Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (Социально-психологическая работа с молодежью)

 

Направление подготовки:

39.03.03 Организация работы с молодежью,
направленность (профиль) "Социально-психологическая работа с молодежью"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20 ноября  2015 года № 1173
(зарегистрировано в Минюсте РФ  9 ноября 2015 № 39638)

 

Описание образовательной программы: 

Целью     основной     образовательной     программы  бакалавриата   по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью является  сочетание профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно - богатой, интеллектуально оснащенной, социально-ответственной личности.
Основанием для определения конечных целей, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

  Полный текст ООП

Б1.Б.1 История Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Б1.Б.2 Философия Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Б1.Б.3 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Б1.Б.4 Экономика Предмет и методы экономической теории. Базовые экономические понятия. Рыночная система: основа анализа спроса и предложения. Потребитель в рыночной экономике. Производство экономических благ. Фирма как совершенный конкурент. Типы рыночных структур. Рынок труда. Рынок капитала. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Общее экономическое равновесие, экономическая эффективность и благосостояние. Государство в рыночной экономике. Макроэкономические показатели. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Макроэкономическое равновесие. Бюджетно-налоговая система. Кредитно-денежная система. Инфляция и антиинфляционная политика. Социальная политика государства. Экономический рост. Международные взаимозависимости. Открытая экономика. Национальная экономика.
Б1. Б.5 Русский язык и культура речи Стили современного русского языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Цель дисциплины помочь студентам в усвоении знаний и умений в области делового общения, делового этикета, познакомить с особенностями проведения переговоров с деловыми партнерами, в том числе и зарубежными.
Б1. Б.6 Социология Социально-философские предпосылки развития социологии как науки; классические социологические теории; современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы, общности, слои; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, социальная структура общества, стратификация и социальная мобильность; социальный статус и социальная роль; социальное взаимодействие и социальные отношения; сознание и поведение личности и групп; общественное мнение как социальный институт; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; социальные аспекты развития рынка; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции, конфликты и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методология и методика социологического исследования.
Б1.В.1 Психология Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психология личности; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; эмоции; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия. Личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, перцепция, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспект; психология глобальных проблем современности; психология и личность: телесная психология и психология повседневности, профессиональная психология, психология и культура ноосферного мышления; деловые переговоры: характер их, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.
Б1.В.2 Социология молодой семьи Предмет социологии семьи, специфика его вычленения; исторические особенности семейной социализации; типологии семейных структур и комплектность внутрисемейных ролей; содержание основных социологических концепций изучений семьи; методические программы и методики исследований семьи; общие формы организации семейной политики, социальной поддержки семей и социальной работы с семьями.
Б1.В.3 Культурология Предмет, цели, задачи и краткая характеристика содержания дисциплины. Терминология дисциплины. Основные понятия и определения. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. История культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Дефиниции культуры. Деятельностный (технологический ) системный , ценностный (аксиологический) подходы. Культурные процессы в сферах жизнедеятельности человечества (культура материальная и духовная). Морфология культуры. Функции культуры. Культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак. Проблема толерантного отношения к культурным традициям народов РФ. Дефиниции цивилизаций. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация". Предыстория человеческого общества. Проблема культурогенеза (Концепции: орудийно-трудовая, психоаналитическая, антропологическая, социокультурная). Основные итоги доисторического периода (К. Ясперс). Мезолит. Неолитическая революция. Этапы общественного разделения труда. Этническая и национальная культуры. Культуры светская и религиозная, традиционная и современная, массовая и элитарная, восточная и западная. Культура древневосточных цивилизаций. Античная культура: социальные и духовные основы. Культура средневековой Европы: особенности, ценности, идеалы. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры. Европейская культура XIX-ХХ века. Русская культура: понятие, генезис, самобытность . Русская средневековая культура: определяющие доминанты национального развития. Золотой" и "серебряный век" русской культуры: исторические достижения и противоречия. Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности, историческое место. Социокультурная ситуация в современном постсоветском обществе. Культура и природа. Инкультурация и социализация. Соотношение культуры и контркультуры. Молодежные волнения 60-х гг. как явление дионисийского начала в культуре. Франкфуртская школа. Маркузе. Хоркхаймер. "Новые левые". Субкультуры. Битники. Движение хиппи. Понятие андеграунд. Субкультуры 80-90 х гг. Техника и культура. Сциентисты и их оппоненты. Глобалистика. Римский клуб.
Б1.В.4 Принципы социального государства Социальное государство и его функции. Экономические основы функционирования социального государства. Социальная политика государства. Система социальной защиты населения. Государственное регулирование рынка труда и занятости населения. Социальное партнерство и социальная ответственность бизнеса. Качество и уровень жизни в социальном государстве. Социальная политика государства в условиях формирования инновационной экономики.
Б1.В.5 Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Экологическое право. Правовые основы защиты государственной тайны.
Б2.Б.1 Математика Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы. Точечные множества в N - мерном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезности. Кривые безразличия.
Б2.Б.2 Общая теория статистики Понятие о статистике. Организация статистики. Статистическое наблюдение. Статистические показатели. Представление статистических данных: таблицы и графики. Средние величины и изучение вариации. Группировка. Выборочное наблюдение. Испытание статистических гипотез. Статистическая проверка гипотез. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Системы регрессионных уравнений. Статистический анализ неколичественных переменных. Статистическое изучение динамики. Индексы. Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений.
Б2.Б.3 Математическая статистика и теория вероятностей Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях. Закон распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов. Статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
Б2.Б.4 Информатика Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Технические средства реализации информационных процессов Программные средства реализации информационных процессов. Операционные системы (ОС). Технологии создания и обработки текстовой информации. Технологии создания и обработки числовой информации. Технологии хранения, поиска и сортировки информации Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации. Алгоритмизация и программирование. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Телекоммуникационные технологии. Методы защиты информации.
Б2.Б.5 Концепции современного естествознания Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира. Пространство, время, симметрия. Структурные уровни и системная организация материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания. Биосфера и человек.
Б2.В.1 Религиоведение Религиоведение как область научного знания. Понятие, сущность и структура религии. История религий. Проблема происхождения религии. Ранние формы религии. Национально-государственные формы религии. Мировые религии. Новые религиозные движения. Секуляризация как исторический феномен. Библия как памятник мировой культуры. Библия как исторический источник, как выразитель религиозного мировоззрения, как художественное и философское произведение.
Б2.В.2 Теория измерений социальных проблем молодежи Основные проблемы социологического измерения социальных проблем молодежи; особенности мягких и жёстких методов сбора данных в социологии молодежи; принципы построения основных используемых в эмпирической социологии шкал; принципы связи типа шкалы с выбором методов анализа данных; основные подходы к классификации социологических шкал.
Б2.В.3 Методы комлексного исследования и оценки положения молодежи в обществе Комплексное исследование и оценка положения молодежи - введение в учебный курс. Социальное познание как теоретическая основа комплексного исследования и применения оценочных критериев в работе с молодежью. Основные социологические парадигмы и теории. Особенности методики исследования проблем молодежи Оперативные социологические исследования проблем молодежи: виды и основные этапы Репрезентативность социологической информации в выборочных исследованиях молодежных проблем Измерение (квантификация) социальных характеристик в социальном исследовании Методика и методы исследования молодежных проблем путем опросов Методика и методы изучения молодежных проблем путем наблюдения Методика и методы изучения молодежных проблем с применением метода фокус-группы Социометрический метод в изучении молодежных проблем Общественное мнение как показатель группового и общественного настроения молодежи Прогностические методы исследования личных планов и образов будущего у молодежи. Методы обработки и анализа социологической информации Моделирование, прогнозирование и проектирование социальных процессов в молодежной среде. Социальные показатели, индикаторы и индексы как основа сравнительного анализа положения молодежи. Показатели развития молодежи как субъекта производства жизненных средств и духовных сил человека Уровень и качество жизни молодежи Социально-демографические показатели: брачность, рождаемость, смертность. Занятость молодежи - показатель участия в общественно- полезной жизненной деятельности. Индекс развития человеческого потенциала. Индекс развития молодежи. Исследование имиджа личности, группового имиджа, корпоративного имиджа. Оценка деловых и предпринимательских качеств молодежи Информационные аспекты методического обеспечения комплексного исследования и оценки молодежных проблем.
Б3.Б.1 Введение в специальность Теоретико-организационные основы работы с молодежью. Отечественный и зарубежный опыт исследования молодежных проблем. Молодежь как объект и субъект социальной работы. Работа с молодежью как особый вид практической деятельности. История организации работы с молодежью. течественный и зарубежный опыт. Молодежная субкультура. Молодежная политика в современном обществе: российский, зарубежный и международный опыт. Молодежь в российском обществе. Социальное развитие молодежи в транзитивном обществе. Глобализация и проблемы безопасности молодежи. Молодежные общественные объединения и движения в современной России. Социальные технологии и особенности работы с отдельными категориями молодежи. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью. Организация работы с молодежью по месту жительства. Организация работы с молодежью по месту учебы, работы, отдыха. Кадровое обеспечение работы с молодежью.
Б3.Б.2 Психологические основы работы с молодежью Психология как наука. Психология личности. Особенности психического развития на разных возрастных этапах. Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Подростковый возраст. Юность. Общие и отличительные черты психологического склада юношей и девушек. Психологические особенности профессионального самоопределения личности. Психология воспитания. Психология человеческих взаимоотношений.
Б3.Б.3 Педагогические обеспечения работы с молодежью Теории социальной педагогики и педагогической социологии. Социальное воспитание в России в Х1Х-ХХвв. Социальное воспитание в странах Европы и США в ХХ в. Политика советского правительства, ее влияние на социальное воспитание. Среда. Роль среды в социализации личности. Методы социального воспитания Работа с молодежью в школе и микрорайоне. Педагогическое обеспечение работы с трудными подростками Педагогическое обеспечение работы с больными детьми. Технология педагогического разрешения конфликтов.
Б3.Б.4 Социология молодежи Социология молодежи как отрасль научного знания. Молодежь как социально-демографическая группа и ее место в обществе. Демографические процессы в молодежной среде. Социальные группы молодежи и их особенности. Социальная стратификация молодежи. Молодежь в социально-профессиональной структуре общества. Диалектика взаимоотношений поколений. Молодежь в воспроизводстве социальной структуры общества. Гендерные аспекты молодежных проблем. Социализация молодежи. Социокультурное развитие молодежи. Молодежная культура и молодежные субкультуры. Социальная самоидентификация молодежи. Молодежные движения и неформальные объединения. Социологический анализ отклоняющегося поведения молодежи. Особенности конфликтов в молодежной среде. Социальные проблемы здоровья молодежи. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Молодежь и религия. Молодежь и армия. Социальное проектирование в сфере молодежных проблем.
Б3.Б.5 Государственная молодежная политика в Российской Федерации Теоретические концепции и подходы к формированию государственной молодежной политики в современной России. Комсомол, как общественно-государственная система работы с молодежью в СССР. Законодательная база молодежной политики (1990-2007 годы). Управление молодежной политикой в системе государственной исполнительной власти в Российской Федерации (19902007 годы). Общественное молодежное движение в Российской Федерации (1990-2007 годы). Общероссийские общественные организации на примере Российского Союза Молодежи. Студенческое самоуправление в современной России. Молодежная работа в странах дальнего и ближнего зарубежья. Международные молодежные организации. Работа с молодежью в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне. Возможные модели управления молодежной политикой в Российской Федерации.
Б3.Б.6 Правовые основы работы с молодежью Права человека в истории политико-правовой мысли. Правовая культура молодежи. Правовое сознание молодежи. Формирование правового социального государства. Понятие правового положения личности в РФ. Понятие и классификация основных прав, свобод и обязанностей молодежи. Способы защиты прав и свобод молодежи в Российской Федерации. Понятие и виды органов государственной власти в России. Президент Российской Федерации как гарант прав молодежи. Правительство Российской Федерации и его деятельность по реализации. Судебная власть и механизм ее реализации в современной России. Судебная защита прав молодежи. Прокуратура Российской Федерации и иные правоохранительные органы в сфере работы с молодежью. Законодательство РФ о молодежи и молодежных организациях. Местное самоуправление в РФ. Правовые акты и деятельность органов местного самоуправления по защите прав молодежи. Предпосылки создания ювенального права. Его основные понятия и источники. Основы конституционно-правового статуса и правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений. Право собственности-основной институт гражданского права. Договор и отдельные виды обязательств. Сделки: понятия, форма, виды. Реализация молодежью их личных прав во взаимоотношениях с административными органами. Правовое обеспечение интересов молодежи в административном праве. Правовой положение молодежи в сфере уголовно-правовых отношений. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Правовое обеспечение интересов молодежи в семейном законодательстве. Правовое обеспечение интересов молодежи в жилищном законодательстве и наследственном праве. Образовательное право. Правовое положение молодежи в сфере трудовых отношений. Этика профессиональной деятельности. Предпринимательское право. Понятие интеллектуальной собственности и система ее правовой охраны. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды. Правовое обеспечение интересов молодежи в международном праве. Правовое регулирование профессиональной деятельности в области молодежной политики.
Б3.Б.7 Экономические основы работы с молодежью Курс ставит целью сформировать систему знаний в области экономического обеспечения молодежных проектов, становлении молодежного предпринимательства, НКО и привить практические навыки финансирования и оценки деятельности тех или иных проектов в молодежной сфере. Предметом изучения являются современные процессы эффективного обеспечения реализации молодежной политики, в том числе государственная поддержка предпринимательства среди молодежи.
Б3.Б.8 Менеджмент в молодежной политике Государственная молодежная политика как объект менеджмента молодежной сферы. Административный подход в молодежной политике. Молодежное общественное объединение как субъект реализации ГМП. Процессный подход в молодежной политике. Мотивация как функция менеджмента молодежной политики. Методы управления в молодежных организациях. Управленческие функции и навыки специалиста по работе с молодежью. Кадровая политика в молодежной сфере. Социальное партнерство в молодежной среде. Современные процессы и явления менеджмента молодежной сферы.
Б3.Б.9 История и современное состояние молодежной политики за рубежом Международное молодежное движение. Понятие о молодежной политике. История и тенденции молодежной политики. Структура международного молодежного движения. Международные политические, религиозные и альтернативные молодежные движения. Региональные (страноведческие) аспекты международной молодежной политики. Молодежная политика международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЕС). Государственная молодежная политика. Политические партии и молодежь. Религиозные движения и молодежь. Молодежные союзы как субъекты молодежной политики. История молодежного движения в России. Место российской молодежи во всемирном молодежном движении.
Б3.Б.10 Социальные технологии работы с молодежью Методы и социальные технологии работы с молодежью. Характеристика группового, индивидуального, общинного методов социальной работы. Особенности социальной работы с различными категориями молодежи. Социальная помощь и защита семьи, детства, молодежи в контексте социальных перемен в российском обществе. Группы молодежи с отклоняющимся поведением. Социологическое объяснение сущности и причин девиантности, деликвентности, преступности в молодежной среде. Концепции Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Р .Парка. Формы отклоняющегося поведения в современном российском обществе. Особенности работы с молодежью девиантного и деликвентного поведения, с дезадаптированными группами молодого поколения - с беспризорниками, молодыми правонарушителями: с молодежью в кризисных ситуациях, молодыми людьми, вернувшимися из "горячих точек", с мигрантами, молодыми людьми употребляющими наркотики, алкоголь, с ВИЧ-инфицированными. Необходимость объединения усилий государственных, общественных, благотворительных организаций в организации работы в молодежной среде, помощи молодому поколению.
Б3.Б.11 Молодежные субкультуры Теоретические подходы к анализу базовых понятий: молодежная культура, молодежные субкультуры, контркультура. Молодежь как субъект культуры. Культурная среда как условие развития и творческой самореализации молодежи. Причины и условия возникновения молодежных субкультур и их типология. Молодежные ценности, жизненные стандарты, поведенческие стереотипы. Особенности молодежных субкультур в России.
Б3.Б.12 Безопасность жизнедеятельности Человек и среда обитания. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Негативные факторы в системе "человек - среда обитания". Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Техногенные опасности и защита от них. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны. Экобиозащитная техника. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Антропогенные опасности и защита от них. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе "человек - машина". Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.
Б3.Б.13 Карьерные стратегии молодежи Профессиональная карьера молодежи как предмет исследований социальных наук. Основные подходы к феномену карьеры в психологии, социологии, менеджменте. Трансформация карьерных стратегий в современном обществе. Виды карьеры, этапы карьеры, карьерные стратегии. Процесс формирования и развития карьеры. Факторы и условия, влияющие на развитие карьеры. Критерии оценки карьеры. Карьерные риски. Место карьеры в профессиональном самоопределении молодежи. Процесс формирования и детерминанты профессиональной карьеры молодежи в условиях современного рынка труда. Личностные факторы развития карьеры. Этапы планирования карьеры. Разработка плана развития карьеры. Принципы постановки карьерных целей. Проект по развитию карьеры.
Б3.Б.14 Региональная и муниципальная молодежная политика Базовые принципы государственного и муниципального управления молодежной политикой. Разграничение полномочий органов государственной власти в области молодежной политики, местного самоуправления. Основы конституционного строя РФ. Система нормативно-правовых актов РФ. Федеральные округа, система взаимодействия федерального и регионального уровней управления. Органы исполнительной власти субъекта РФ. Законодательная власть субъекта РФ. Региональная молодежная политика: субъектно-объектные отношения, функции, механизмы реализации. Государственное регулирование молодежной политики: федеральный и региональный уровни. Регионы в системе европейской интеграции. Кадровое обеспечение региональной государственной молодежной политики Региональная социальная политика Система информационного обеспечения региональной молодежной политики Государственная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений Патриотическое воспитание молодежи Профилактика асоциальных проявлений среди молодежи Поддержка талантливой молодежи Местное самоуправление: содержание, сущность, методологические основы функционирования. Особенности местного самоуправления: зарубежный опыт Местное самоуправление в системе власти и управления. Представительные органы местного самоуправления. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне. Воспитание гражданственности и патриотизма. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью.
Б3.Б.15 Молодежные движения в России: история и современность Молодежное движение в России. Понятие о молодежной политике. История и тенденции молодежной политики Структура молодежного движения Политические, религиозные и альтернативные молодежные движения. Региональные (страноведческие) аспекты федеральной молодежной политики. Политические партии и молодежь Религиозные движения и молодежь Молодежные союзы как субъекты молодежной политики. Молодежные парламенты. История молодежного движения в России. Место российской молодежи во всемирном молодежном движении.
Б3.Б.16 Управление проектами Система управления проектами - направление развития производственных систем. Рыночные отношения и задачи предприятий по развитию производства, обновлению продукции, реорганизации управленческих структур, разработке маркетинговых концепций управления, переподготовки кадров. Проекты и управление проектами. Сущность проекта, его основные признаки. Характер деятельности по разработке и реализации проектов. Необходимость управления проектами. Содержание и предпосылки успешного осуществления управления проектами. Форма управления проектами. Управление проектами и управление организациями. Методы и приемы управления проектами. Системный анализ. Сущность и основные способы. Информационный анализ. Матричные методы. Графики процессов. Информационные схемы. Методы прогнозирования.
Б3.В.1 Социальная психология молодежи История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.
Б3.В.2 Возрастная психология молодежи Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.
Б3.В.3 Основы теории коммуникации Теоретические концепции коммуникации. Виды коммуникативных систем. Коммуникация как процесс и как структура. Структурные модели коммуникации. Основные элементы коммуникационного процесса: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации. Cемиотический (знаковый) уровень: синтактика; семантика; прагматика. Лингвистический (языковой) и металингвистический (метаязыковой) уровни. Вербальная коммуникация. Формы речевой коммуникации. Слуховое восприятие речи. Устноречевая коммуникация. Письменноречевая коммуникация. Виды и функции метаязыка. Паралингвистический уровень: невербальная коммуникация. Синтетический уровень. Внутриличностная и межличностная коммуникация. Общение как коммуникация, перцепция, интеракция. Приемы повышения эффективности общения. Субъекты коммуникации. Понятие аудитории. Теория коммуникативной личности. Коммуникативные барьеры. Коммуникации в группах. Коммуникации в организациях. Массовая коммуникация. Межкультурная коммуникация. Информационный обмен в коммуникативных системах. Социальные факторы коммуникаций. Политические коммуникации. Публичная коммуникация. Педагогические коммуникации. Особенности научных коммуникаций. Специфика коммуникации в религиозной идеологии и культе. PR-коммуникации. Реклама как коммуникация.
Б3.В.4 Молодая семья - объект молодежной политики Понятие о семье. Молодая семья и ее отличительные особенности. Семейные ценности молодежи. Семья в системе социализации и воспитания подрастающего поколения. Молодежная семья и религия. Молодежная семья и государственная социальная политика. Государственная социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации. Жилищные проблемы молодой семьи и пути их решения. Государственная политика в отношении молодежных семей. Правовые аспекты поддержки молодой семьи. Молодая семья в системе организации досугово-рекреационной работы с подрастающими детьми. Организация досуговых семейных мероприятий. Методика и техника сотрудничества с различными категориями детей. Методика и техника сотрудничества с различными категориями семей. Методика и техника сотрудничества с различными категориями людей разных поколений. Организация консультирования молодых семей.
Б3.В.5 Социальная безопасность молодежи Безопасность молодежи представляет собой отдельную область научного знания и является дисциплиной специализации учебно-научного цикла предметов, изучающих проблемы безопасности молодежи как социальный феномен современного российского общества. В процессе освоения данной дисциплины студенты должны получить представление о сущности и значении социальной безопасности молодежи и ее месте в системе национальной и внутренней безопасности государства, об основных угрозах и рисках в молодежной среде, их типологии и эволюции, о влиянии социальных последствий глобализации на безопасность молодежи. В ходе обучения рассматриваются теоретико-методологические проблемы социального развития молодежи, раскрывается типология молодежных конфликтов и описывается социальный механизм обеспечения безопасности молодежи. Затрагиваются также проблемы идеологии терроризма и организованной преступности и их влияние на деформацию основных смыслов и ценностных установок молодежи.
Б3.В.6 Межэтническая коммуникация в молодежной среде Этнопсихология, основные понятия. Этнические особенности социализации молодежи. Культурно-антропологические особенности межэтнической коммуникации молодежи. Понятие коммуникации и её роль в концепции культуры. Возрастные особенности коммуникации молодежи. Межкультурная коммуникация: специфика, теории, стратегии. Вербальная, невербальная и паравербальная коммуникация. Психологические основы межэтнической коммуникации молодежи. Специфика межкультурной коммуникации молодёжи в условиях межэтнического конфликта. Практика межкультурной коммуникации и освоение чужой культуры. Формирование межкультурной компетентности молодежи.
Б3.В.7 Основы психологического консультирования молодежи Предмет, цели, задачи психологического консультирования; отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи; способы подготовки специалистов данного направления; личностные качества, необходимые консультанту; основные теоретические направления психологического изучения личности; Психологическая консультация как организационная структура. Подготовка и проведение ПК; этапы консультирования; процедуры и техники; эффективность консультативного процесса; факторы, влияющие на успешность консультативного процесса, и факторы, снижающие его результативность; особенности психодиагностики в процессе психологического консультирования; работа с модальностями в ПК; характеристика модальностей; техники работы с модальностями в психологическом консультировании; применения метафор в психологическом консультировании: понятие, функции, виды, способы и правила построения метафор; перенос и контрперенос в психологическом консультировании; сопротивление в психологическом консультировании; техника рефреминга в ПК; творческие методы в психологическом консультировании; защитные механизмы личности; понятие и функции защитных механизмов личности; виды защитных механизмов личности; работа с защитными механизмами личности.
Б3.В.8 Реклама и связи с общественностью в работе с молодежью Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Механизмы воздействия пропаганды на психику человека. Реклама как средство психологического воздействия Внушение, убеждение, подражание и заражение как средства психологического воздействия в рекламе. Человек как субъект рекламных коммуникаций. Социализация и индивидуальность в рекламе. Психические процессы в рекламе. Эмоциональный компонент рекламного воздействия. Реклама как коммуникация. Психология саморекламы. Психология рекламы в маркетинге. Психология пропаганды и рекламы в средствах массовой информации. Психологические особенности наружной, транспортной рекламы. Этические проблемы психологических воздействий в рекламе. Технологии Public Relations. Внутренний и внешний уровни PR. Стратегии и средства PR. Использование рекламныхтехнологий в PR. Пропаганда как вид рекламной деятельности. Пропаганда в условиях психологических войн. Влияние психологических стереотипов на восприятие содержания пропаганды. Имиджи и брэнды как предмет социальных потребностей. Политическая реклама и имиджмейкинг. Психология рекламы и проблема изучения потребностей. "Опредмечивание" потребностей в маркетинге и рекламе. Проблема моделирования психологической структуры рекламных воздействий. Психологическое манипулирование потребителем в условиях личных продаж. Психология рекламы и медиа - планирование. Миф в рекламе как социально - психологический феномен. Социальная ориентированность человека как психологический фактор рекламной деятельности. Психологические исследования содержательных и формально - динамических характеристик рекламы. Две стратегии организации исследований и прикладных разработок в рекламной деятельности (суггестивный и маркетинговый подходы). Проблема психологической экспертизы рекламы и оценка ее эффективности.
Б3.В.9 Молодежь в общественно-политической жизни общества Психологические особенности политических систем: психология авторитарности и демократии. Характеристики и особенности различных политических институтов: партий, общественных движений и объединений. Проблема политического участия. Возрастные особенности участия в общественных движениях. Психология массового электорального поведения молодежи. Политическое поведение и типы политической активности молодежи. Молодежные общественные движения и объединения: условия возникновения и мотивы участия. Особенности молодежных объединений в рамках политических партий современной России.
Б3.В.10 Социальная патология в молодежной среде Понятие социальной патологии. Понятие социальной нормы. Функции и виды норм. Общая характеристика социальных отклонений. Виктимность и девиантная виктимизация личности. Индикаторы виктимной личности. Представления о криминальном поведении. Виды и характер преступлений. Понятие криминальной агрессии. Теории криминальной агрессии. Механизмы криминальной агрессии. Типология и формы социальных воздействий. Социально-психологические факторы, причины и механизмы преступного поведения. Сексуальные отклонения: социальная оценка и отношение, ведущие факторы. Характеристика проституции как социального явления - причины и следствия. Исследование агрессивного поведения в современной психологии. Вандализм. Мотивационные типологии вандализма. Виды и характеристика химических и нехимических зависимостей. Суицидальное поведение: понятие, причины и факторы риска. Общая характеристика граффити как формы отклонения. Бродяжничество, нищенство как социальная проблема.
Б3.В.11 Профессиональное самоопределение и самореализация молодежи Понятие профессионального самоопределения личности. Периодизации профессионального самоопределения по Е.А. Климову, Дж. Сьюперу. Особенности профессионального самоопределения в разных возрастных периодах: дошкольном, школьном, в период профессионального обучения, в период трудовой деятельности. Психологические факторы профессионального самоопределения. Критерии оценки профессионального самоопределения.
Б3.В.12 Социальное партнерство в полодежной политике Методики проектирования стратегии социального партнерства в молодежной политике. Сбор и анализ исходных данных для поддержки взаимодействия с молодежью в сфере политики. Социальная значимость стратегии социального партнерства в молодежной политике. Контроль соответствия разрабатываемых молодежных проектов действующим общественным нормам.
Б3.ДВ.1 Психология девиантного поведения молодежи Типология социальных отклонений и девиаций. Понятие девиантного, делинквентного, криминального поведения. Психологические теории девиантного поведения. Понятие аддиктивного поведения. Виды аддикции. Теории аддиктивного поведения. Факторы девиантного поведения. Модели девиантного поведения. Акцентуации характера и девиантное поведение. Понятие акцентуации в теориях К. Леонгарда и А.Е. Личко. Дифференциация понятий акцентуация характера и психопатия. Типология акцентуаций характера по А.Е. Личко. Формы девиаций при различных акцентуациях характера у подростков. Биологический подход в исследовании девиаций. Социально-психологических факторы отклоняющегося поведения.
Б3.ДВ.1 Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации Определение понятий "жизненный путь" и "событие". Понятие ТЖС. Подходы к пониманию ТЖС. Классификации ТЖС. Влияние ТЖС на жизнедеятельность личности. Особенности экстренной психосоциальной помощи в ТЖС. Психогении в ТЖС. Стихийное массовое поведение людей в ТЖС. Техники экстренной психосоциальной помощи. Определение состояний, их классификация. Преодоление последствий ТЖС в контексте изучения проблемы саморегуляции активности субъекта. Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Типы травматических ситуаций и зависимости травматического стресса от различных типов травмирующих ситуаций. Понятие шоковой травмы, основные симптомы. Принципы диагностики. Утрата "понятной" связи с травматическим событием, сложности диагностики. Принципы работы с лицами, пережившими шоковую травму: работа с "ядром" травмы; создание безопасного пространства; ориентация на телесные ресурсы. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования. Основные теоретические концепции суицида (психопатологическая, психологическая, социологическая). Типы личностного смысла суицида. Распознавание суицидальной опасности. Синдром утраты. Определения понятия горя, феноменология, динамика, модели горя: психодинамическая, горе как болезнь, горе как утрата привязанности (татчмент), горе как утрата личной свободы, когнитивная, стрессовая, социобиологическая.
Б3.ДВ.2 Лидерство в молодежной среде Лидерство как социально-психологический, социальный, экономический и политический феномен. Теории происхождения лидерства. Лидерство и руководство: сходства и различия. Модель эффективного лидера. Развитие лидерских качеств. Управление малой группой. Понятие власти, авторитета, лидерства, доминирования. Структурная дифференциация лидерства. Руководство малой группой. Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера. Специфика конфликта "руководитель - неформальный лидер". Политическое лидерство. Особенности лидерства в молодежной среде. Разработка программ развития лидерских качеств для подростков и юношества.
Б3.ДВ.2 Этнопсихология Предмет и методы этнопсихологии, основная проблематика исследований. История развития науки и основные направления существующие в настоящее время.. Основные особенности культуры и подходы к её определению. Специфика методов, используемых в этнопсихологических исследованиях. Понятие "этнос", виды этносов, факторы и динамика их развития. Основные этнодифференцирующие признаки. Этнические процессы, способы образования этнических групп. Подходы к изучению процесса социализации в рамках этнопсихологии. "Социализация", "инкультурация" и "культурная трансмиссия", как основные способы включения человека в культуру и передачи особенностей этноса. Этническая специфика агентов и институтов социализации. Особенности национального характера. Понятие национального характера и национального менталитета. Основные теории национального характера. Проблема универсальных и культурно-специфических теорий личности. Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Проблемы формирования образов различных этносов. Этнические стереотипы и предрассудки. Автостереотипы и гетеростереотипы. Влияние на формирование представлений о других народностях социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции. Психологические аспекты процесса миграции. Причины миграции. Социокультурноя адаптация: понятие, этапы, психологические способы оптимизации. Понятие "культурного шока", его симптомы и способы преодоления. Индекс культурной дистанции, как показатель вероятности культурного шока. Модель культурного обучения. Психология межэтнических конфликтов. Понятия "межэтническая напряженность" и этнические конфликты. Способы урегулирования межэтнических конфликтов. Психологическое урегулирование конфликтов в рамках различных психологических школ.
Б3.ДВ.3 Политическая социализация молодежи Понятия "политическая социализация" и "политический менталитет". Агенты, стадии и механизмы политической социализации. Типы (модели) и системы политической социализации молодежи. Стадии политической социализации. Структура политического менталитета, становление политических взглядов личности. Политическая культура: функции основные элементы и типы. Этнические особенности политической картины мира и политического лидерства. Политическое сознание, как результат политической социализации. Факторы формирования политического сознания. Возрастные особенности политического сознания. Специфика политической социализации современной молодежи.
Б3.ДВ.3 Патриотическое воспитание молодежи Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России: история и современность. Патриотизм в условиях глобальных реалий начала третьего тысячелетия. Воспитание как феномен социокультурного воспроизводства патриота России. Концептуальные основы патриотического воспитания поколений ХХ1 века. Процессуальные характеристики патриотического воспитания учащейся молодёжи. Технологические параметры патриотического воспитания в условиях модернизации образования.
Б3.ДВ.4 Социально-психологическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями Правовые основы осуществления социально-психологической работы с молодежью с ограниченными возможностями здоровья. Технологии психосоциальной работы с инвалидами детства. Технологии психосоциальной работы с лицами с сенсорными нарушениями. Технологии психосоциальной работы с лицами с нарушениями речи. Технологии психосоциальной работы с лицами с нарушениями интеллектуального развития. Технологии психосоциальной работы с лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Социально-психологическая работа с молодежью с ограниченными возможностями в условиях учреждений образования. Социально-психологическая работа с молодежью с ограниченными возможностями в учреждениях социальной защиты. Социально-психологическая работа с молодежью с ограниченными возможностями в общественных организациях.
Б3.ДВ.4 Организация работы с различными категориями молодежи Понятия "организационная работа", "молодёжь", "различные категории молодёжи". Понятие категории. Критерии дифференциации молодёжи на различные группы. Принцип территориальной принадлежности. Принцип ведущей деятельности. Понятие группы, малой группы. Общие характеристики групповой работы. Характеристика категории "группы риска". Организация работы с несовершеннолетними беременными женщинами. Организация работы с молодежью с девиантным поведением. Организация работы с социально незащищенной молодежью: сиротами, инвалидами, безработной молодёжью. Понятие добровольчества, волонтерства. Мотивация добровольческой деятельности. Динамика ценностно-смысловой сферы добровольцев. Создание группы добровольцев. Организация и планирование добровольческой деятельности. Стимуляция добровольчества. Роль возрастного периода развития в организации работы с молодѐжью. Особенности работы с подростками. Типичные подростковые реакции. Мотивация подростков на участие в деятельности различных молодѐжных объединений. Особенности организации работы в Вузе. Психология юношества. Работа со студенческими группами. Организация студенческого самоуправления в учебном заведении. Особенности работы с молодѐжью по месту жительства. Формы и методы работы. Особенности организации работы с молодѐжью, пребывающей на отдыхе. Специфика работы в загородных лагерях отдыха, в спортивных лагерях, городских лагерях. Организация работы в курортной зоне отдыха.
Б3.ДВ.5 Психология молодежного общения Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Функции, структура общения. Значение общения для развития индивида. Проблема общения в истории философии и культуры. Конкретно-научные подходы к изучению общения в западной традиции. Разработка проблем общения в отечественной психологии: М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, В.Н.Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский. Общение как социальная перцепция. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Межличностная аттракция. Общение как взаимопонимание людьми друг друга. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Их роль в процессе общения. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Общение как коммуникативный процесс. Виды коммуникаций. Трудности и барьеры коммуникации. Использование знаковых систем в коммуникативном процессе. Вербальная и невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения. Компоненты, виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Механизмы воздействия и влияния в процессе межличностного общения. Заражение Внушение Убеждение. Подражание. Деловое общение и его специфика. Деловые переговоры. Компетентность в общении и способы ее развития. Проблемы эффективности публичного выступления.
Б3.ДВ.5 Основы социального государства Государство и право. Норма права и нормативно-правовые акты. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права. Система российского права. Основные правовые системы современности. Международное право. Правовые системы мира и их признаки. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка. Правовое государство. Конституция РФ - основной закон государства. Общие положения об отрасли конституционного права. Характеристика конституционных основ РФ. Права и свободы человека и гражданина. Особенности федеративного устройства России.
Б3.ДВ.6 Технологии социально-психологической работы с молодежью Виды социально-психологической работы с молодежью. Технологии организации досуговой, воспитательной, развивающей и корректирующей работы с молодежью. Методы индивидуальной работы с молодежью. Методы групповой работы с молодежью.
Б3.ДВ.6 Религиозное самоопределение молодежи Понятие религии, компоненты религиозных верований. Основной понятийный аппарат курса. структура религиозного комплекса. Типология и развитие религиозных верований. Происхождение и значение религии для общества Теории, объясняющие возникновение религиозных верований, как психолого- социального явления, их значение для общества. Психологические особенности и значение ранних форм религии (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм). Основные религиозные течения современной России. Тенденции развития религиозности в современной России. Секты, особенности и типы сект, способы влияния на человека, способы сопротивления воздействию тоталитарных сект. Психологические причины подверженности влиянию тоталитарных сект, особенно среди молодежи, способы психологической реабилитации людей, подвергшихся воздействию сект.
Б3.ДВ.7 Психология молодой семьи Понятие семьи и брака; типологизация семей; структура семьи, её функции; проблемы современной семьи; половая социализация и подготовка к браку; проблемы молодой семьи; уровни эмоционально-личностного общения в семье; вопросы возникновения влюбленности, любви; теории выбора брачного партнера; модели общения; мотивации вступления в брак; понятие удовлетворенности браком и его стабильности; супружеская совместимость; семейный конфликт, его источники и преодоление; роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении; благополучные и неблагополучные семьи; развитие ребенка в неблагополучных семьях; супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке; разводы: факторы экономического, культурного, религиозного и политического характера; период жизненного цикла семьи и опасность развода; внешние и внутренние факторы, влияющие на репродуктивные установки; семья как малая группа, и влияние числа детей в семье на их воспитание.
Б3.ДВ.7 Практикум по социальной психологии Цели и задачи курса. Основные понятия. Место практической социальной психологии в системе социальных дисциплин. Позиции и роль психолога-практика. Академическая, прикладная и практическая социальная психология. Социально-психологическая практика. История становления практической социальной психологии. Психолог-практик в роли Эксперта, Консультанта, Наблюдателя. Методы вмешательства и проф. этика социального психолога-практика.
Б3.ДВ.8 Основы сексологии История изучения сексуальности человека; основные направления в современной сексологии; социокультурные проблемы сексологии; понятие и структура сексуальной культуры; история сексуальной культуры; современный период; этапы формирования сексуальности; влияние пренатального периода на формирование сексуальности; полоролевая ориентация: формирование полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения; этапы формирования полового влечения; специфика понятий "норма" и "патология" в сексологии; актуальные вопросы сексуальности в современном обществе; юридические аспекты сексуального поведения; семейно-сексуальные дисгармонии; сексуальные расстройства; организация работы психолога и врача-сексолога; повышение сексуальной культуры.
Б3.ДВ.8 Профориентация и профконсультирование молодежи Исторические и современные аспекты управления трудом и становления системы психолого-трудоведческой помощи населению в России. Общественное разделение труда и психология профессий. Предмет труда как основной мотив и регулятор психологической направленности деятельности специалиста. Средства труда как совокупность способов и приспособлений для достижения заданного результата труда. Профессиоведческие характеристики деятельности профконсультанта. Введение в психологическое профессиональное консультирование. Психологическая помощь клиенту в профконсультации и организация труда профконсультанта. Схема организации консультативного процесса по вопросам профессионального развития клиента.
Б3.ДВ.9 Организационное консультирование Общее понятие организации. Классификация организаций. Виды, типы организаций. Жизненный цикл организации и его основные стадии. Миссия организации. Организационная структура. Организационная культура. Основные концепции развития. Направления развития. Организационная диагностика. Позиции консультанта. Кодекс консультанта. Консультирование процесса изменения.
Б3.ДВ.9 Факторы риска в психическом развитии Факторы, определяющие психическое развитие ребенка. Психическое развитие и его сложная организация вовремени. Источники, движущие силы и условия психического развития ребенка. Необходимые и достаточные; оптимальные, благоприятные и повреждающие условия развития. Проблема преемственного и преходящего в психическом развитии ребенка. Латентные и отсроченные влияния. Понятие "фактора риска" и "группа риска". Контроль психического развития детей из групп риска и профилактика нарушений развития. Сензитивные периоды и влияние факторов риска. Классификация видов факторов риска: биологические, социальные и психологические факторы риска. Понятие психологического возраста и значение времени воздействия на развитие ребенка. Возрастной принцип анализа действия факторов риска. Факторы риска однократного и хронического действия- в зависимости от времени воздействия. Факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени вероятности. Факторы риска в зависимости от источников возникновения- биологические, экономические и социальные источники. Механизмы противодействия факторам риска и факторы психологической устойчивости. Нормативные и отклоняющиеся условия развития.
Б3.ДВ.10 Конфликтология Общая характеристика конфликтологии, ее теоретическое и практическое значение на современном этапе. Предметное содержание конфликтологии. Основные традиции изучения конфликтов: философско - социологическая традиция, психологическая традиция изучения конфликтов. Основные теоретические подходы в конфликтологии. Современные теории конфликтов. Современные тенденции в подходах: признанное и спорное. Генезис конфликта: конфликтная ситуация и специфика ее осознания. Анализ конфликта. Функции и границы конфликта. Категории проблемного поля описания конфликтов. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании. Структурные характеристики конфликта. Динамические характеристики конфликтов. Основные направления классификации конфликтов. Внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты. Супружеские конфликты. Семейные конфликы. Внутригрупповые конфликты. Межгрупповые конфликты. Конфликты в организациях. Социальные конфликты. Политические конфликты. Межкультурные конфликты. Межэтнические конфликты.
Б3.ДВ.10 Организация добровольческой деятельности Организация добровольческой деятельности. Назначение добровольческой деятельности в современном мире. Принципы организации добровольческой деятельности. Преимущества привлечение добровольцев (экономические, идеологические, коммуникативные, оценочные и др.) Истоки добровольческой работы в России. Направленность добровольческой деятельности, ее формы, методы и технологии. Мотивация социально значимой, добровольческой деятельности. Оценка потребностей местного сообщества в добровольческой деятельности. Основные требования к добровольческим рабочим местам. Условия привлекательности деятельности для добровольцев. Мероприятия по поиску и найму добровольцев.
Б3.ДВ.11 Психология жизненного пути и самореализации молодежи Понятие жизненного пути личности. Жизненное событие. Понятие самореализации и самореализации личности. Жизненный путь как самореализация. Понятие психологического времени личности. Мотивация самореализации, напряжение самореализации. Сферы и направления самореализации. Стратегии самореализации. Этапы самореализации. Достижение как результат самореализации.
Б3.ДВ.11 Молодежь на рынке труда Современный рынок труда и молодежь. Государственная политика в области профилактики безработицы, занятости и содействия трудоустройству молодежи. Предпринимательство в занятости молодежи. Профессиональная адаптация и становление: содержание и основные направления социально-психологической поддержки. Содействие профессиональному самоопределению, трудоустройству, занятости молодежи: зарубежный, отечественный и региональный опыт. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда в системе образования. Содействие подготовке молодежи к выходу на рынок труда службами профессиональной ориентации, занятости и социально- психологической поддержки.
ФТД.1 Психология малой группы Понятие малой группы, основные критерии отнесения группы к малой группе. Совместная деятельность как механизм регулирования межличностных отношений в малой группе. Формальная и неформальная структура малой группы. Динамические процессы в малой группе. Этапы формирования и развития малой группы. Лидерство и руководство. Социально-психологический климат в малой группе. Групповая сплоченность. Конформизм.
Б4.Б.1 Физическая культура Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Учебный план:

2013

Учебный план ООП

2012

  Учебный план ООП (заочное)

Учебный план ООП

2011

Учебный план ООП

Учебный план ООП (заочное)

Практики:

  учебная практика

  производственная практика

 

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 040700_62 Организация работы с молодежью