Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (Организация делопроизводства и архивного дела)

 

Направление подготовки:

46.04.02 Документоведение и архивоведение,
направленность (профиль) "Документационные процедуры в государственных и коммерческих организациях"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 № 492
 

 

Описание образовательной программы: 

Цели ООП

ОПОП по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (уровень магистратуры) имеет своей целью развитие у студентов:

-         личностных качеств (способности принимать самостоятельные решения);

-         универсальных общекультурных компетенций (толерантности в восприятии окружающей среды);

-         общепрофессиональных компетенций, способствующих успешной деятельности в профессиональной сфере;

-         профессиональныхкомпетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.02Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры).

Квалификация, присваиваемая выпускникам - магистр

Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника, к которому (которым) готовятся выпускники

·        научно-исследовательская деятельность:

самостоятельные теоретические разработки в области документоведения и архивоведения;

разработка концептуальной базы управления документацией и архивным делом;

сбор, обобщение, систематизация, теоретическое осмысление эмпирического материала в прикладных разработках по созданию систем документационного обеспечения управления и архивного хранения документов, унификации и стандартизации документов;

исследование информационного взаимодействия структурных подразделений, а также организаций разных уровней управления;

исследование внутриведомственного и межведомственного информационного обмена, в том числе при наличии электронного документооборота и электронного архива;

подготовка публикаций и участие в выставочной работе;

организация работ по подготовке справочно-информационных изданий;

реферирование научной литературы по тематике проводимых исследований;

составление отчетов по научно-исследовательской и методической работе;

·        технологическая деятельность:

обоснование и разработка рациональной технологии документационного обеспечения управления и архивного хранения документов;

совершенствование технологии документационного обеспечения управления и архивного дела, в том числе на базе использования новейших информационных технологий;

обоснование выбора автоматизированных технологий документационного обеспечения управления и архивного дела (из числа типовых программных продуктов);

участие в разработке автоматизированных систем документационного обеспечения управления и архивного хранения документов на стадии постановки задачи и оценка их применения;

создание рациональной информационно-поисковой системы по документам организации;

организация хранения документов в документационном обеспечении управления, разработка номенклатур дел, контроль формирования и оформления дел при передаче в архив организации в соответствии с действующими правилами;

организация работы по экспертизе ценности документов;

организация работы по передаче документов в архив (подготовка описей дел постоянного и временного сроков хранения, описей документов по личному составу, актов на списание и уничтожение документов, сроки хранения которых истекли);

обеспечение выполнения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;

создание справочно-поисковых средств к архивным документам;

разработка мер по обеспечению сохранности документов на разных носителях;

проведение работ по консервации и реставрации документов;

участие в технологических этапах работы государственных, муниципальных архивов и архивов организаций по основным направлениям их деятельности;

·        организационно-управленческая деятельность:

создание и ведение системы управления документами и их архивного хранения в организации на базе новейших технологий;

руководство службой документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в государственных и негосударственных организациях;

планирование, организация и совершенствование деятельности служб документационного обеспечения управления, архивов и служб архивного хранения документов организаций;

разработка нормативных актов, устанавливающих принципы политики и регламентирующих стратегию в управлении документацией и архивном деле;

разработка нормативных актов, регламентирующих процедуры и правила документирования, работы с документами и в том числе архивными документами;

участие в формировании и сохранении Архивного фонда Российской Федерации как важнейшей части культурного наследия общества, его духовного опыта, истории российской государственности;

организация работы по экспертизе ценности, обеспечению сохранности и учету документов;

организация использования архивных документов в целях включения архивного наследия в систему информационных ресурсов общества, информационной среды современного мира в целом, а также трансляцию общественного и индивидуального опыта, зафиксированного в архивных документах, в целях углубления исторического, гуманитарного и естественнонаучного знания;

организация составления и ведения справочно-поисковых средств к документам;

·        проектная деятельность:

проектирование унифицированных форм документов;

проектирование унифицированных систем документации;

проектирование прикладных программ как составной части системы управления документами;

проектирование, внедрение и ведение автоматизированного документооборота;

определение закономерностей документообразования, упорядочение состава видов и форм документов;

проектирование рациональной системы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов конкретной организации;

разработка концепций архивного хранения документов в организации;

проектирование автоматизированных архивных технологий;

проектирование архива электронных документов;

подготовка сметной документации на создание служб архивного хранения документов;

·        консультационная деятельность:

консультирование работников своей организации по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела;

консультирование работников служб документационного обеспечения управления по выбору автоматизированных технологий документационного обеспечения управления и архивного дела (из числа типовых программных продуктов);

консультирование работников организаций по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела;

·        педагогическая деятельность:

разработка методики преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин;

чтение лекций и ведение практических занятий в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы "Документационные процедуры в государственных и коммерческих организациях"

При разработке ОПОП учтены требования регионального рынка труда, состояние и перспективы развития Кузбасса. Заключены договоры на подготовку бакалавров с Департаментом образования и науки Кемеровской области, Архивным управлением Кемеровской области, Учреждением РАН Институтом экологии человека СО РАН, ГУКО "Государственный архив Кемеровской области", Кемеровской и Новокузнецкой епархией Русской Православной Церкви, ГУКО "Государственный архив документов по личному составу Кемеровской области в г. Кемерово".

  Полный текст ООП

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Социология и психология управления
Социология как наука. Социальные связи и объединения людей.Социальные институты. Быт и семья как социальные институты.Социальные системы и изменения. Социальная стратификация. Социальный статус и мобильность. Миграционные процессы. Социальное действие. Проблемы взаимодействия в обществе. Массовое поведение.Социальная организация. Социальный контроль и порядок. Социальная оппозиция. Обустройство повседневной жизни.Социальная политика. Культура общества. Социализация. Личность и общество. Организация и методы социологических исследований.Сущность и содержание процесса управления. Методы управления. Социально-психологические и социальные основы управления. Основы индивидуального поведения в организации. Системы мотивации в управлении. Власть, лидерство и стиль в управлении
Педагогика Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.
История и философия науки Философия и методология науки как отрасль философского знания. Основные проблемы философии и методологии науки. Основные этапы становления и развития философии и методологии науки. Направления философии науки: теоретико-естественнонаучное и абстрактно- математическое, историко-философское, математико-логическое и лингвистическое, историко-научное. Эпистемологический, когнитивный, гносеологический и методологический подходы к феномену науки. Проблема научного статуса философии. Направления развития философии науки, сложившиеся в зарубежной философии: релятивизм; фаллибизм, эволюционная эпистемология; концепция научной рациональности; конструктивный эмпиризм; феноменология. Исторический, рефлексивный и эвристический подходы к определению форм и механизмов взаимодействия философии, методологии и науки. Неопозитивистская концепция науки. Методологический фальсификационизм К. Поппера. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция научных революций Т. Куна. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Философские проблемы возникновения науки. Многообразие форм знания, методов их получения и переработки. Уровни и этапы научного познания. Эмпирические методы научного познания. Структура и функции научной теории. Объяснение и понимание. Проблема истины в современной философии науки. Научная рациональность. Идеалы и нормы научного исследования. Проблема единства научного знания. Этика науки и ответственность ученого.
Политология
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Теория и методология научного познания
Природа научного знания. Принцип относительности. Проблема объекта (предмета) в науке. Общие методологические проблемы. Основные гуманитарные проблемы развития цивилизации на современном этапе. Проблема глобализации в современном мире. Человек в современном информационном обществе Человек в центре внимания современных наук. Человек как открытая самоорганизующаяся система. Технологии обеспечения информационной безопасности. Технологии формирования толерантности личности и профилактики экстремизма. Требования к организации и проведению научного исследования в документоведении и архивоведении
Теория современного документоведения и архивоведения
Архивоведение как комплексная научная дисциплина. Архивная терминология. Объект и предмет архивоведения. Роль документов в развитии общества. Связь архивоведения с историей, документоведением, источниковедением и другими научными дисциплинами. Принципы и научные методы архивоведения. Организация документов по государственным и негосударственным хранилищам. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации и экспертиза ценности документов. Учет архивных документов. Создание и функционирование системы НСА и использование архивных документов. Обеспечение нормативных условий и режима хранения архивных документов. Создание страхового фонда и фонда пользования. Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях.
Документоведение как научная дисциплина. Документоведение в системе гуманитарных дисциплин.Документ и его функции. Признаки и свойства документа. Документ и информация.
Документирование информации. Виды документирования. Материальные носители документированной информации.Классификация документов. Виды классификации
Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом
Типология архивов зарубежных стран. Периодизации истории архивного дела. Роль архивов в сохранении социальной памяти человечества.Архивы древнего мира и античности. Становление архивного дела в средние века. Архивы и архивное дело в период Нового времени.Зарождение и основные этапы развития принципа происхождения в классификации документов.Складывание ведомственной организации архивного дела. Появление
новых разновидностей документов. Централизация архивов правительственных учреждений. Формирование коллекций исторических документов. Разработка принципов и методик зарубежного архивоведения. Роль архивных школ в складывании теории архивоведения и археографии. Совершенствование научно-справочного аппарата. Проблемы частных архивохранилищ и их решение в зарубежном архивоведении. Международные архивные организации. Международный совет архивов и основные направления его деятельности.
Источники по истории России и СССР, хранящиеся в зарубежных архивах
Методика научно-исследовательской работы
Основные термины, понятия в области ДОУ и архивного дела. Место курса в системе наук. Изучение особенностей работы с документами в различные исторические периоды.
Организационные формы службы ДОУ. Типовые структуры ДОУ в организациях. Основные нормативные акты. Информационные технологии ДОУ и архивного дела. Упорядочение организационных форм и методов работы с документами. Стандартные и нестандартные формы документов.Роль ДОУ в системе управления. Типовые и индивидуальные положения о службе ДОУ и архивного дела. Проектирование системы ДОУ и архивного дела. Методы предпроектного обследования, анализа результатов обследования. Упорядочение организационных форм и методов работы с документами. Организация обучения персонала технологическим аспектам в работе с документами. Система подготовки документов к сдаче в архив. Законодательная основа корпоративного регулирования ДОУ
Государственность РФ Советский государственный аппарат в период перестройки (1985-1991 гг.). Советские органы управления, органы юстиции, суд, прокуратура в середине 80-х - начале 90-х гг. XX в. Государственные учреждения РСФСР в начале 90-х гг. XX в. Современная система органов государственного управления РФ. Высшие государственные учреждения. Центральные учреждения РФ на современном этапе. Органы местного управления и самоуправления в РФ. Административно-политические органы, органы юстиции, суд, прокуратура РФ
Моделирование управленческой деятельности Основные функции управления и основные этапы процесса моделирования. Типичные модели управленческих ситуаций, методика их формализации, поиска решения формальной задачи и анализа результатов. Разработка и осуществление оптимальных управленческих решений, проектов и планов, а также процессов их документального (информационного) обеспечения, необходимых для эффективного функционирования систем поддержки принятия и реализации управленческих решений.Системы управления различного класса: системы государственного управления; производственно-технологические системы; системы экономико-организационного типа; социально-экономические системы, объединяющие экономическую систему (общественное производство), ее социальную инфраструктуру, а также комплекс информационных ресурсов, систему управления общественными процессами
Информационные системы в управлении Роль информационного обеспечения в истории организации управления в Российском государстве на разных этапах его существования.Современное расширенное информационное производство и общество. Правовая основа информационного обеспечения управления. Основные каналы поступления информации.Информация в системе документационного обеспечения управления. Информационный менеджмент. Имиджевая стратегия и информация.Формы, методы и направления работы по осуществлению прямой и обратной связи управленческих струтур и объектов управления. Аналитическая обработка информации
Иностранный язык
Введение в языкознание (место языка в системе культурно-значимых средств коммуникации; способы научного описания языка; история общества и история языка; язык и мысль; язык и культура);Основы теории изучаемого языка (слово как основная единица лексической системы; семасиология; словообразование; фразеологические единицы; основы лексикографии; особенности грамматического строя изучаемого языка; основные единицы и категории морфологического и синтаксического уровней; текст, его единицы и категории; части речи; понятия выразительных средств и приемов; стиль; его функциональные разновидности; стили научной прозы и документов; их характеристики и категории); Практический курс иностранного языка (орфографическая, орфоэпическая, лексическая и грамматическая нормы изучаемого языка и их реализация применительно текстовой деятельности для осуществления межкультурной коммуникации в сфере основной профессиональной деятельности)
Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.
Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные
культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация
Современная археография Понятие об археографии как научной и учебной дисциплине. Значение археографических публикаций в деле распространения культуры и сохранности памятников. Понятие научной публикации в археографии. Классификация документальных изданий. Археографический фонд всеобщей и отечественной истории. Подготовка научной публикации исторических источников. Выбор объектов публикации, Критерии фильтрации (отбора) документа, предварительная работа публикатора, принципы воспроизведения текста документа. "Правила" 1990 г. об основных принципах отбора документов для печати. Типологии документальных публикаций. Приемы передачи (способы воспроизведения) текста при публикации. Структура археографической публикации. Научно-справочный аппарат и его значение.Специфика памятников письменности разных исторических эпох
Государственная политика в сфере документоведения и архивоведения Оценка состояния отечественного ведомственного хранения на современном этапе. Задача изучения и оптимального учета зарубежного опыта при решении актуальных проблем развития российского ведомственного хранения.Архивное право в системе отечественного права. Соотношений понятий "архивное право" и "архивное законодательство". Оценка состояния российского архивного права.Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах."Основные правила работы архивов организаций". Единый классификатор документной информации Архивного фонда РФ Организация делопроизводства в РФ (90-е гг. ХХ - начало XXI в.) Задачи и функции документационного обеспечения управления (ДОУ). Активное включение руководителя в информационное пространство современной России
Новейшая история России
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.
Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в 60 - 80-е гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.Становление новой российской государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Новейшая история стран Европы и Америки Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности.
Исполнение социально-правовых запросов граждан
Правовые основы доступа к ретроспективной информации. Понятие о конфиденциальной, служебной и коммерческой тайне.Правила подачи и приема обращений граждан. Виды обращений. Процедура реагирования на обращения, систематизация и анализ обращений.
"Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" (2000 г.) Система платных услуг. Виды деятельности. Профессия архивиста. Статус архивиста. Профессиональные требования.
Работа с обращениями граждан
Правила подачи и приема обращений граждан. Виды обращений. Процедура реагирования на обращения, систематизация и анализ обращений.Особенности работы с обращениями граждан в государственных,общественных и корпоративных организациях России. Неформальное общение руководителя как источник информации
Методика разработки локальных нормативных актов
Роль информационного обеспечения руководителя в истории организации управления в исторической ретроспективе. Современное расширенное информационное производство и общество.Организация правовой основы информационного обеспечения процесса управления в постсоветской России. Основные каналы (источники) поступления информации для руководителя в России начала XXI века. Задачи и функции документационного обеспечения управления (ДОУ). Методологические основы муниципального управления.
Создание и применение номенклатуры. Служебные документы. Личные документы. Заявление и доверенность. Распорядительные документы. Приказ. Административно-организационные документы.
Научно-справочный аппарат в государственных и муниципальных архивах
Понятия научно-справочный аппарат и система научно-справочного аппарата государственных и муниципальных архивов. Теоретические основы многоуровневого описания документов: фонд, опись, единица хранения, документ.Архивная опись - базовый архивный справочник. Описание дел в описи. Понятие видов единиц хранения. Виды и разновидности документов. Историческая справка к описи. История фонда. Научно-справочный аппарат к описи.Понятие каталогов. Понятие каталогизации архивных документов. Типы и виды каталогов. Методы и принципы каталогизации.Понятие путеводителя. Виды путеводителей. Структура описательных статей в путеводителе. Характеристики неаннотируемых фондов. Приложения к путеводителю.Понятие обзора документов. Принципы отбора фондов для составления обзора. Структура обзора. Описание документов в обзоре.Понятие электронных баз данных. Виды баз данных. Способы заполнения баз данных. Понятие ключевых слов в базах данных. Рубрикаторы ключевых слов. Понятие метабаз, как справочника по всем базам в архиве.Научно-справочный аппарат архивов Сибирского Федерального округа. Научно-справочный аппарат муниципальных архивов.
Документирование кадровой системы
Документирование трудовых отношений. Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу с трудовыми книжками. Предоставление отпуска. Направление работников в командировку. Изменение анкетно-биографических данных. Поощрение и награждение работников, Аттестация работников. Увольнение работников. Приказы по личному составу.
Систематизация, хранение и уничтожение кадровой документации. Административная ответственность за нарушение законодательства по архивному делу. Кадровая политика на предприятии.Прикладные программы по организации кадрового делопроизводства. Правовые основы документирования деятельности кадровых служб. Документирование организации работы с персоналом
Документальные публикации в электронном формате
Терминология дисциплины. Основные понятия и определения. Электронный документ. Происхождение и классификация. Основные сферы использования электронных документов. Законодательная и нормативно-методическая база РФ. Международные стандарты.
Техническая и технологическая база создания электронных документов. Требования российских и международных стандартов к оформлению электронных документов. Рабочий лист (бланк-анкета) электронного документа. Обработка поступающих электронных документов, 3включение информации о них в поисковые системы и передача в фонды архива.Цифровые копии. Условия хранения. Виды носителей для хранения. Контроль качества электронных документов. Формы доступа к электронным документам и основные механизмы их защиты.Принципы поиска электронных документов. Процедура электронного запроса. Информационно-поисковые системы по электронным документам и параметры поиска. Организация работы пользователей с электронными документами.
Публикация электронных документов на бумажных и электронных носителях. Организация выставок с использованием электронных документов. Работа со СМИ. Международные проекты компьютеризации архивных технологий.
Научно-исследовательская работа
Знакомство с тематикой научно-исследовательских работ кафедр. Составление библиографии, изучение источников и литературы, обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно семинара. Написание реферата по избранной теме после первого года обучения. Участие в научных конференциях студентов и молодых ученых, подготовка публикации материалов исследования в сборниках студенческих работ. Завершение исследования по теме выпускной работы, в ходе которого заканчивается сбор материала по теме, обработка результатов, овладение навыками письменного оформления результатов. Подготовка чернового варианта выпускной работы
ФТД.1. Педагогика высшей школы
Новые задачи вузовского образования и науки. Современная образовательная система как результат инноваций в сфере образования. Структура инновационной деятельности. Цель. Задачи. Формы реализации инновационной образовательной программы. Роль преподавателя ВУЗа.Диагностическая формулировка целей; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей; оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.
Современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, "кейс-стади" (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов.
Обеспечение студентов учебно-методическими материалами различными способами (полиграфия, аналоговая магнитная запись, цифровая запись); компьютерные тестирующие системы; аудиолекции и материалы; электронные практикумы; видео-лекции и материалы; компьютерные модели и тренажеры; телеконференции; использование глобальной и локальной информационной сети Интернет.Традиционный семинар и его структура. Инновационные типы семинарских занятий. Интерактивные формы работы со студентами на семинаре. Ролевые игры. Интеллектуальные групповые игры. Мозговой штурм. Дискуссии. Пресс-конференции. Коллективный анализ и обсуждение источников. Коллоквиумы.
Методика работы с учебником, кругом научной литературы и источником при подготовке к занятию. Особенности подготовки к инновационным формам занятий. Пути оживления занятия. Структура беседы по каждому вопросу на коллоквиумах и коллективных занятиях. Характер заданий экспертам из числа студентов. Творческие работы студентов во время подготовки к семинару. Анализ семинара.
ФТД.2. Требования к научному исследованию
Виды и формы научной работы. Тема и проблема исследования. Выявление и накопление научной информации. Композиция дипломной работы. Оформление дипломной работы. Методы и методология дипломной работы. Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение раздел основной образовательной программы магистратуры практики являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.
 

Программы учебных практик.

Педагогическая практика
Эта практика является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов, формирует у них навыки работы преподавателя учебного заведения различного уровня. В ходе практики студенты знакомятся с воспитательно-образовательной работой учебного заведения, ведут занятия.
Продолжительность практики 4 недели в феврале-марте.
Основная цель практики - овладение навыками педагогической деятельности.
 
Задачи практики:
  • овладение практическими навыками педагогической деятельности;
  • ознакомление с воспитательно-образовательной работой образовательных учреждений.
Программы производственных практик.
 
При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды практик:
 
Научно-исследовательская практика
Практика проводится после освоения магистрами всех курсов по дисциплинам как общенаучного, так и профессионального циклов. Данная практика предусматривает непосредственную работу в архивах и библиотеках и направлена на получение навыков исследовательской работы.
Продолжительность практики 3 недели в 4 семестре.
Основной целью практики является закрепить и расширить теоретические знания студентов по работе с источниками в соответствии с квалификационной характеристикой магистра, дать объективное представление об источнике и работе с ним, состоянии законодательной базы. Практиканты знакомятся с документами, овладевают практическими навыками работы.
 
Задачи практики:
  • знакомство с содержанием и типами документов по теме работы, традиционными и современными способами организации обработки документов;
  • формирование навыков аналитической работы с разными видами документов;
  • воспитание бережного отношения к объектам историко-культурного наследия.
Практика является завершающим этапом подготовки магистров, формирует у них навыки научно-исследовательской работы и использования теоретических знаний на практике.
 
Программа преддипломной практики
Преддипломная практика является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов, формирует у них навыки научно-исследовательской работы и использования теоретических знаний на практике. Практика проводится после изучения всех дисциплин в 4 семестре на 2 курсе.
В ходе практики студенты осуществляют окончательный сбор материала для выпускной квалификационной работы, его обработку, оформление итогов предварительной работы в письменном виде.
 
Основная цель практики - завершение исследования по теме выпускной квалификационной работы и подготовка ее чернового варианта.
 
Задачи практики:
  • сбор материалов по теме выпускной квалификационной работы;
  • формирование навыков работы с источниками и научной литературой;
  • обработка результатов исследования и овладение навыками письменного оформления результатов.

  Учебный план ООП

Отчёт о результатах самообследования по направлению подготовки 46.04.02/034700 "Документоведение и архивоведение"