественный и количественный газохроматографический анализ. Реакционная газовая хроматография. Жидкостная хроматография: адсорбционная; ионообменная; ионная; эксклюзионная (гель-хроматография); жидкостно-жидкостная хроматография. Планарные хроматографические методы. Сверхкритическая флюидная хроматография. Капиллярный электрофорез. Спектроскопическое детектирование в гибридных методах анализа.

С3.В.ОД.4.Спектральные методы анализа

Основные характеристики электромагнитного излучения. Спектроскопические методы анализа. Магнитно-резонансные методы (ЯМР и ЭПР). Методы ИК-спектроскопии. Атомный спектральный анализ. Спектрофотометрия. Рентгеновская спектроскопия. Современные тенденции спектроскопических методов анализа.

С3.В.ОД.5.Электрохимические методы анализа

Классификация и сущность методов потенциометрии. Теоретические основы классической потенциометрии. Ионометрия. Классификация мембранных электродов. Теория электродных потенциалов ионселективных электродов с разными типами стеклянных, жидких, твердых мембран. Классическая полярография. Инверсионная вольтамперометрия. Осциллополярография. Нормальная и дифференциальная импульсная полярография. Синусоидальная переменнотоковая и квадратноволновая полярография. Кулонометрия: прямая и косвенная.

С3.В.ОД.6.Аналитическая служба

Состав, функции аналитической службы. Стандартизация. Стандартные образцы для аналитических целей. Система сертификации. Аккредитация и аттестация аналитических лабораторий. Метрология. Система метрологической службы Метрологические характеристики анализа веществ и аттестация аналитических методик Аналитический контроль: виды, формы, цели, функции.

С3.В.ОД.7.Спецпрактикум

Вольтамперометрия (техника и методика измерений на вольтамперометрических анализаторах, методики модифицирования индикаторных электродов).Хроматография (техника и методика измерений на хроматографах, подготовка оборудования). Спектроскопия. Методики синтеза кристаллов, техника выполнения фотолиза и радиолиза твердых солей.

С3.В.ДВ.1.1.Проблемы и задачи химии твердого тела в 21 веке

Кристаллическая и электронная структура твердых тел с разной природой химической связи; дефекты в твердых телах. Особенности физико-химических явлений на внешних и внутренних границах твердых тел. Особенности аморфного и стеклообразного состояния вещества; свойств материалов: полупроводников, магнетиков, сегнетоэлектриков, пироэлектриков, сверхпроводников, наноматериалов.

С3.В.ДВ.1.2.Возрастная педагогика

Возрастные нормы различных функций человека, как в молодом, так и в пожилом возрасте в различные периоды жизни, научное прогнозирование развития и понимания ранних периодов жизни для последующего развертывания психических ресурсов человека.

С3.В.ДВ.2.1.Актуальные проблемы органической химии

Взаимосвязь между структурой и свойствами органических веществ. Современные методы синтеза и исследования органических соединений. Нано и супрамолекулярные органические соединения. Области применения.

С3.В.ДВ.2.2.Педагогическое мастерство

Организация воспитательно-образовательного процесса: конструирование и осуществление педагогического процесса, основы научной организации труда учителя и самообразования.

С3.В.ДВ.3.1.Неорганический синтез

Основные принципы неорганического синтеза, различные методы синтеза неорганических материалов, методы разделения и очистки в неорганическом синтезе, технологический синтез основных неорганических соединений.

С3.В.ДВ.3.2.Утилизация, переработка и захоронение отходов потребления

Возникновение отходов как результат деятельности человека. Полигонное захоронение отходов. Организация сбора и удаления твердых бытовых отходов в городских условиях. Принципы переработки твердых бытовых отходов. Сепарация твердых бытовых отходов. Термическая переработка твердых бытовых отходов. Сжигание без образования шлакового расплава. Сжигание в слое шлакового расплава. Комбинированные процессы. Биотермическая переработка твердых бытовых отходов. Комплексная переработка твердых бытовых отходов. Переработка металлолома. Переработка пластмассовых отходов. Бытовые сточные воды и способы их утилизации. Глубокая очистка и обеззараживание сточных вод.

ФТД.1.Научные основы школьного курса химии

Основы школьного курса химии. Анализ актуальности учебной литературы для профильных классов. Формы и методы урочной и внеурочной работы. Постановка научного эксперимента в школе.

ФТД.2.Научные основы решения олимпиадных задач

Приемы и методы решения усложненных (в том числе олимпиадных) задач по химии.

ФТД.3.Коррупция: причины, проявления, противодействие

История коррупции: формы и методы проявления. Системный и разовый подход к борьбе с коррупцией. Эффективность и стоимость программ противодействия откатам. Психологические методы. Политическая коррупция. Региональные модели коррупции и опыт противодействия. Антикоррупционное законодательство.

С4.Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); профессионально-прикладная физическая подготовка.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

  Учебный план ООП (2013 год)

  Учебный план ООП (2012 год)

  Учебный план ООП (2011 год)

Практика

В соответствии с ФГОС ВПО по специальности "Фундаментальная и прикладная химия" раздел основной образовательной программы специальности "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.
      При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые включают химико-технологическую (учебную), химико-технологическую (производственную) и производственную предквалификационную (дипломную) практики.
      Учебная химико-технологическая практика проводится на первом году обучения с целью: ознакомления обучающихся с тематикой и организацией научных исследований, проводимых в научно-исследовательских лабораториях кафедр специализации химического факультета, лабораториях научно-исследовательских институтов Российской академии наук и других государственных и негосударственных научных организаций; закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в ходе обучения; приобретения обучающимися практических навыков и умений, универсальных и профессиональных компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности; создания условий для осознанного выбора студентами младших курсов направления своей дальнейшей специализированной подготовки; приобщения обучающихся к социальной среде организации; формирования у обучающихся способности работать самостоятельно и в составе команды, готовности к сотрудничеству, принятию решений, способности к профессиональной и социальной адаптации. Форма проведения химико-технологической (учебной) практики: лабораторная. В течение практики проводятся производственные экскурсии на химические предприятия и в научные организации региона. На предприятиях обязательным является ознакомление студентов со структурой центральных заводских лабораторий, условиями, методами и темами исследовательских работ, а также ознакомление студентов с системой водоподготовки и водоочистки. Итоги практики оцениваются зачетом.
      Производственная химико-технологическая практика предназначена для: ознакомления будущих специалистов в области химии с реальным технологическим процессом; закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения; приобретения практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности; усвоения приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных исследований; изучения особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов, состояния области исследований; освоения вопросов экономики современного химического производства (понимание основных химических, физических и технических аспектов химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат); приобретения опыта работы на серийной аппаратуре, применяемой в химическом производстве; приобретения навыков: организации на научной основе своего труда; владения компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации; владения методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств; владения методами контроля и анализа материалов (в применении к конкретной производственной работе); оценки возможных рисков, перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности. Производственная химико-технологическая практика проводится в сроки, определенные учебным планом. Базы практики: предприятия химического профиля, полузаводские и макетные установки, лаборатории научно-исследовательских институтов, вузов, лаборатории экспертно-криминалистических центров, а также другие производственные организации в соответствие с имеющимися долгосрочными и индивидуальными договорами. Форма оценки - дифференцированный зачет с оценкой предусматривается учебным планом направленности (специализации).
      Производственная предквалификационная (дипломная) практика проводится в научно-исследовательских лабораториях кафедр специализации факультета (лаборатории: фотографической химии; фотохимии; гетерогенных систем; оптических методов анализа; физико-химических методов анализа; электрохимических методов анализа; ЭПР спектроскопии), в институтах РАН или в других научных учреждениях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по специальности "Фундаментальная и прикладная химия" в соответствие с имеющимися долгосрочными и индивидуальными договорами в сроки, определенные учебным планом. Целями предквалификационной (дипломной) практики являются: закрепление и углубление теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний для решения конкретных научно-исследовательских задач в области специализации; овладение методикой современного научного исследования, приобретение практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности; подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы; приобретения умений и навыков: обработки и представления (в виде докладов, отчетов, научных публикаций и т.д.) экспериментальных результатов с использованием современной вычислительной техники; оформления экспериментальных результатов, согласно действующей системы стандартов; целенаправленного поиска и сбора литературы по теме дипломной работы, умения анализировать научную литературу; подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Отчет о результатах самообследования по направлению подготовки 020201.65 "Аналитическая химия"