Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 46.04.01 История (Политическая и социокльтурная история Европы в новое и новейшее время)

 

Направление подготовки:

46.04.01 История,
направленность (профиль) "Политическая и социокультурная история Европы в новое и новейшее время"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 21 декабря 2009 № 772
(зарегистрировано в Минюсте РФ  5 февраля 2010 № 16279)

 

Описание образовательной программы: 

Цели ООПнаправления 46.04.01 История, направленность "Политическая и социокультурная история Европы в новое и новейшее время":

- подготовка квалифицированных кадров по европеистике, способных к аналитической работе;

- формирование личностных качеств (способности принимать самостоятельные решения);

- формирование общекультурных компетенций;

- формирование профессиональных компетенций.

Квалификация, присваиваемая выпускникам - магистр.

Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника, к которому (которым) готовятся выпускники

в научно-исследовательской деятельности:

·        подготовка и проведение научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы;

·        анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

·        подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;

·        использование в исследовательской практике современного программного обеспечения в соответствии с профилем магистерской программы (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем);

в педагогической деятельности:

·        практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования;

·        анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;

·        применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

в организационно-управленческой деятельности:

·        постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческихфункций, использование для их осуществления методов изученных наук;

·        организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений;

·   подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

·   работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческихфункций;

в культурно-просветительской деятельности:

·        осуществление историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений культуры (архивы, музеи и т.п.);

в экспертно-аналитической деятельности:

·        разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ.

Направленность (профиль) основной образовательной программы- "Политическая и социокультурная история Европы в новое и новейшее время".

Образовательная программа имеет направленность (профиль) (далее - профиль) "Политическая и социокультурная история Европы в новое и новейшее время", ориентированную на углубленное знание проблем истории Европы в новое и новейшее время, особенности социального, экономического, политического и культурного развития, понимание специфики развития регионов Европы.

 
 

  Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам  

Название дисциплины Аннотация дисциплины
М1.Б.1. Философия и методология науки
Предмет философии истории. Особенности современного мировоззрения человека и его интерес к проблемам историософского порядка. Основные точки соприкосновения философии истории и теоретической истории. "Смысл истории". Противоположные позиции в постижении смысла истории. Вопрос о смысле мировой истории в разных социокультурных контекстах: античной, средневековой, просвещенческой, постмодернистской. Проблема "конца истории". История в античной и средневековой философии. Историческое сознание Нового времени. Французская школа философии истории, ее основные черты и характеристики. Немецкая школа философии истории. Отличие ее от англо - французского направления. Русская философия истории и ее своеобразие. Основные этапы развития философско-исторической мысли России.Концептуальные модели истории. Плюралистические подходы к философии истории. Постмодернистская парадигма истории. Признание разнообразных познавательных установок по отношению к истории. Критика постмодернизма.Формационный и цивилизационный подходы к истории. Содержание и сущность. Анализ понятия "цивилизация". Соотношение цивилизации и культуры. Проблемы исторического познания. Специфика социального познания. Общество как субъект и объект познания. Интерпретации истории и парадигмы исторического знания. 
Методы исторического познания (исторический метод, компоративный метод, герменевтический метод). Роль гипотезы в историческом познании. Исторический источник как единство объективного и субъективного. Историческое познание - реконструкция исторического прошлого. Роль исследователя в теоретическом воспроизведении исторического прошлого. Объяснение и понимание исторических фактов. Проблема истины. Современные проблемы философии и методологии истории. Теоретическая истории и макросоциология. Основные концепции И.Валлерстайна, Р.Карнейро, Ч.Тилли, Р.Коллинза, К.Чейз-Дана, Дж.Модельски, Т.Скочпол. Проблемы периодизации всемирной истории. Основные критерии при построении периодизаций. Глобальный мир ХXI века. Основные исторические перспективы. Философско-историческая концепция гуманистического глобализма. Исторические перспективы Востока и Запада. Кризис европоцентризма. Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории.
М1.Б.2. Правоведение
Предмет, метод и задачи курса “Правоведение”. Общество и государство, политическая власть. Право: понятие, нормы, отрасли. Мораль, право, правовая культура. Правоотношения и их участники. Правонарушение и юридическая ответственность. Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации. Федеративное устройство России. Основы правового статуса человека и гражданина. Система органов государственной власти в России. Основы гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права.
М1.В.1. Иностранный язык
Введение в языкознание (место языка в системе культурно-значимых средств коммуникации; способы научного описания языка; история общества и история языка; язык и мысль; язык и культура). Основы теории изучаемого языка (слово как основная единица лексической системы; семасиология; словообразование; фразеологические единицы; основы лексикографии; особенности грамматического строя изучаемого языка; основные единицы и категории морфологического и синтаксического уровней; текст, его единицы и категории; части речи; понятия выразительных средств и приемов; стиль; его функциональные разновидности; стили научной прозы и документов; их характеристики и категории). Практический курс иностранного языка (орфографическая, орфоэпическая, лексическая и грамматическая нормы изучаемого языка и их реализация применительно текстовой деятельности для осуществления межкультурной коммуникации в сфере основной профессиональной деятельности).
М1.В.2. Методика преподавания истории
Современные проблемы развития исторического образования. Образовательные учреждения: типология, особенности содержания и цели исторического образования, место в учебном плане. Учебно-нормативные документы. Российское образование и Болонская система. Компетентностный подход. Связь с другими научными дисциплинами.
Содержание исторического образования. Школьное историческое образование: стандарты, компетенции, место в учебном плане. Школьные учебники истории: функции, структура, образовательные возможности. История в образовательных учреждениях среднего специального образования: стандарты, компетенции, место в учебном плане, мотивация, связь с профилем обучения. История в вузе: стандарты, учебные планы, цели и задачи, связь с профилем обучения. История для историков: стандарт, учебный план, цели и задачи, компетенции. Проектирование образовательного процесса. Проектирование содержания обучения. Планирование курса истории в средней общеобразовательной и профессиональной школе, в вузе. Методика деятельностно-тематического планирования учебного курса. Планирование занятия: структура, форма, схема построения. Интерактивные технологии на занятиях по истории. Технологии проблемного обучения. Технологии развивающего обучения. Проектное обучение. Лекционные формы с применением интерактивных методов. Информационные технологии обучения. Дистанционное обучение. Основные методы исследования образовательного процесса на уроках истории. Рефлексия на занятиях по истории. Методика анализа занятия по истории. Методика выявления образовательных проблем на занятиях по истории. Диагностика знаний и умений учащихся. Виды и формы контроля. Требования и критерии оценивания. Фонд оценочных средств. Методика создания учебных заданий для тестового контроля.
М1.ДВ.1.1. Историческая антропология Предмет и задачи дисциплины "Историческая антропология". Кризис исторической науки в первой половине XX века и основные факторы становления исторической антропологии. Поворот к истории человека во французской историографии 1960-х - 1970-хх гг. Основные подходы и методы в исторической антропологии этого периода. Структурно-антропологическая концепция А.Я. Гуревича и антропологические исследования в СССР. Историческая антропология: проблемы самоопределения и особенности национальных школ. Современные тенденции в развитии исторической антропологии. Антропологические изыскания в трудах Д. Фрезера, М. Вебера, Й. Хейзинги, А. Се, М. Мосса, М. Блока, Л. Февра. Смена исторической парадигмы. Поворот к человеку и его факторы. Разные образы истории. Становление исторической антропологии в рамках школы "Анналов". Формирование национальных школ исторической антропологии (на примере Англии, Германии, СССР, США). Историческая антропология: понятия, теоретические основы, направления. Итальянская микроистория: характеристика методологических основ и конкретных примеров исследования. Современная историческая антропология: критика, методологические проблемы и пути их решения. Историко-антропологические исследования в современной России.
М1.ДВ.1.2. Социокультурная антропология Введение в дисциплину "Социо-культурная антропология". Предмет и задачи дисциплины, ее ключевые проблемы. Обзор литературы. Становление социо-культурной антропологии. Антропологические теории культуры: школы и направления. Исследовательские методики социо-культурной антропологии. Факторы социо-культурной эволюции. Общество как система. Формы социальной стратификации: антропологический подход. Антропологические изыскания в трудах А. Бастиана, Дж. Мак-Леннана, Г. Спенсера, Л.Г. Моргана, О. Конта, Э. Тайлора. Концепция архаичного мышления. Методологические проблемы социо-культурной антропологии. Миф и ритуал как символические системы. Факторы социо-культурной эволюции. Социо-культурная антропология и история: формы взаимодействия в разных национальных школах. Влияние социо-культурной антропологии на исследования А. Я. Гуревича и его учеников. Демографические и гендерные исследования в антропологическом ракурсе.
М1.ДВ.2.1. Этнокультурная политика стран ЕС Проблемы формирования принципов этнокультурной политики государств-членов ЕС. Этнокультурная политика как сфера государственной деятельности в странах и формы ее реализации. Основные дефиниции и понятия. Этнос. Различные трактовки понятия этнос. Понятие диаспоры. Нация и национальность. Понятие гражданской нации. Нация-культура. Национальное государство. Глобализация, регионализация и национальное государство. Модели взаимодействия государства и этносов, проблемы их реализации в странах Европы. Диаспоры и государство. Языковая политика современных государств Европы: основные особенности и противоречия. Проблемы иммиграционной политики в странах ЕС и подходы к их решению. Этническое взаимодействие в европейском регионе. Дискуссионные аспекты национальной политика отдельных стран Европы. Нации и национализм в Европе: тенденции развития. 
М1.ДВ.2.2. Социальная политика ЕС: история и современность Основные характеристики современных социальных процессов. Теории социальной истории и их значение в современном контексте. Зарождение социальной политики ЕС (парадигмы социальной интеграции и мультикультурализма). Разработка критериев общественного благополучия и индикаторов социальных процессов. Формирование общей социальной политики в ЕЭС. Вопросы социальной политики в Маастрихтском и Амстердамском договорах. Программа Тампере. Гаагская программа. Вопросы социальной политики в контексте выработки конституционного договора. Правовые основы и механизмы осуществления социальной политики в европейских странах. Социальная напряженность в странах ЕС. Проблемы борьбы с бедностью в ЕС. Правовые основы и механизмы борьбы с нелегальной иммиграцией. Механизмы адаптации мигрантов в европейское общество и философия "взаимной интеграции" в ЕС. Позиции государств-членов по вопросам общей социальной политики ЕС. 
М1.ДВ.3.1. Информационные технологии и количественные методы в исторических исследованиях Основные направления использования компьютерных технологий в историческом исследовании. Машиночитаемые источники. Специфика моделирования исторических источников. Информационные системы и базы данных. Обработка графики и историческая геоинформатика. Компьютерное моделирование исторических процессов. Основные приемы математико-статистической обработки исторических данных. Глобальная сеть Интернет в историческом исследовании. 
М1. ДВ.3.2. Интернет-ресурсы, электронные каталоги по истории Европы Введение в курс. Теория и история Internet. Типологизация и классификация Интернет-ресурсов по истории Европы. Основные принципы поиска информации в сети Интернет. Электронные каталоги библиотек и электронные библиотеки, как ресурсы по истории Европы. Периодика в сети, как ресурс по истории Европы.
М2.Б.1. Междисциплинарные подходы в современной исторической науке Основы применения междисциплинарных подходов в современных исторических исследованиях. История развития междисциплинарного подхода в зарубежной и отечественной исторической науки. Специфика истории как науки и характер взаимодействия с другими отраслями научных знаний. Актуальность междисциплинарных исследований в истории. Стратегии и методики комплексных междисциплинарных исследований в исторической науки. Основные задачи междисциплинарных исследований в исторической науке. Взаимодействие истории и других гуманитарных наук и дисциплин - психологии (историческая психология), антропологии (историческая антропология), социологии (историческая социология). Применение методов точных наук в истории - математики, статистики, демографии (историческая демография).
М2.Б.2. Актуальные проблемы исторических исследований
Новое время в современных теоретических парадигмах. Актуальность "многомерной макроисторической теории" в науке ХХ века. Теоретические и концептуальные подходы к изучению истории Нового времени. Новое время в глобальной истории. Геополитические концепции истории и мир-системный анализ. Исторические структуры и процессы раннего нового времени. Парадигма "Старого порядка" в Европе. Модернизационные процессы в Новое время. Европейский абсолютизм и королевская власть в раннее Новое время. Европейская культура от Ренессанса до Реформации. "Цивилизация Просвещения" и индустриальная революция: проблемы и подходы к их изучению. Ускорение урбанизации. Революции XIX века и политические изменения в Европе к началу XX столетия.
Ключевые проблемы исторического развития стран Европы в ХХ веке. Место европейской истории новейшего времени во всемирно-историческом процессе. Фашизм и тоталитаризм. Асинхронность общественного развития в европейском регионе: проблемы оценок и критериев. Военно-политические союзы и мировые войны. Западная и Восточная Европа в контексте новейшей истории (от противостояния к интеграции). Глобальная эпоха и роль ЕС в современных процессах исторического развития.
М2.В.1. Основные концепции философии истории в европейской гуманитарной мысли в XVIII - XX веке. Философия истории - термин и его содержание. Становление западной философии в эпоху Просвещения. Проблемы философии истории в немецкой классической философии. Позитивизм и философия истории. Проблема критики "исторического разума" в западной философии истории. Теории исторического процесса в философии истории XX столетия. Философия истории Франкфуртской школы. Христианские концепции философии истории в XX столетии.
М2.В.2. Абсолютизм: проблемы истории и историографии Концепции европейского абсолютизма в зарубежной исторической науке XX - начала XXI в. Предмет и задачи курса "Европейский абсолютизм и проблемы развития политических институтов Раннего Нового времени в зарубежной и отечественной историографии". Европейский абсолютизм и развитие политических институтов Раннего Нового времени. Концепции европейского абсолютизма в зарубежной исторической науке первой половины XX в. Концепции европейского абсолютизма в зарубежной исторической науке второй половины XX - начала XXI в. Изучение европейского абсолютизма и проблемы развития политических институтов XVI - XVIII вв. в отечественной историографии. Изучение проблемы европейского абсолютизма отечественными историками в конце XIX - начале XX вв. Европейский абсолютизм и проблемы развития политических институтов XVI - XVIII вв. в советской историографии. Современная отечественная историография европейского абсолютизма и проблемы развития политических институтов Раннего Нового времени.
М2.В.3. Проблемы тоталитаризма и демократии в XX веке
Понятие тоталитаризм в историографии. "Ранняя" история европейского тоталитаризма. Образование и развитие ультра-правых партийных движений, Новый образ партийного вождя. Тоталитарная идеология в Европе и в соседних регионах. Возникновение фашистского и национал-социалистического государств в Европе. Унификация общественной и политической жизни в тоталитарных государствах. Пропаганда и террор. Социальная политика. Государственное регулирование экономики и милитаризация. Внешняя политика и экспансия. Крах тоталитарных режимов в Европе. 
Основные признаки и определения демократии. Демократический транзит в послевоенной Европе ХХ - ХХI вв. (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).
Теория и практика демократии: исторический обзор. Демократизация как одна из основных тенденций развития постбиполярного мира (иллюзии и концепции 1990-х гг. о неизбежности перехода к демократии во всемирном масштабе, разочарования начала XXI в.).
Классификация политических режимов политологической наукой и Международными неправительственными организациями с точки зрения их демократичности. Цивилизационно-культурные и региональные особенности и демократия.
Европейская концепция демократического мира в международных отношениях и ее влияние на развитие современного мира.
М2.В.4. Страны Европы в международных отношениях в новое и новейшее время

 

Изменения в системе европейских МО после Тридцатилетней войны и формирование Вестфальской системы международных отношений в историографии. Узловые конфликты и проблемы Вестфальской СМО (1648 - 1789) в исторической науке. Международные отношения в период революций конца XVIII века в историографии. Изучение Венского конгресса 1815 г. и формирования новой системы международных отношений. Колониальная политика европейских государств в Азии и Африке во второй половине XVIII - XIX веке в историографии. Восточный вопрос в европейской политике первой половины XIX века в исторической науке. Объединение Италии, Германии и европейские международные отношения 1848 - 1870 гг. в историографии. Первая мировая война и ее последствия. Проблемы европейской безопасности. 1919-1939 гг. в исследовании ученых. Международные отношения в годы второй мировой войны. Биполярная система и роль в ней европейских стран. Основные направления внешней политики стран Европы в послевоенный период. Европейская дипломатия и политика в глобальном мире.

М2. В.5. Исторические взгляды и историописание в Раннее Новое время

Предмет и задачи курса "Исторические взгляды и историописание в Раннее Новое время". Общая характеристика состояния культуры и историографии в Раннее Новое время. Литература по теме. Италия - родина гуманистической исторической мысли. Исторические взгляды крупнейших политических писателей Италии. Исторические взгляды крупнейших итальянских политических писателей XVIв. Леон Батист Альберти, Никколо Макиавелли, Франческо Гвиччардини, Антонио Бручоли, Франческо Пуччи). Историческая наука в Германии Раннего Нового времени. Схоластико-гуманистическое и историко-богословское, протестантское направления. Эрудитская и политико-риторическая школы. Историописание и историческая мысль во Франции XVI-XVII вв. Общеисторические и политические взгляды французских политических писателей XVI-XVII вв.(Филипп де Коммин, Мишель де Монтень, Жан Боден, Агриппа де Обинье). Историческая наука Раннего Нового времени в Англии. Исторические взгляды Фрэнсиса Бэкона и Уильяма Кемдена. Гуго Гроций - историк переходной эпохи.

М2. ДВ.1.1. Политическое и социокуль-турное развитие Европы новейшего времени Методы и подходы к изучению новейшей истории в отечественной (формационная, пятичленная концепция марксистской и советской историографии) и западной (цивилизационный подход, культурно-антропологический фактор). Основные проблемы политического развития стран Европы в новейшей истории (Империализм, Мировые войны, тоталитарные и демократические режимы). Социокультурная история - основа нового понимания социальных процессов. Особенности социокультурного развития в довоенный период. Формирование новых подходов к социальным стандартам в Европе во второй половине XX века. Социокультурные пласты в современной Европе (столица, провинциальный город, сельская местность). 
М2. ДВ. 1.2. Экономическое развитие Европы новейшего времени 

Основные оценки развития экономики Европы в XX - начале XXI вв. в историографии. Буржуазный реформизм в странах Запада в начале века: Ллойд-джорджизм в Англии, "новый курс" Джолитти в Италии. Модернизация, структурные изменения в экономике в странах Европы в 1918-1945 гг. Мировой экономический кризис, его последствия. Экономика европейских держав накануне и в период Второй мировой войны. Идеи социальной рыночной экономики в странах Западной Европы и их реализация. Страны Восточной Европы в экономическом взаимодействии с СССР. Экономическая интеграция в Европе. Современные экономические параметры ЕС.

М2. ДВ. 2.1. Проблема "атлантизма" и "европеизма" во внешней политике стран Европы Цивилизационно-культурные характеристики Западного мира. Роль и место Запада среди других цивилизаций. Запад в мировой экономике. Военно-политические возможности Запада. Внутризападные отношения в эпоху "холодной войны". Запад в современной мировой политике. Дивергенция Запада. Европеизм и атлантизм в европейской политике конца ХХ - начала ХХI вв. Проблема России в политике европеизма и атлантизма  на рубеже  ХХ -ХХI вв.
М2. ДВ. 2.2. Проблемы взаимодействия Востока и Запада в современной историографии

Сравнительно-сопоставительный уровень развития Востока и Запада к началу Нового времени. Концепции цивилизаторской миссии Европы на Востоке: теория и практика. Проблема формационной принадлежности стран Востока. Основные трактовки "восточного феодализма". Историко-культурная концепция Конрада в историографии Запада и Востока. Дискуссия о роли религиозно-культурных факторов в истории Запада и Востока. Проблема генезиса восточного феодализма в исторической литературе. Культурно-антропологические подходы к истории Востока и Запада. Дискуссия по проблеме модернизации: реформы и революции, государство, общество и личность на Западе и Востоке. Проблема западного влияния на развитие восточных обществ в XX-XXI вв. в современной историографии.

М2. ДВ. 3.1. Ключевые проблемы и оценки развития европейской культуры периода Раннего Нового времени

Проблема Возрождения и возрождений; и историографии. Введение. Предмет и задачи курса. Общий характер культуры раннего Нового времени. Понятия ;Возрождение", "гуманизм" и проблема хронологии в историографии. Исторические предпосылки Возрождения и их оценки в отечественном ренессансоведении. Проблема "возрождений" в отечественной историографии. Искусство итальянского Возрождения в свете исторических исследований. От Северного Возрождения к Просвещению: проблемы и оценки в историографии. Проблема "Северного Возрождения": основные подходы в историографии. Искусство в системе культуры Северного Возрождения: основные проблемы и оценки. Проблема кризиса гуманизма в исторической науке. Новые тенденции развития европейской культуры и искусства в XVII-XVIII вв. Основные проблемы европейского Просвещения и их оценка в историографии.

М2. ДВ. 3.2. Реформация и конфессионализация в оценках зарубежных и отечественных исследователей. Введение в дисциплину "Реформация и конфессионализация в оценках зарубежных и отечественных исследователей". Предмет и задачи дисциплины, ее ключевые проблемы. Факторы и причины зарождения реформационного движения. Германская Реформация и её основные направления. Религиозно-философские и социальные идеи немецкой Реформации. Основные проблемы германской Реформации в зарубежной и отечественной историографии. Реформационные идеи во Франции и Швейцарии. Реформационная доктрина Жана Кальвина. Процессы конфессионализации в германских землях и их оценка в зарубежной и отечественной историографии. Распространение лютеранства, кальвинизма и других реформационных течений в Западной и Центральной Европе. Лютеранская Реформация в скандинавских странах. Роль кальвинизма в социально-политических процессах в Нидерландах в середине XVI - начале XVII в. Реформационные процессы в Англии. Англиканство и другие протестантские конфессии в религиозной жизни Англии. Роль Реформации и католической Реформы в развитии образования (оценки исследователей). Влияние Реформации и конфессионализации на развитии абсолютистских структур по оценкам зарубежных и отечественных исследователей. 
М2. ДВ. 4.1. Европейский Союз: проблемы общей внешней политики и политики безопасности

Проблема идентичности ЕС в мировой политике. Место ОВПБ (общая внешняя политика и политика безопасности ЕС) в системе внешних связей ЕС. Процесс принятия и реализации решений в рамках ОВПБ. Становление внешнеполитического сотрудничества стран ЕЭС/ЕС. Институционально-правовой механизм ОВПБ. Инструменты ОВПБ. Проблема стратегического планирования ОВПБ. ОВПБ и актуальные международные проблемы: достижения и неудачи. География внешних связей ЕС. ЕС и США. ЕС и РФ. ЕС и "Барселонский процесс". ЕС и политика открытого регионализма. Политика ЕС на Ближнем Востоке. Европейская политика соседства. "Восточное партнерство". Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО). ЕС и борьба с международным терроризмом. 

М2. ДВ. 4.2. Россия и Европа в новое и новейшее время 
Место России в общественном сознании европейцев. Специфика общественно-политического и социально-экономического развития России относительно Западной Европы в эпоху средневековья. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Европы в эпоху средневековья. Реформы Петра Великого и проблема догоняющего развития, самобытности, европеизации и вестернизации России.  Формирование мегасистемы Россия-Европа: конфликт и сотрудничество в рамках мегасистемы. Россия и Европа до ХХ века - этапы взаимодействия, конфликты и противоречия.
Буржуазные преобразования в России на рубеже XIX - XX вв.: особенности российского капитализма. Культурно-политическое влияние Европы на развитие российского общества. Россия в европейской политике конец XIX - начала XX вв. СССР как альтернативный западнобуржуазному вариант развития. Основные проблемы и этапы взаимоотношений в рамках Версальско-Вашингтоноской системы 20-30 гг.,  соперничество "западных демократий", правого и левого тоталитаризмов,  сотрудничество СССР и "западных демократий" во II мировой войне.
Проблема "Россия и Европа" в эпоху "холодной войны". Особенности Ялтинско-Потсдамского мироустройства: области конфликта и сотрудничества. Основные принципы внешней политики СССР и западные внешнеполитические доктрины. Идеология и геополитика как факторы взаимоотношений. Проблема разрядки и конвергенции двух систем.
Преобразования в России на рубеже XX - XXI вв.: особенности современного российского капитализма. Культурно-политическое влияние Запада на развитие современного российского общества. Россия в европейской и мировой политике конца XX - начала XXI вв. Экономика, идеология и геополитика как факторы взаимоотношений России и Запада в постбиполярном мире. 
М3. Б.1. Научно-исследовательская работа в семестре Знакомство с тематикой научно-исследовательских работ кафедры новой новейшей истории и международных отношений и выбор темы исследования. Составление библиографии, изучение источников и литературы, обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования. Написание реферата по избранной теме после первого года обучения. Участие в научных конференциях студентов и молодых ученых, подготовка публикации материалов исследования в сборниках студенческих работ. Подготовка презентации, публичная защита выполненной работы.
Научно-исследовательская практика  Проводится после завершения первого года обучения в магистратуре и освоения студентами части теоретических курсов. Практика включает работу магистранта с научной литературой и историографическими источниками, где отражены важнейшие методологические направления современной историографии - микроистория, историческая антропология, мир-системный анализ. Перед началом практики магистранту предоставляется список соответствующей литературы, который он должен освоить, используя библиотечные и электронные ресурсы. В конце практики студент предоставляет отчет в форме творческой работы (эссе). Тема эссе обсуждается заранее с руководителем магистратуры. Отчеты студенты предоставляют на спец. семинаре кафедры новой новейшей истории и международных отношений.
Научно-педагогическая практика  Формирование навыков работы учителя истории и обществознания, классного руководителя. Организация воспитательно-образовательной работы в учебных заведениях, основы школьного делопроизводства. Психолого-педагогическое изучение учебного коллектива. Конструирование и проведение урока, внеклассных мероприятий, их анализ.
М6.1. Государственный экзамен Знать, понимать и излагать профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности. Творчески и критически осмысливать информацию в сфере профессиональной деятельности. Уметь аргументировать собственную позицию, делать самостоятельные выводы и обобщения. 
М6.2. Выпусная магистерская диссертация 

Магистерская диссертация выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением научно-исследовательских задач в сфере политической и социокультурной истории Европы в новое и новейшее время.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

  Учебный план ООП

Практики:

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.68 История раздел основной образовательной программы магистратуры практики являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

Научно-педагогическая практика. Эта практика является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов, формирует у них навыки работы преподавателя учебного заведения различного уровня. В ходе практики студенты знакомятся с воспитательно-образовательной работой учебного заведения, ведут занятия. Основная цель практики - овладение навыками педагогической деятельности; завершение исследования по теме выпускной магистерской диссертации и подготовка ее чернового варианта. Задачи практики: овладение практическими навыками педагогической деятельности.

Отчёт о результатах самообследования по направлению подготовки 46.04.01/030600.68 "История"