Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 39.03.01 Социология (Социология организации и управления)

Направление подготовки:

39.03.01 Социология, направленность (профиль) "Социология организации и управления"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2009 года № 230
(зарегистрировано в Минюсте РФ  2 июня 2010 № 17438)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ).

Цель (миссия) ООП по направлению подготовки 39.03.01 Социология.
Углубление профессиональных образовательных и общекультурных компетенций по избранному в социологии направлению, содействие личностному развитию. В соответствии с ФГОС ВО и ПрООП ВПО программа подготовки бакалавров формирует общенаучные, социально-личностные, инструментальные компетенции с учетом специфики региона, вуза и научной школы, а также с учетом востребованности данных специалистов в реальных рыночных условиях.

Миссией программы подготовки является:
Формирование у студентов профессиональной социологической компетентности в содержании теоретических основ социологической науки, а также в прикладных исследовательских вопросах, информационной мобильности, свободного владения социологическими методами, инструментарием, первичным анализом в условиях социальных организаций.
•  ООП бакалавриата по социологии ставит своей целью содействовать развитию у студентов личностных качеств: внутренней творческой свободы; умения работать индивидуально и в коллективе, особенно важно для социолога в организации уметь работать в объединениях типа адхократического коллектива, экспертной группы и т. п.; умение критически осмысливать и анализировать происходящие социально-экономические и политические события; формирование собственной точки зрения (видения событий), и самостоятельная критическая выработка отношения, самоанализ (особенно профессиональных действий); "социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом" (Профессиональный кодекс социолога).
•   формированию общекультурных (универсальных) компетенций: комплексного представления об истории развития общества и российского государства; складывание представлений об институтах государства и собственности (включая интеллектуальную собственность, авторские права); формирование представлений о базовых социальных ценностях и релевантных отношениях; особенности организационной культуры; устойчивые представления о категориях нравственности, социального благополучия, неравенства; содействие языковой культуре, включая  профессиональные языки.
• формированию профессиональных компетенций: осмысленное представление о содержании и механизмах развития общества; владение профессиональной терминологией, и использование понятийного аппарата; типологизация социальных процессов; знание основных этапов и возможность организации социологического исследования; владение различными методами социологического исследования; анализ и обработка социологической информации, в т. ч., с использованием электронных статистических программ; визуализация результатов социологических исследований; формирование у студентов представлений о роли и функциях социальных организаций, различных организационных структурах и связях.

Область профессиональной деятельности выпускника включает:
• организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах, отделах (кадрового, маркетингового или информационного профилей) аппарата управления;
• органы государственного и муниципального управления;
• науку (анализ и эмпирические исследования социальных проблем общества);
• социальную сферу (анализ и эмпирические исследования социальных отношений различных групп, процессы стратификации и мобильности);
• политическую сферу (анализ деятельности политических и социальных институтов, механизмов функционирования гражданского общества и государства, теории принятия политического решения, специфику организации местного самоуправления и т. д.);
• экономическую сферу (маркетинговые исследования, консалтинг, социально-прикладные исследования);
• социокультурную сферу (анализ и эмпирические исследования проблем духовной культуры общества);
• социальные коммуникации и интернет (анализ и эмпирические исследования в сфере рекламы, изучение общественного мнения, работа в области СМИ и СМК).

Виды профессиональной деятельности выпускника
- научно-исследовательская;
- производственно-прикладная;
- проектная;
- организационно-управленческая.
 

Программа бакалавриата  ориентирована на научно-исследовательский  вид профессиональной деятельности как основной (программа академического бакалавриата):

научно-исследовательская деятельность:

·         участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;

·          обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

·          участие в подготовке обзоров и аннотаций;

·          интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории;

·          участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;

·          участие в представлении результатов исследовательских работ, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований.

Дополнительно выпускник готовится к проектной, организационно-управленческой и производственно-прикладной деятельности: 

проектная деятельность:

·          участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

·         участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

·         участие в разработке, реализации и распределении результатов проектов по изучению общественного мнения;

·          научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб.

организационно-управленческая деятельность:

·          формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого взаимодействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

·          участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

·          участие в организации и поддержании коммуникации с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы.

 производственно-прикладная деятельность:

·          поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

·          идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

·          разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;

·          разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;

·          анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава рабочих;

·          распространение социологических знаний, консультирование работников, органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов.

 
 
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
 
Практики:
 
Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
 
  учебная практика
  производственная практика
 производственная практика (научно-исследовательская работа)
 преддипломная практика