Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 06.04.01 Биология (Физиология человека и животных)

 

Направление подготовки:

06.04.01 Биология, 
направленность (профиль)  "Физиология человека и животных"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего  образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № 100
(зарегистрировано в Минюсте РФ  25 февраля 2010 № 16496)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации").
 
Биологический факультет ведет подготовку магистров по направлению подготовки 06.04.01 Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Основная профессиональная образовательная программа подготовки магистров представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ, регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся; и включает в себя: календарный учебный график, учебный план направления, компетентностную характеристику выпускника, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы практик и научно-исследовательской работы обучающихся, методические материалы, устанавливающие порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой  аттестации выпускников.
 

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 06.04.01 Биология включает: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.


Магистр по направлению подготовки 06.04.01 Биология, направленность  "Физиология человека и животных" подготовлен к самостоятельной работе на должностях физиолога, биолога, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях; подготовлен к педагогической деятельности (в установленном порядке).

 

Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники:

Программа магистратуры   ориентирована на научно-исследовательский  вид профессиональной деятельности как основной:

Научно-исследовательская деятельность: самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования; выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели; освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов; работа с научной информацией с использованием новых технологий; обработка и критическая оценка результатов исследований; подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций.

Дополнительно обучающийся готовится к  таким видам профессиональной деятельности, как:

Научно-производственная деятельность: самостоятельное планирование и проведение лабораторно-прикладных работ, контроль биотехнологических процессов в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; освоение и участие в создании новых биологических и биомедицинских технологий; организация получения биологического материала; планирование и проведение природоохранных мероприятий; планирование и проведение биомониторинга и оценки состояния природной среды; восстановление и культивирование биоресурсов; сбор и анализ имеющейся информации по проблеме с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации; обработка, критический анализ полученных данных; подготовка и публикация обзоров, патентов, статей.

Проектная деятельность:подготовка и публикация научно-технических отчетов и проектов; подготовка нормативных методических документов; составление проектной документации; подготовка научно-технических проектов.

Организационно-управленческая деятельность:  планирование и осуществление лабораторных и полевых исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; планирование и осуществление мероприятий по охране природы, биомониторингу, экологической экспертизе, оценке и восстановлению биоресурсов; планирование и осуществление семинаров и конференций; подготовка материалов к публикации; патентная работа; составление сметной и отчетной документации.

Педагогическая деятельность: осуществление педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с направлением подготовки; осуществление педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях в соответствии с направлением подготовки.

 

 

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:

  • научно-исследовательские учреждения физиологического и медицинского, а также сельскохозяйственного профиля;
  • лаборатории и отделы клинической физиологии, физиологии труда и спорта, эргономики, профотбора, профориентации и др.;
  • лаборатории и отделы сельскохозяйственных животных;
  • санитарно-эпидемиологические станции;
  • образовательные учреждения (в установленном порядке).

Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 06.04.01 Биология, магистерской программы "Физиология человека и животных", являются: биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов. 

   
 
 
Аннотации к рабочим программам
 
Б1.Б.1 Философские проблемы естествознания Базовая дисциплина общенаучного цикла. Основные понятия философии естествознания, проблема познания связей и закономерностей явлений природы, история развития натурфилософских представлений, современная естественнонаучная картина мира, место в ней наук о жизни, синергетика как универсальный язык описания эволюционирующей вселенной, философские проблемы теории познания в естественных системах.
Б1.Б.2 Иностранный язык Базовая дисциплина общенаучного цикла. Профессиональное и бытовое общение и чтение научной литературы, реферирование и аннотирование научной литературы, научно-технический перевод.
Б1.Б.3 Экономика и менеджмент высоких технологий Базовая дисциплина общенаучного цикла. Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Банковская система. Международная экономика. Основы прикладной экономики. Основы маркетинга. Финансовые институты. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
М1.В.1 Инновационный менеджмент Обязательная дисциплина вариативной части общенаучного цикла. Высокие технологии и инновации в современной экономике. Организационные структуры и формы инновационной деятельности. Рынок инноваций. Государственное регулирование в сфере высоких технологий. Управление интеллектуальной собственностью. Инновационный потенциал региона и региональная инновационная политика.Методологические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Организационные отношения и формы организации в системе менеджмента. Коммуникации в системе менеджмента. Разработка управленческих решений. Мотивация деятельности в менеджменте. Человек в организации. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стратегия и тактика в системе менеджмента.
М1.В.2 Иностранный язык 1 Обязательная дисциплина вариативной части общенаучного цикла. Лексико-грамматический материал для профессионального общения и чтения периодической научной литературы; курс реферирования и аннотирования научной литературы; навыки научно-технического перевода
М1.ДВ.1 Научный иностранный язык Дисциплина по выбору из общенаучного цикла. Коммуникативный, культурологический и технологический аспекты в формировании речевых умений и навыков. Специфика лексических средств делового и профессионального дискурса. Оформление деловых документов и написания статей на английском языке. Знания особенностей стиля делового письма, резюме, стандартных языковых клише и правил внешнего оформления документации. Изложение краткого содержания своей магистерской диссертации на изучаемом иностранном языке.
М1.ДВ.1 Вопросы современной философии Дисциплина по выбору из общенаучного цикла. Периоды и типы философии 20 в. Философские школы, течения и направления 20 века и современности.
М2.Б.1 Компьютерные технологии в биологии Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; современные информационные технологии; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
М2.Б.2 Математическое моделирование биологических процессов Математический аппарат, применяемый для построения кинетических моделей биологических процессов; математические модели в билогии; методы качественного исследования динамических моделей биологических систем; математическая теория ферментативных процессов; модели эволюции и развития в биологии, модели фотосинтеза, модели распределенных биологических систем.
М2.Б.3 Спецглавы физических и химических наук Основные методологические принципы и методы естественнонаучного познания; критерии разграничения достижений науки и псевдонауки на современном этапе; ключевые этапы истории развития и постановки проблем естествознания; современная физическая, химическая, естественно-научная, эволюционная и др. научные картины мира. Физические, химические свойства природных объектов. Системные и несистемные подходы к рассмотрению природных объектов. Суть процессов в микромире, являющихся основой современных технологий экспериментального исследования и нанотехнологий. Фундаментальные законы функционирования и развития, свойственные всем уровням организации материи. Знание о современном состоянии и перспективах развития естественных наук, тенденций развития наук.
М2.В.1 Молекулярная биология Задачи молекулярной биологии. Организация исследований по молекулярной биологии. Уровни молекулярной организации. Три биотических потока. Механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации. Строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
М2.ДВ.1 Современные способы презентации научной информации Структура аудио и видеосредств, телекоммуникационные системы и методика их применения. Распространение информации в виде графики, ГИС-технологий, анимаций, ЗD-представлений, аудио, различных интерактивных систем и др.
М2.ДВ.1 Компьютерные технологии в науке и образовании ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером, принципы построения автоматизированных систем обучения и контроля знаний, применение пакетов прикладных программ в учебном процессе, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, информационные сети, геоинформационные системы.
М3.Б.1 Современные проблемы биологии Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетики, антропологии, экологии, теоретической биологии, эволюционной теории.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 1 Эволюция основных ботанических понятий. Роль гербария для развития ботанических и биологических исследований. Значение ботанических исследований в Сибири для развития биологии. Современное состояние и развитие ботанической науки в Сибири. Проблемы и перспективы развития ботаники в 21 веке. Сохранение флористического разнообразия как один из эффективных способов сохранения окружающей среды. Сущность и идеи Конвенции по сохранению биологического разнообразия.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 2 Ретроспектива и современные проблемы генетики человека (введение в предмет). Человек - объект генетического анализа. Генеалогический и близнецовый методы в генетике человека. Популяционный и цитогенетический методы в генетике человека. Биохимические и молекулярно-генетические методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогены, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни. Моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Фармакогенетика, генетика алкоголизма.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 3 Физиология как наука. Организм, его функции, гомеостаз. Регуляция функций. Возбудимые ткани, их свойства. Проведение возбуждения по нервам и синапсам. Свойства и функции центральной нервной системы. Вегетативная нервная система. Общая характеристика, отличия от соматической нервной системы. Железы внутренней секреции. Стресс и антистрессорные системы организма. Сон. Биоритмы. Роль системы дыхания для организма. Общая характеристика дыхательной функции. Свойства, производительность и регуляция деятельности сердца. Законы гемодинамики. Артериальное давление. Регуляция тонуса сосудов и артериального давления. Основы трофологии. Функциональная система питания. Функции пищеварительного тракта и их регуляция. Система выделения и регуляция водно-солевого обмена. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Образование и здоровье.
М3.Б.2 История и методология биологии История возникновения и развития биологии и смежных с ней наук, основные понятия и категории, методологические аспекты биологических наук и их приложений, место биологии в системе научного знания, междисциплинарные связи, роль выдающихся ученых в развитии биологических наук, зарождение новых научных направлений.
М3.Б.3 Учение о биосфере Эволюция биосферы, В.И. Вернадский и космологический смысл его учения, современное развитие биосферологии, взаимодействие природы и общества, антропогенное влияние на биосферу, методы прикладной экологии, экология человека в аспекте целостных представление о биосфере.
М3.Б.4 Современная экология и глобальные экологические проблемы Происхождение и строение Земли, взаимодействие геосфер, живые системы, роль живого в эволюции Земли; экологические группы организмов; взаимодействие организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия и экологический прогноз; методы анализа и моделирования экологических процессов; экологические принципы природопользования и охрана природы.
М3.В.1 Здоровьесберегающая деятельность в системе образования Методологические проблемы, связанные с медико-биологическими и психолого-педагогическими аспектами здоровья и адаптации детей, учащейся молодежи и педагогов, обосновываются организационно-педагогические условия реализации социально-педагогических моделей сохранения и укрепления здоровья на региональном и муниципальном уровнях управления системой образования.
М3.В.2 Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации" Координация и адаптация физиологических функций к различным условиям внешней среды; механизмы гомеостатической регуляции обменных процессов, принципы нейроэндокринной регуляции; физиология возбудимых тканей мышечной и нервной системы; эндокринная система, транспортная система: кровь и лимфа; физиология дыхания; пищеварение; выделительная система; терморегуляция; физиология сенсорных систем; физиология высшей нервной деятельности.
М3.В.3 Фило- и онто-генетические аспекты адаптации Изучение биологических законов эволюции, понятия адаптации с точки зрения эволюции вида и онтогенеза индивидуума. Получение знаний о самом человеке как об одном из тысяч видов биосферы, закономерностях его индивидуального и популяционного развития в процессе адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Закономерности формирования механизмов адаптации в процессе филогенеза и онтогенеза; Филогенез современного человека; онтогенетические аспекты развития адаптации у человека
М3.В.4 Биология поведения Представление об этологии (поведении) как науке, ее образовании, целях, задачах, определяющая роль поведения в жизни отдельных животных и сообществ в целом. Биологические основы поведения человека. Единство психического и соматического. Связь психики и поведения с гормонами. Структура поведения. Понятие поведения. Гуморальная система. Стресс. Универсальная форма поведения при стрессе. Неконтролируемый стресс и депрессия. Биологический смысл депрессивных состояний. Психологические типы. Общие представления о типологизации. Социальное поведение. Агрессивное поведение. Асоциальное поведение и гормоны. Аффилиативное поведение. Копулятивное поведение. Феромоны. Репродуктивное поведение и феромоны. Родительское поведение и ферромоны. Роль феромонов в современном социальном поведении человека. Алкоголь. Половые различия. Социальный смысл существования двух полов. Ритмы жизнедеятельности.
М3.В.5 Нейрофизиология Предмет и методы исследования в нейрофизиологии. Исследование физиологических механизмов психических процессов на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях как основная задача психофизиологии. Биологические основы психики. Три основных функциональных блока мозга. Психофизиология функциональных состояний. Регуляция функционального состояния организма. Кодирование информации. Психофизиологические механизмы кодирования, декодирования информации и опознание образа. Ощущение как основа всех форм психической деятельности. Мозговая организация ощущения. Психическая организация процессов восприятия. Мозговая организация восприятия. Психофизиология внимания. Стволово-таламокортикальная система и ее модулирующие влияния на кору. Роль специфических и неспецифических нейронов таламуса в активации коры. Базальная холинергическая система переднего мозга. Стриопаллидарная система. Локализация основных "центров" внимания. Нейрофизиология памяти и научения. Нейрофизиология эмоционально-потребностной сферы. Нейрофизиология сознания и бессознательного.
М3.В.6 Большой практикум Биологически обратная связь. Валеологический практикум.
М3.ДВ.1 Психофизиологические аспекты школьной адаптации Принципы государственной политики в области образования: адаптивность образования, гуманизация, дифференциация и индивидуализация обучения. Социальные, психологические и физиологические аспекты школьной адаптации. Критерии адаптивных перестроек в процессе обучения. Виды школьной адаптации. Социальная (личностная) адаптация. Факторы, определяющие социальную адаптацию к школьному обучению. Физиологическая адаптация ребенка к школе. Факторы, влияющие на успешность школьной адаптации. Типологические классификации индивидуальных различий. Диагностика школьной адаптации. Динамика умственной работоспособности. Школьная дезадаптация. Комплексный подход к изучению нарушения школьной адаптации. Особенности школьной адаптации на разных этапах обучения.
М3.ДВ.1 Адаптация к мышечной деятельности Понятие об адаптации к различным факторам окружающей среды. Физиологические особенности адаптации. Виды адаптации. Системный структурный след, вегетативная память. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Динамика функций организма при адаптации, ее стадии. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Основные функциональные эффекты адаптации (экономизация, мобилизация, повышение резервных возможностей, устойчивость к нагрузкам, надежность функций). Обратимость адаптационных изменений. Физиологическая классификация физических упражнений. Физиологическая характеристика состояний организма при выполнении физических и спортивных упражнений. Физиологические основы спортивной тренировки. Физиологическая характеристика физической работоспособности
М3.ДВ.2 Физиология и патология сенсорных систем Общие принципы организации сенсорных систем Зрительная сенсорная система. Рецепторы зрительной сенсорной системы, проводящие пути, подкорковые центры, корковые зоны. Основные функции глаза и их нарушения. Структуры ЦНС и анализ зрительной информации. Слуховая сенсорная система. Нейрофизиология слуха. Психофизические характеристики звука. Акуметрия. Слуховое утомление. Основные нарушения слуха при различной локализации патологического процесса. Вестибулярная сенсорная система. Проводящие пути вестибулярной системы. Корковые центры. Психофизические характеристики вестибулярной системы. Последствия нарушения лабиринтов. Соматосенсорная система. Проводящие пути, подкорковые центры, корковые зоны. Терморецепция. Сенсорная система опорно-двигательного аппарата. Ноциоцепция. Нарушение переработки информации о боли. Обонятельная сенсорная система. Пути поступления обонятельных сигналов в ЦНС. Физиологические механизмы работы обонятельных рецепторов. Проводниковый отдел обонятельного анализатора. Корковые центры. Вкусовая сенсорная система. Биологическая роль вкусовых ощущений. Нарушения вкуса. Реакции нейронов гипоталамуса на вкусовые стимулы. Полисенсорный характер сенсорной функции мозга. Сенсорные системы и целостность организма. Понятие о ведущей сенсорной системе. Уровни взаимодействия сенсорных систем в ЦНС. Осознаваемое и неосознаваемое восприятие. Активность восприятия. Детекторная и дистрибутивная теории распознавания сенсорных сигналов. Сенсорные и неспецифические системы мозга. Сверхчувства.
М3.ДВ.2 Основы рационального питания Понятие о рациональном питании. Пищевые (питательные) вещества. Условия, необходимые для организации рационального питания. Значение пищи для роста и развития организма. Принципы здорового питания школьника. Рациональное питание и физиологические основы его организации. Питание различных возрастных профессиональных групп населения. Нормы питания. Понятие основного обмена. Факторы, определяющие основной обмен. Энергетические затраты организма при разных видах труда. Специфически динамическое действие питательных веществ. Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Регуляция обмена энергии. Режим питания, соотношение продуктов в меню, приоритеты питания. Региональность и сезонность питания. Соответствие питания физиологическим потребностям организма с учетом характера труда, климата, пола, возраста, уровня здоровья. Зависимость работоспособности организма от питания. Калорийность питания. "Энергетики", продукты, улучшающие мыслительную деятельность. Соответствие энергетической ценности Рациона среднесуточным затратам. Высоко- и низкокалорийное питание. Сбалансированное питание. Витамины, их роль в поддержании здоровья. Минеральные вещества, их биологическая роль. Питание современного человека. Принципы и правила здорового питания.
М3.ДВ.3 Экологическая генетика Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого; генная теория; мутагенез, природные и антропогенные мутагены, генетическая инженерия, ее применение в биотехнологии; основы геномики, протеомики; генетические основы селекции; Генетика популяций; генетические обоснования эволюции; методы генетического анализа, селекции. Основные теории эволюции; история становления эволюционных представлений; генетические основы эволюционного процесса; концепция видообразования.
М3.ДВ.3 Популяционная генетика Обмен веществ, источники энергии для организмов, гомеостаз, условия воспроизведения и возможности адаптации организмов, экология особи; закономерности зависимости организмов от факторов среды; пути приспособления к среде, физиологические особенности различных организмов и трофическая структура биоценозов, механизмы реакций организмов на антропогенные воздействия, основы токсикологии, токсикологический стресс, токсикологическое нормирование, мутагенные факторы среды.
М3.ДВ.4 Фундаментальная и прикладная хронофизиология и хрономедицина Классификация ритмической активности организма. Свойства биоритмов. Внутренняя временная упорядоченность. Мультиосцилляторная модель внутренней временной упорядоченности. Взаимоотношения суточных, месячных, сезонных и многолетних ритмов. Нейроэндокринная регуляция циркадианной временной организации у млекопитающих и человека. Онтогенез биологических ритмов. Этапы созревания биоритмов. Закономерности онтогенеза биоритмов. Биоритмы и адаптация. Биоритмологические закономерности адаптационных и регенераторных механизмов. Варианты перестроек биоритмов при общем адаптационном синдроме. Этапы биоритмологических перестроек при стрессе. Хронотип человека. Заболеваемость и особенности течения болезней у людей разных хронотипов. Хрономедицина. Понятие и разделы хрономедицины. Хронобиологическая норма и её характеристики. Хронопатология.
М3.ДВ.4 Паранатальная психофизиология Особенности развития человека в раннем онтогенезе. Психофизиологические изменения во время беременности. Влияние состояния матери на плод. Пренатальное развитие ЦНС. Перинатальный период. Психофизиологическая готовность к материнству. Морфофункциональные изменения в ЦНС в постнатальный период. Критические периоды постнатального развития. Физиологические обоснования наличия критических периодов.
ФТД.1 Педагогика и психология высшей школы Общая педагогика. Педагогическое мастерство. Система высшего образования за рубежом. Педагогические технологии высшей школы. Педагогические технологии профессионально-ориентированного обучения. Педагогическое мастерство. Педагогика высшей школы. История образования в России. Психология человека. Техника речи и основы актерского мастерства.
ФТД.2 Популяционная биология Популяционная биология - биологическая наука, изучающая строение и закономерности развития популяций. Процессы, идущие на популяционном и организменном уровне. Демографические и генетические параметры популяций. Методы исследования зависимостей популяционных параметров от факторов среды.
ФТД.3 Экологический мониторинг Понятие мониторинга. Мониторинг окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Ступени мониторинга. Объекты мониторинга. Характеризуемые показатели мониторинга. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования. Единая государственная система экологического мониторинга.
 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:
 
Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
 
При реализации магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-педагогическая.
 
Научно-педагогическая практика проходит в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии), в профильных классах общеобразовательных учреждений, в вузе.

Научно-исследовательская практика может проходить на лабораторно-экспериментальной базе кафедр факультета и на базах учреждений, с которыми биологический факультет имеет договоры о творческом сотрудничестве     и     соглашения     о    партнерстве:    Институт    систематики   и  экологии  животных  СО РАН  (г. Новосибирск), Институт цитологии и генетики СО РАН (г. Новосибирск), Институт экологии  человека СО РАН  (г. Кемерово), ГУ "Научный медико-генетический центр РАМН"  (г. Москва) и др.