Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 46.04.01 История (Археология (Евразия))

 

Направление подготовки:

46.04.01 История,
направленность (профиль) "Археология (Евразии)"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 21 декабря 2009 № 772
(зарегистрировано в Минюсте РФ  5 февраля 2010 № 16279)

 

Описание образовательной программы: 

ООП магистратуры 46.04.01 История имеет своей целью развитие у студентов:
  • -         личностных качеств (способности принимать самостоятельные решения)
  • -         универсальных общекультурных компетенций (толерантности в восприятии окружающей среды)
  • -         профессиональныхкомпетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 46.04.01 История

Квалификация, присваиваемая выпускникам - магистр

Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника, к которому (которым) готовятся выпускники

  • ·        педагогическая деятельность:

практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования; анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, рои человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса; применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

  • ·        научно-исследовательская:

подготовка и проведение научно-исследовательских работ по истории Сибири; анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций; использование в исследовательской практике современного программного обеспечения;

  • ·        культурно-просветительская:

осуществление историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений культуры (архивы, музеи);

  • ·        экспертно-аналитическая:

разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций средств массовой информации;

  • ·        организационно-управленческая:

постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук; организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений; подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций.

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаныс работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника средств массовой информации, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.

Направленность (профиль) основной образовательной программы

Образовательная программа имеет направленность (профиль) (далее - профиль) "Археология (Евразии)", ориентированную на углубленное знание проблем истории и современного состояния археологической науки, изучающей особенности древней и средневековой истории Евразии.

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

М1. Б. 1. Философия и методология науки

Предмет философии истории. Особенности современного мировоззрения человека и его интерес к проблемам историософского порядка. Основные точки соприкосновения философии истории и теоретической истории.  "Смысл истории". Противоположные позиции в постижении смысла истории. Вопрос о смысле мировой истории в разных социокультурных контекстах: античной, средневековой, просвещенческой, постмодернистской. Проблема "конца истории". История в античной и средневековой философии. Историческое сознание Нового времени. Французская школа философии истории, ее основные черты и характеристики. Немецкая школа философии истории. Отличие ее от англо - французского направления.  Русская философия истории и ее своеобразие. Основные этапы развития философско-исторической мысли России. Концептуальные модели истории. Плюралистические подходы к философии истории. Постмодернистская парадигма истории. Признание разнообразных познавательных установок по отношению к истории. Критика постмодернизма. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Содержание и сущность. Анализ понятия "цивилизация". Соотношение цивилизации и культуры. Проблемы исторического познания. Специфика социального познания. Общество как субъект и объект познания.  Интерпретации истории и парадигмы исторического знания. Методы исторического познания (исторический метод, компоративный метод, герменевтический метод). Роль гипотезы в историческом познании. Исторический источник как единство объективного и субъективного. Историческое познание - реконструкция исторического прошлого. Роль исследователя в теоретическом воспроизведении исторического прошлого. Объяснение и понимание исторических фактов. Проблема истины. Современные проблемы философии и методологии истории. Теоретическая истории и макросоциология. Основные концепции И.Валлерстайна, Р.Карнейро, Ч.Тилли, Р.Коллинза, К.Чейз-Дана, Дж.Модельски, Т.Скочпол.  Проблемы периодизации всемирной истории. Основные критерии при построении периодизаций. Глобальный мир ХXI века. Основные исторические перспективы. Философско-историческая концепция гуманистического глобализма. Исторические перспективы Востока и Запада. Кризис европоцентризма. Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории.

М1. Б. 2. Правоведение 

Предмет, метод и задачи курса “Правоведение”. Общество и государство, политическая власть. Право: понятие, нормы, отрасли. Мораль, право, правовая культура. Правоотношения и их участники. Правонарушение и юридическая ответственность. Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации. Федеративное устройство России. Основы правового статуса человека и гражданина. Система органов государственной власти в России. Основы гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права.

М1. В. 1. Иностранный язык

Введение в языкознание (место языка в системе культурно-значимых средств коммуникации; способы научного описания языка; история общества и история языка; язык и мысль; язык и культура); Основы теории изучаемого языка (слово как основная единица лексической системы; семасиология; словообразование; фразеологические единицы; основы лексикографии; особенности грамматического строя изучаемого языка; основные единицы и категории морфологического и синтаксического уровней; текст, его единицы и категории; части речи; понятия выразительных средств и приемов; стиль; его функциональные разновидности; стили научной прозы и документов; их характеристики и категории); Практический курс иностранного языка (орфографическая, орфоэпическая, лексическая и грамматическая нормы изучаемого языка и их реализация применительно текстовой деятельности для осуществления межкультурной коммуникации в сфере основной профессиональной деятельности).

М1. В. 2. Методика преподавания истории

Современные проблемы развития исторического образования. Образовательные учреждения: типология, особенности содержания и цели исторического образования, место в учебном плане. Учебно-нормативные документы. Российское образование и Болонская система. Компетентностный подход. Связь с другими научными дисциплинами. Содержание исторического образования. Школьное историческое образование: стандарты, компетенции, место в учебном плане. Школьные учебники истории: функции, структура, образовательные возможности. История в образовательных учреждениях среднего специального образования: стандарты, компетенции, место в учебном плане, мотивация, связь с профилем обучения. История в вузе: стандарты, учебные планы, цели и задачи, связь с профилем обучения. История для историков: стандарт, учебный план, цели и задачи, компетенции. Проектирование образовательного процесса. Проектирование содержания обучения. Планирование курса истории в средней общеобразовательной и профессиональной школе, в вузе. Методика деятельностно-тематического планирования учебного курса. Планирование занятия: структура, форма, схема построения. Интерактивные технологии на занятиях по истории. Технологии проблемного обучения. Технологии развивающего обучения. Проектное обучение. Лекционные формы с применением интерактивных методов. Информационные технологии обучения. Дистанционное обучение. Основные методы исследования образовательного процесса на уроках истории. Рефлексия на занятиях по истории. Методика анализа занятия по истории. Методика выявления образовательных проблем на занятиях по истории. Диагностика знаний и умений учащихся. Виды и формы контроля. Требования и критерии оценивания. Фонд оценочных средств. Методика создания учебных заданий для тестового контроля.

М1. ДВ.1. Основы антропологии

Антропология как наука о естественной истории человечества, подразделении его на расы и конституциональные типы, о биологических основах цивилизации Появление науки. Антропологические общества. Систематизация методов. Российские антропологи ХХ века и их вклад в развитие антропологии. Ф. К. Волков, В. В. Бунак, М. Ф. Нестурх, Г. Ф. Дебец, Я. Я. Рогинский, М. М. Герасимов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев. Современное состояние науки. Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди наук о человеке. Основные направления антропологии. Историческая антропология. Палеоантропология. Этническая антропология. Морфологическая антропология. Американский и европейский подходы к содержанию антропологии. Антропогенез. Проблема грани между животным и человеком. Дискуссия о прародине человека. Полицентристская и моноцентристская гипотезы. Трудовая и социальная жизнь предков человека. Возникновение и развитие мышления и речи. Палеодемография. Очаги развития человечества. Соотношение биологических и социальных факторов в истории человечества. Автохтонность и миграции в древности.

М1. ДВ.2. Социальная антропология

Социальная антропология как область научного познания. Социальные аспекты антропогенеза. Общество как продукт взаимодействия людей. Жизненная среда и экология человека. Человек в социально-культурном процессе. Человеческое разнообразие и общественная стратификация. Основные феномены человеческого существования. Труд, доминирование, любовь, смерть. Агрессия и девиантное поведение

М1. ДВ.2. Этнология Сибири

Этногенез, этнический состав, расселение и научные классификации аборигенов Сибири. Этапы освоение русскими Сибири, сибирские остроги. Этнографические группы русских сибиряков, их занятия, типы жилищ и одежды. Традиционные занятия, промыслы и ремесла аборигенов Сибири. Эволюция поселений, жилищ, хозяйственных построек, интерьер жилищ у аборигенов Сибири. Традиционная одежда аборигенов Сибири. Пища и система питания аборигенов и русских сибиряков. Народное декоративное искусство и орнамент народов Сибири. Традиционные религиозные верования, шаманизм и религиозный синкретизм аборигенов Сибири, семейные и календарные праздники, народная педагогика. Современные этнокультурные процессы и взаимодействия у народов Сибири, этнологические центры

Экомузеология 

История создания и классификация музеев под открытым небом. Истоки и причины создания скансенов в Северной Европе. Политические и национальные тенденции в истории скансенов. Основные этапы в создании музеев под открытым небом. Первые музеи под открытым небом в России. Типы музеев под открытым небом. Место экомузеев в системе сохранения этнокультурного наследия. Этноэкологический подход при создании экомузеев. Этнокультурное районирование, как концептуальная основа проектирование экомузеев. Принципы создания экомузеев. Архитектоника экспозиций экомузеев. Музеи-заповедники России. Зарубежные экомузеи Европы, Америки, Африки и Зарубежной Азии. Экомузеи России. Экспозиционно-научная деятельность экомузеев. Фондохранительская деятельность экомузеев. Культурно-образовательная деятельность экомузеев. Издательская деятельность экомузеев. Эколого-рекреационная деятельность экомузеев. Хозяйственно-экономическая деятельность экомузеев.

М1. ДВ.3. Информационные технологии и количественные методы в археологических исследованиях

Исследование зарубежного опыта в области унификации описаний археологических коллекций(система сбора и хранения информации; формы хранения информации). Исследование отечественного опыта в области унификации описаний археологических коллекций. Централизованные системы автоматизации. Индивидуальные системы автоматизации. Система научного описания археологических коллекций: унифицированная структура описания, разработка классификаторов, терминологических словарей. Электронный программный продукт как система научного описания археологических коллекций. Составление и использование баз данных в археологических целях. Концепция представления полевой археологической документации в электронную форму. Графическая информация в работе археолога. Электронные чертежи, оцифровка объектов создание электронных каталогов предметов, архивов. Источники и форматы изображений. Разрешение и размеры изображения. Аппаратное обеспечение работы с графикой. Сканирование изобразительных (фотографий, слайдов) и документальных (рукописных, машинописных, печатных) источников. Введение в программу FineReader. Создание PDF-документов. Графический редакторы CorelDraw 12 и Adobe Photoshop.

-моделирование для реконструкций археологических событий и объектов, создания виртуальных археологических музеев, представления экспонатов археологических коллекций, разработки элементов интерфейса интерактивных мультимедиа-приложений. Характеристика некоторых графических редакторов для создания -визуализации. Понятие о ГИС и использование ГИС (географо-информационные системы) в археологических исследования.

Интернет-ресурсы, электронные каталоги по археологии

Роль Интернет-ресурсов в информационном обеспечении археологических исследований и образовательном процессе. Правовые аспекты доступа к Интернет-ресурсам (Интернет и право). Проблемы поиска качественных электронных ресурсов по археологии в Интернет. Обзор и особенности представления археологических ресурсов в Интернете.  Интернет-ресурсы как средство научной коммуникации археологов.  Критерии оценки археолого-ориентированных ресурсов. Основы HTML. Археологический Интернет-ресурс: концепция и стратегия создаваемого сайта. Разработка электронных каталогов, библиотек, журналов по археологии. Определение структуры, списков объектов и артефактов. Опыт разработки археологических ресурсов.

М2. Б.1. Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

Основные понятия и термины. Специфика археологии как науки и характер взаимодействия с другими отраслями научных знаний. Процессуальная археология как "колыбель" междисциплинарного подхода. Актуальность междисциплинарных исследований в археологии. Характер взаимодействия археологии с геофизикой, палеоботаникой, палеоклиматологией, палеогенетикой, антропологией, физикой, химией и др. естественно-научными дисциплинами. Историография и основные подходы к применению методов естественных наук для исследования археологических материалов. Взаимодействие археологии с другими гуманитарными дисциплинами. Основные задачи междисциплинарных исследований в археологии.

М2. Б.2. Актуальные проблемы исторических исследований

Место и роль археологии в системе исторических наук. Археология в системе исторического образования. Археология и общество, археология и политика. Особенности развития и структура отечественной археологии. Российская, советская и отечественная археология - термины и содержание. Пространство отечественной археологии. Две линии развития археологии. Структура науки. Академическая археология. Региональная археология. Вузовская археология. Музейная археология. Издания по археологии. Периодизация и хронология. История изучения памятников Европы. Виды археологических памятников. Проблема интерпретации археологических памятников. Проблемы эпохи палеолита. Проблемы "неолитизации" Европы в VI-V тыс. до н.э. Характеристика неолитического времени. Проблемы выделения неолита как исторической эпохи. Особенности неолита зарубежной Европы. Особенности энеолитической эпохи. Понятие бронзового века. Способы получения и обработки бронзы. Периодизация и хронология бронзового века. Проблема выделения культурных областей. Основные культуры III тыс. до н.э. на территории Европы. Проблемы изучения бронзового века Западной Европы. Проблемы раннего железного века. Проблема происхождения славян, праславянские культуры

М2. В.1. Технология древних производств

Основные понятие и определения. Керамика. Глины и глинистые минералы. Искусственные примеси. Методы исследования керамики. Технология производства керамики. Техника формовки. Введение гончарного круга. Обработка поверхности. Сушка и ее назначение. Обжиг. Технология стекла. Основные понятия и определения. Методы изучения стекол. Классификация стекол. Сырьевые материалы и составы шихт. Варка стекла. Способы выработки стеклянных изделий. Медные руды и металлургия меди. Технология обработки меди и сплавов на медной основе. Железные руды и металлургия железа. Технология получения и обработки железа и железоуглеродистых сплавов. Раннее земледелие. Источники и методика их анализа. Учение Н.И. Вавилова о микроочагах происхождения культурных растений. Неолитическая революция. Классификация домашних растений. Хлебные растения семейства злаковых. Растения, дающие жирные масла. Волокнистые растения. Пищевые сочноплодные, сочносеменные и древесные твердоплодные. Тыквенные. Основные овощные растений. Кормовые растения. Раннее животноводство. Изменение животных под влиянием одомашнивания. Анатомия домашних животных. Общая систематика домашних животных.

М2. В.2. Каменный век Сибири

Проблема первоначального этапа освоения Сибири. Ареал памятников палеолита, хронология и особенности технологии каменной индустрии. Характеристика особенностей развития мезолита Западной Сибири, мезолита Южной Сибири и мезолита Средней Сибири. Характеристика неолитических комплексов Зауралья, Обь-Иртышского междуречья, Восточной Сибири. Современные проблемы изучения неолита Сибири.

М2. В.3. Ранний железный век Евразии

Ранний железный век как историко-археологический период. Хронология. Регионы раннего железного века Евразии: государственные образования, скифо-сибирский мир, западно-европейская культурно-историческая зона, культуры лесной полосы Восточной Европы и Северной Азии, Дальний Восток. Современные проблемы археологии скифов. Савроматы Поволжья и Приуралья. Саки по археологическим памятникам. Пазырыкская культура Горного Алтая. Тагарская культура. Уюкская культура Тувы. Ранний железный век лесной территории Восточной Европы. Ранний железный век Урала и лесной территории Сибири. Культуры раннего железного века Дальнего Востока. Археология ранних хунну. Археологические памятники и культуры хунно-сарматского периода Евразии. Общества раннего железного века Евразии и ранние цивилизации.

М2. В.4. Проблемы средневековой археологии степей Евразии.

Определение термина "кочевничество". Проблема кочевнической цивилизации. Регионы кочевничества: североафриканский-переднеазиатский, африканский, тибетский, североазиатский, евразийский - общее и особенное. Кочевники степей Евразии. Территориальные рамки. Природные и климатические условия степей. Хронологические рамки, периодизация эпохи средневековья, характеристика периодов. Источники для изучения кочевников степной Евразии. История изучения кочевых обществ степей Евразии - основные этапы, основные достижения, основные идеи. Проблема выделения форм кочевого хозяйства в степях Евразии и стадий кочевания. Возможность формирования социально-экономических моделей кочевых обществ; характеристика моделей. Гунны в южнорусских степях. Проблема соотношения гуннов южнорусских степей и хунну по данным археологии, лингвистики, антропологии, письменным источникам. Проблемы происхождения тюркской культуры. Первый тюркский каганат. Тюрки в конце VII-X вв. Кыргызы в эпоху раннего средневековья. Уйгуры. Памятники Уйгурского каганата 745-840 гг. Кимаки. Культура кимаков - верхнеиртышский и среднеиртышский варианты сросткинской культуры. Хазарский каганат в VII-VIII вв. Салтово-маяцкая культура VIII-X вв. Проблемы систематизации, хронологии, этнической интерпретации салтовских древностей. Дунайский и средневолжский варианты салтово-маяцкой культуры. Памятники ранних болгар на Волге IX-Х вв. как вариант салтово-маяцкой культуры. Кочевники Сибири и Средней Азии в XI-XIV вв. Волжская Болгария (X-XIV вв.). Кочевники восточноевропейских степей в X-XIII вв. Монголы. Золотая Орда. Археологические памятники монголов. Городище Хир-Хира. Город Каракорум - архитектура, ремесла. Образование улуса Джучи (Золотая Орда), территория. Объединение двух культурно-хозяйственных типов: кочевников и оседлого населения. Курганы половцев XIII-XIV вв. - погребальный обряд, инвентарь. Золотоордынские города.

М2. В.5. Методика полевых археологических исследований

Краткая история развития методов полевого исследования. Содержание и задачи полевого уровня археологических исследований (разведки, раскопки, археологический надзор). Особенности современного этапа развития методики полевых археологических исследований. Культурный слой и стратиграфия. Методика археологических разведок. Особенности поиска памятников разных эпох и видов. Разведки пещер. Поиски мезолитических поселений. Поиски неолитических поселений. Поиски энеолитических поселений. Поиски селищ. Поиски городищ. Геофизические методы археологической разведки. Методика изучения петроглифов. Методика раскопок поселений. Раскопки памятников каменного века. Раскопки поселений бронзового и железного века. Раскопки античных городов. Раскопки средневековых городов. Исследование фортификационных сооружений. Полевая документация и принципы фиксации.  Методика раскопок погребальных памятников. Исследование курганов. Первичные антропологические определения и учет данных тафономии. Методика раскопок некоторых видов культовых сооружений и полевой эксперимент.

М2. ДВ.1. Археология восточных славян

Проблема происхождения славян. Источники, историография проблемы. Этапы формирования культуры славян. Протославянский период. Праславянский период. Зарубинецкая культура. Черняховская культура. Готская проблема, роль готов в формировании праславянской культуры. Славянские культуры V-VII вв. Балтские культуры Русской равнины V-VII вв. Культура длинных курганов. Культура новгородских сопок. Восточные славяне в VIII-XIII вв. Язычество восточных славян

Античная археология 

Понятие "античная археология". Основные категории источников. Этапы становления антиковедения. Раскопки на территории Малой Азии. Раскопки Артура Эванса на Крите. Генрих Шлиман и Троя. Раскопки в Олимпии и Дельфах. Особенности античной археологии. Античная керамика. Стили греческой керамики. Античное ремесло. Военное дело. Предметы искусства. Введение в историческое изучение искусства. Античное градостроительство. Античный дом. Архитектура. Раскопки в Вергине. М. Андроникос. Археология Рима. Раскопки Геркуланума. Помпеи.

М2. ДВ. 2. Первобытное искусство

Изобразительные памятники эпохи верхнего палеолита, неолита и бронзы Евразии. Монументальное искусство. Мелкая пластика: резьба по кости, рогу, бивню мамонта, шиферу и т.п. Основные очаги первобытного искусства. Чатал-Хююк - неолитический протогород, настенная живопись. Шахты, Зараут-Сай, Бхимпетка, Тассили, Тамгалы, Томская писаница, петроглифы Байкала и Енисея. Саймалы-Таш, Каменная могила. Искусство племен раннего железного века. Неравномерность в развитии искусства разных культурно-исторических регионов. Центры мировой цивилизации и варварская периферия. Звериный стиль: фракийцы, скифы, саки, кельты. Торевтика и другие виды прикладного искусства. Ранний этап скифо-сибирского звериного стиля. Основные памятники. Развитой скифо-сибирский звериный стиль. Методы исследования изобразительных памятников. Поиск памятников первобытного искусства. Методы копирования. Методы описания памятников первобытного искусства. Музеефикация памятников первобытного искусства.

Археологическая музеология

Цель, задачи и предмет спецкурса. Взаимосвязь археологии и музейного дела. Музейная археология. Понятие о специальной музеологии. Археологическая музеология. История формирования археологических коллекций и экспозиций. Археологические экспозиции в разных видах современных музеев. Экспонирование археологических памятников in situ. Презентация археологических материалов в музейной экспозиции. Археологические выставки. Проектирование археологической экспозиции. Археологические музейные предметы, коллекции и фонды

М2.ДВ.3. Бронзовый век Сибири

Проблема переходного времени от эпохи камня к эпохе металла. Проблема сейминского металла. Южная Сибирь в период средней бронзы. Андроновская общность. Проблемы и культуры. Сибирь в эпоху поздней бронзы. Границы распространения культур в эпоху поздней бронзы Сибири. Особенности памятников материальной культуры и изучения. Проблема хронологии и происхождения. Современные проблемы изучения эпохи бронзы Сибири

Реставрация археологического мтериала 

Понятия реставрации и консервации, их методическое соотношение. Принципы научной реставрации. Этика в реставрации, техника безопасности при проведении реставрационных работ. Этапы в развитии реставрации, принципы их выделения. Реставрация керамики. Виды разрушений керамики. Способы очистки от стойких и нестойких загрязнений. Склеивание сосуда. Восполнение утрат, доделочные массы. Тонировка восполненных фрагментов. Классификация предметов из металла. Виды разрушений. Реставрация предметов из металла. Методы реставрации предметов из бронзы. Реставрация железных предметов. Реставрация предметов из серебра. Консервация металлов после реставрации Ведение документации.  реставрация изделий из органических материалов. Реставрация изделий из кости. Очистка и укрепление тканей. Консервация и реставрация изделий из дерева

М2. ДВ.4. История археологии Сибири

Понятия: "история науки", "историография", "парадигма", "эпистема". Предмет и задачи дисциплины. Периодизация истории отечественной археологии. Первые известия об археологических памятниках России в XVII - начале XVIII вв. Зарождение отечественной археологии в XVIII в. Указы Петра I об охране археологических памятников и сборе коллекций. Создание Кунсткамеры. Основание Петербургской Академии Наук. Зарождение археологических приемов исследования. Академические экспедиции.  Появление первых научных центров в первой половине XIX в. Оформление классической археологии в качестве специальной научной дисциплины. Создание первых музеев и обществ истории и древностей в России. Изучение сибирских древностей. Становление системы научных центров и формирование основных разделов российской археологии во второй половине XIX века - начале XX века. Роль Русского географического общества, Русского археологического общества, Русской археологической комиссии в археологическом изучении России. Деятельность А.С. Уварова и создание Московского археологического общества. Открытие Исторического музея в Москве и рост числа музеев в России. Всероссийские археологические съезды и их значение. Формирование основных направлений развития отечественной археологии. Достижения классической археологии. Славяно-русская археология. Зарождение первобытной археологии в России. Развитие восточной и зарождение кавказкой археологии. Эволюционизм как ведущая теоретическая концепция развития человеческого общества и мирового исторического процесса в 1860-80 гг. Типологический метод - средство систематизации археологического материала. Методологические проблемы российской археологии 1880-1890 гг. Зарождение палеоэтнологического направления в археологии России в конце XIX - начале XX века. Д.Н. Анучин. Ф.К. Волков. Исследования А.А. Спицына. "Первобытная археология" и "Бытовая археология" В.А. Городцова. Начало формирования советской археологии в 1920-30 гг. РАИМК-ГАИМК. "Золотое десятилетие" отечественного краеведения. Начало методологической перестройки в археологии в середине 1920-х годов. "Новое археологическое направление" и "метод восхождения". "Теория стадиальности". Введение единомыслия в науке. Марксистские схемы и догмы. Репрессии. Разгром научных учреждений и центров. Советская археология в 1940-50-е гг. Формационный подход в историко-археологических исследованиях. Создание первых учебников. Появление обобщающих историко-археологических трудов. XX съезд КПСС и наступление "оттепели". Создание Сибирского отделения АН СССР (1957). Создание Института истории, филологии и философии (1966 г.) в СО АН СССР. Организационная деятельность А. П. Окладникова. Формирование сибирских научно-исследовательских центров. Совершенствование методологии и методики археологических исследований, привлечение методов естественных наук. Дискуссии об объекте и предмете археологии. Анализ идейной и социокультурной основы развития археологической науки в России во второй половине 1980-х - 2000-х гг.

Наскальное искусство как исторический источник 

История формирования научных подходов к изучению петроглифов. Проблемы интерпретации наскального искусства. Зооморфные, орнитоморфные образы и сцены с их участием. Возможности интерпретации. Антропоморфные фигуры и сцены с их участием как исторический источник. Петроглифы как памятники истории духовной культуры. Интерпретация батальных сцен.

М3. Ф.1. Научно-исследовательская работа в семестре

Знакомство с тематикой научно-исследовательских работ кафедры археологии и выбор темы исследования. Составление библиографии, изучение источников и литературы, обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно семинара кафедры археологии. Написание реферата по избранной теме после первого года обучения. Участие в научных конференциях студентов и молодых ученых, подготовка публикации материалов исследования в сборниках студенческих работ. Подготовка презентации, публичная защита выполненной работы.

М3. Ф.2. Научно-исследовательская (археологическая) практика 

Практика предусматривает выполнение каждым магистрантом следующих видов работ: непосредственное участие в раскопках археологического памятника (памятников); освоение приемов предварительного обследования памятника археологии (основы археологической разведки). Закрепляет на практике методику раскопок основных типов археологических памятников: поселений и погребений. Осваивает на практике составление общих планов памятника и чертежей раскопов. Овладевает умением подготовить площади поселения или погребения к проведению раскопочных работ: разбивку раскопа, нанесение раскопа на общий план памятника, разбивку сетки квадратов, определение мест прохождения "бровок" и т.д. Закрепляет на практике методику вскрытия культурного слоя. Проводит стратиграфические наблюдения. Овладевает приемами зачистки и фотофиксации памятника. Получение навыков предварительной камеральной обработки археологических материалов

М3.Ф.3. Научно-педагогическая практика 

Формирование навыков работы учителя истории и обществознания, классного руководителя. Организация воспитательно-образовательной работы в учебных заведениях, основы школьного делопроизводства. Психолого-педагогическое изучение учебного коллектива. Конструирование и проведение урока, внеклассных мероприятий, их анализ.

М4.1. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация)

Магистерская диссертация выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением научно-исследовательских задач в области археологии

М4.2. Государственный экзамен

Знать, понимать и излагать профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности. Творчески и критически осмысливать информацию в сфере профессиональной деятельности. Умение аргументировать собственную позицию, делать самостоятельные выводы и обобщения

ФТД.1. Педагогические технологии в высшей школе

Новые задачи вузовского образования и науки. Современная образовательная система как результат инноваций в сфере образования. Структура инновационной деятельности. Цель. Задачи. Формы реализации инновационной образовательной программы. Роль преподавателя ВУЗа. Диагностическая формулировка целей; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей; оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; воспроизводимость учебно-воспитательного процесса. Современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, "кейс-стади" (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Обеспечение студентов учебно-методическими материалами различными способами (полиграфия, аналоговая магнитная запись, цифровая запись); компьютерные тестирующие системы; аудиолекции и материалы; электронные практикумы; видео-лекции и материалы; компьютерные модели и тренажеры; телеконференции; использование глобальной и локальной информационной сети Интернет. Традиционный семинар и его структура. Инновационные типы семинарских занятий. Интерактивные формы работы со студентами на семинаре. Ролевые игры. Интеллектуальные групповые игры. Мозговой штурм. Дискуссии. Пресс-конференции. Коллективный анализ и обсуждение источников. Коллоквиумы. Методика работы с учебником, кругом научной литературы и источником при подготовке к занятию. Особенности подготовки к инновационным формам занятий. Пути оживления занятия. Структура беседы по каждому вопросу на коллоквиумах и коллективных занятиях. Характер заданий экспертам из числа студентов. Творческие работы студентов во время подготовки к семинару. Анализ семинара. Основные функции проверки и оценки знаний и навыков студентов: контролирующая, регулирующая, стимулирующая, воспитывающая. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Психологический компонент. Баллово-рейтинговая система как один из вариантов. Контрольные работы по источникам и литературе: характер заданий и консультаций перед выполнением. Студенты как эксперты. Альтернативные задания и проекты. Собеседования по общим темам

ФТД.2. Требования к научному исследованию

Виды и формы научной работы. Тема и проблема исследования. Выявление и накопление научной информации. Композиция дипломной работы. Оформление дипломной работы. Методы и методология дипломной работы. Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.68 История раздел основной образовательной программы магистратуры практики являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

Научно-педагогическая практика. Основная цель практики - овладение навыками педагогической деятельности; завершение исследования по теме выпускной магистерской диссертации и подготовка ее чернового варианта. Задачи практики: овладение практическими навыками педагогической деятельности; сбор материалов по теме магистерской диссертации; формирование навыков работы с источниками и научной литературой; обработка результатов исследования и овладение навыками письменного оформления результатов.

  Учебный план ООП

Отчёт о результатах самообследования по направлению подготовки 46.04.01/030600.68 "История"