Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (Адаптивное физическое воспитание)

 

Направление подготовки:

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура),
направленность (профиль) "Адаптивное физическое воспитание"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации:

до 29 мая 2015,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 года №220 

 

Описание образовательной программы: 

Цель  ООП : развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в сфере адаптивной физической культуры, адаптивного спорта, двигательной рекреации, физической реабилитации.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: область педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп к адаптивной физической культуре, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формирования и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик. Действие бакалавра в системе "человек-человек" опирается на: глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических, медико-биологических, физкультурных знаний; сформированные в процессе обучения умения и личностные качества, обеспечивающие научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных видах адаптивной физической культуры. Причем реабилитационная (восстановительная), компенсаторная, профилактические виды профессиональной деятельности реализуются в контексте традиционных для педагогических профессий в области физической культуры образовательной, воспитательной, развивающей деятельности, с одной стороны, и управленческой, с другой стороны.

Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: физические,  психические, социальные и духовные характеристики лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и тендерных групп, реализующих свои потребности в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры: адаптивным физическим воспитанием, адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, физической реабилитацией, экстремальными и креативными видами двигательной активности.

Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
• педагогическая,
• воспитательная,
• развивающая,
• реабилитационная (восстановительная),
• компенсаторная,
• профилактическая,
• научно-исследовательская,
• организационно-управленческая.

2012-2013

Полный текст ООП

2011

Полный текст ООП
 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Б1.Б.1 История Предмет, законы и принципы истории. Методы исторического познания. Интеграционный и компаративистский подходы к изучению истории. Взаимосвязь и взаимозависимость между всемирной историей, историософией, аксиологией и герменевтикой. Источники, историография. Базовые концепции времени: цикличное, линейное, дискретное, идеальное; развития: эволюция -инволюция, прогресс - регресс; пространства: центр, периферия, ойкумена. Соотнесение формационного и цивилизационного факторов исторического развития. Эпоха первобытности, ее хронология и периодизация. Антропогенез. Возникновение человеческого общества. Общинно-родовой строй. Неолитическая революция. Общественные разделения труда. Классо - и политогенез. Развитие духовной культуры. Основные модели развития ранних традиционных обществ: азиатская и античная. Цивилизации Древнего Востока. Восточная деспотия. Власть-собственность. Азиатский способ производства. Общее и особенное цивилизаций Древнего Востока. Возникновение буддизма, даосизма, конфуцианства. Античная цивилизационная модель. Минойская цивилизация. Древняя Греция. Полисная система. Аттика, становление и развитие античной демократии. Культура Древней Греции. Эллинизм. Распространение античных ценностей. Этрусская проблема. Древний Рим. Царский и республиканский периоды. Переход к империи, ее расцвет. Причины кризиса и упадка Древнеримской цивилизации. Возникновение христианства. Историческое значение культурных достижений римлян. Зрелое традиционное общество и его разновидности. Средневековая европейская цивилизация. Синтез античной и варварской культур. Линейно-прогрессивное развитие. Понятие феодального способа производства. Сословно-представительная монархия. Роль христианской церкви. Византийская цивилизация. Синтез христианской религии, эллинской культуры, римской государственности. Роль славян в становлении нового способа производства. Византия и Русь. Средневековые цивилизации Востока. Исламская цивилизация. Возникновение ислама. Халифат. От теократической республики к восточной деспотии. Цивилизационное значение арабской культуры.Средневековая индийская цивилизация. Общинно-кастовый строй. Индия под властью мусульманских правителей. Появление в Индии европейцев, начало колонизации. Конфуцианская китайская цивилизация. Бюрократические монархии. Превосходство средневековой китайской культуры над европейской. Эпоха модернизации. Новые цивилизационные ценности эпохи Ренессанса, Реформации, Великих географических открытий, ранних европейских революций. Просвещение как этап научной революции. Зарождение идей гражданского общества и правового государства. Великая французская революция. Кодекс Наполеона. Становление раннеиндустриальных отношений. Цивилизационная экспансия. Промышленный переворот. Идеологическое обоснование индустриальных ценностей. Раннее индустриальное общество. Эпоха империализма. Первая мировая война как глобальный конфликт мировой цивилизации. Россия в Первой мировой войне. Февральская и Октябрьская революции. Раскол мира на две системы. Мировой революционный подъем. Период частичной стабилизации. Мировой экономический кризис. "Новый курс" Рузвельта. Фашизм как одна из моделей развития индустриального общества. Советская разновидность тоталитаризма. Вторая мировая война как возможность цивилизационной катастрофы. Уроки и итоги второй мировой войны. Зрелое индустриальное общество. Конфронтация моделей развития. Переход к биполярному миру. Холодная война. Страны Запада в 40 - 70-е гг. Послевоенный этап НТР. Политика "стандартизации жизни". Изменение роли государства в экономической и социальной сферах. Укрепление демократических институтов. Внешняя политика. Деколонизация и ее влияние на страны Запада. Социалистическая цивилизационная модель в послевоенный период. Попытка создания субцивилизации советского образца. СССР в период позднего сталинизма. "Оттепель" Н.С. Хрущева. Период стагнации. Кризис социалистической системы и ее демонтаж. Перестройка. Развитие России в постперестроечный период. Попытка конвергенции с западной цивилизационной моделью. Генезис внешней политики. Цивилизационная периферия в эпоху индустриального общества. Поливариантность экономического и политического развития. Деколонизация стран Азии и Африки. Периферийные страны как объекты блоковой политики в биполярном мире Демографический фактор. Проблемы внешнего долга, экологии, наркобизнеса, межэтнические. Поиск путей и средств адаптации достижений НТП к традиционным ценностям периферийных стран. Движение неприсоединения. Социалистическая модель развития в Азии. Модификация социализма в Китае. Начало перехода к постиндустриальному обществу. Структурные сдвиги в экономике. Рост сферы услуг. Изменения в социальной области. Неоконсерватизм и общество всеобщего благосостояния. Изменение общественного и индивидуального сознания. Новые индустриальные страны (НИС) как переходная ступень к постиндустриальному обществу. Сущность НИС, их общие черты и национальная специфика. Роль НИС в структурной перестройке мирового хозяйства.
Б1.Б.2 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Б1.Б.3 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, основные особенности произношения, дифференциация лексики, понятия о свободных и устойчивых словосочетаниях, основные способы словообразования, грамматические навыки при письменном и устном общении профессионального характера, основные грамматические структуры. Чтение: изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; виды письменных речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, биография и т.д. Устная речь 25%, чтение 40%, письмо 20%, аудирование 15%.
Б1.Б.4 Культурология Место культурологии среди гуманитарных наук. Содержание понятия "культура" и "цивилизация". Первобытная культура, ее черты и характеристика. Культура древневосточных цивилизаций. Культура античности. Культура Древней Греции и Рима. Культура Средневековой Европы. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации. Европейская культура Нового времени. Европейская культура в XX веке.
Б1.Б.5 Психология и педагогика Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Индивид, личность, индивидуальность, психика и организм человека. Основные функции психики. Мозг и психика. Особенности деятельности человека. Структура познавательных процессов. Структура сознания. Основные психические процессы. Эмоции и чувства. Общение и речь. Психология личности. Педагогика: предмет, объект, основные категории педагогики, задачи, функции. Основные понятия: педагогическая деятельность, педагогическое воздействие, педагогическая технология, педагогическая задача, образование, воспитание. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Б1.Б.6 Право Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их г-нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность а совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Б1.В.1 Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Б1.В.2 Социология Объект и предметная область социологии. Основные научные направления и школы в социологии. Современный этап российской социологии. Понятие социальной связи. Структура и типология социальных связей. Понятие социального института. Семья как социальный институт. Понятие социальной структуры. Социальные общности и группы. Типология групп. Понятие социального статуса. Основные виды статусов. Проблемы социальной мобильности, ее виды и последствия. Понятие социального действия, структура и типология действия (по М. Веберу). Понятие социального взаимодействия, его основные формы. Массовое поведение: признаки, механизм, субъекты. Основные понятия социальной организации. Социальный контроль. Культура общества, ее структура, типологии, функции. Личность и общество, специфика социологического подхода к изучению личности. Социологические исследования: программа, методы, организация.
Б1.В.3 Экономика Экономическая теория: предмет, структура, функции. Блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор. Методы экономического исследования. Структура современной экономической науки. Рыночная система. Координация экономической деятельности людей. Сфера производства и обращения. Специализация и кооперация. Деньги и цена. Рынок: сущность, функции, виды. Основные формы рынка. Конкуренция и монополия. Доходы и уровень жизни. Инфляция и безработица. Роль государства в функционировании рынка. Деньги, кредит и их роль в функционировании рыночной системы. Банки. Денежно-кредитная политика государства. Финансы государства. Фискальная политика. Финансовый рынок. Фирма, ее организационные формы, цель деятельности; затраты и выпуск, масштабы деятельности. Внешнеэкономические аспекты функционирования открытой экономики.
Б1.В.3 Русский язык и культура речи Соотношение понятий "язык", "речь", "культура речи". Основные аспекты культуры речи. Коммуникативные качества речи. Природа норм литературного языка. Норма и кодификация. Нормы устной и письменной речи. Стилистическая дифференциация языковых средств. Литературный язык и другие разновидности национального язык. Активная и пассивная лексика. Иноязычная лексика. Понятие функционального стиля. Языковые и речевые стили. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и стилистические фигуры. Основы мастерства публичной речи. Требования к оратору как создателю речи. Виды публичных выступлений. Общие требования к публичным выступлениям. Культура дискутивно-политической речи. Речевой этикет, его функции.
Б1.ДВ.1 Введение в профессию Содержание профессиональной деятельности специалиста в области адаптивной физической культуры. Концепции методологии адаптивной физической культуры с целью обеспечения фундаментализации образования в этой области. Сущность адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов, ее основных видов, функций и других компонентов. Перспективы развития адаптивной физической культуры.
Б1.ДВ.1 Ораторское искусство Естественное красноречие. Риторика, ораторское искусство - важнейший элемент человеческой культуры. Ораторское искусство. Виды ораторского искусства. Свойства ораторской речи. Влияние психики на качества ораторской речи. Основные правила ораторского искусства.
Б1.ДВ.2 История физической культуры Предмет и задачи истории физической культуры и спорта. Методология и источники. Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе, государствах Древнего мира, средние века в Европе, Азии, Африке и Америке, в новое время, до и после второй мировой войны. Исторические и социокультурные условия развития физической культуры и спорта на разных этапах Руси, России и Российской Федерации; развитие спортивной науки. Основные направления развития спорта. Физическая культура и спорт родного края.
Б1.ДВ.2 История древнерусской культуры Древнерусская письменность и литература. Древнерусский фольклор. Славянское язычество и принятие христианства на Руси. Письменность и просвещение. Древнерусская литература и общественная мысль. Влияние христианства на древнерусскую архитектуру. Живопись Киевской Руси.
Б2.Б.1 Математика Аксиоматический метод. Математические доказательства. Понятия числа, множества. Понятие функции, отношения, отображения. Исследование функции. Основные идеи математического анализа. Производная. Интеграл и его свойства. Матрицы. Определители. Решение систем уравнений. Элементы теории вероятностей. Основные формулы математической статистики.
Б2.Б.2 Информатика Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование: языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
Б2.Б.3 Биология с основами экологии Живые системы. Свойства живых систем. Уровни организации живого. Клетка как основная единица живого. Организм как самовоспроизводящая система. Эволюция органического мира. Экология человека. Человек как биологический вид. Понятия здоровья предболезни, болезни. Здоровый образ жизни, его компоненты. Основы экологии. Круговорот веществ и энергии в природе. Понятие об экосистемах. Экология и охрана природы.
Б2.В.1 Физика Физические основы механики. Колебания и волны. Молекулярная физика и термодинамика. Электричество и магнитизм. Оптика. Атомная и ядерная физика. Физический практикум.
Б2.В.2 Химия Основные понятия и стехиометрические законы химии. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Химическая связь. важнейшие классы неорганических соединений, химическая номенклатура. Комплексные соединения. Полимеры и олигомеры. Скорость химических реакций, химическое равновесие. Катализаторы, каталические системы. Теория электролитической диссоциации. Растворы. Дисперсные системы. Применение газовых законов к растворам. Осмотическое давление. Адсорбция. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические системы. Химическая идентификация: качественный и количественных анализ.
Б2.В.ДВ.1 Общая и специальная гигиена Предмет и задачи; гигиена - основа профилактики и здорового образа жизни; гигиена физического воспитания детей и подростков; гигиена физкультурно-спортивной деятельности; закаливание, личная гигиена, рациональное питание, психогигиена, восстановительные средства, гигиена спортивных сооружений; гигиена физической культуры и спорта на производстве и по месту жительства для различных категорий населения; гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов; гигиентренировки в отдельных видах двигательной деятельности. Особенности режима жизни инвалидов различных категорий; понятия охранительного режима; системы питания при различных поражениях; использование естественных факторов природы; гигиена физкультурно-спортивной деятельности инвалидов; гигиена спортсооружений для инвалидов; гигиеническое обеспечение спортсменов-инвалидов.
Б2.В.ДВ.1 Спортивная метрология Измерения в физической культуре и спорте. Методические принципы стандартизации в спорте. Государственная служба стандартизации. Категории и виды стандартов. Физическое состояние спортсменов и разновидности его контроля. Понятие нормы в спортивной метрологии. Разновидности норм. Методика тестирования. Спортивное тестирование. Надежность теста и пути ее повышения. Стабильность, согласованность и эквивалентность тестов. Информативность теста. Спортивная статистика. Статистическая обработка и группировка результатов наблюдений. Контрольно-измерительный инструментарий в спорте.
Б2.В.ДВ.2 Компьютерные презентационные технологии Использование компьютерных презентационных технологий в образовании. Новые возможности использования компьютерной техники при преподавании различных школьных предметов. Использование КПТ в проектной деятельности и других видах самостоятельной работы студентов. Компьютерные сети. Интернет. Разработка и создание мультимедийных презентаций. Обработка различных видов информации в компьютере. Основные принципы работы в графическом редакторе. Создание мультимедийной презентации на заданную тему.
Б2.В.ДВ.2 Компьютерное программирование в физическом воспитании и спорте Введение в новые информационные технологии (НИТ). Информация и ее свойства. Аппаратное обеспечение НИТ. Компьютерные сети, Internet-технологии. Дистанционное образование. Использование НИТ в учебном процессе: тестирующие и обучающие программы. Использование средств, представляемых Internet. Использование НИТ в соревновательной деятельности.
Б2.В.ДВ.3 Концепции современного естествознания Культура. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь. Естественно-научное познание. Проблемы возникновения Вселенной. Основные физические концепции. Современные концепции химии. Понятие о сущности жизни. Критерии живого. Эволюция. Человек. Концепции возникновения. Антропогенез, онтогенез. Коэволюция природы и человека. Ноосфера - рождение и развитие.
Б2.В.ДВ.3 Биофизика Задачи и методы биофизики. Химические основы биофизики: аминокислоты, состав и первичная структура белков, нуклеиновые кислоты. Молекулярная биофизика. Биофизика мембранных процессов. Собственные физические поля организма человека.
Б3.Б.1 Безопасность жизнедеятельности Введение в предмет. Опасные и вредные факторы среды обитания, их характеристика, закономерности проявления и способы защиты от их последствий. Взаимодействие человека со средой обитания; техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, защита в чрезвычайных ситуациях, гражданская оборона. Техносфера как источник опасности. Способы и средства защиты окружающей среды и человека от негативных факторов техносферы.
Б3.Б.2 Теория и методика физической культуры Отправные определения, проблематика курса теории физической культуры и методы исследования. Основные функции и формы физической культуры в обществе. Система физического воспитания и ее связи со смежными явлениями в сфере физической культуры. Цели, задачи и наиболее общие принципы физического воспитания. Средства и методы физического воспитания. Дидактические основы теории и методики физического воспитания. Теоретико-практические основы развития физических качеств. Взаимосвязь видов (сторон) воспитания в процессе физического воспитания. Формирование профессионализма деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Форма построения занятий в физическом воспитании. Планирование и контроль. Прикладные направления в физическом воспитании. Спорт в современном обществе, тенденции его развития. Основы спортивной тренировки. Методические принципы физического воспитания. основы методики физического воспитания детей разных возрастных групп. Пренатальная физическая культура. Цель, задачи и методика планирования обязательного курса "Физическая культура в школе". Урок физической культуры. Внеурочные формы занятий физическими упражнениями в школе. Особенности методики положения системы подготовки юных спортсменов. Теория адаптации юных спортсменов. Планирование, контроль и управление подготовкой юных спортсменов в системе ДЮСШ. Общие принципы построения комплексной целевой программы подготовки команды и отдельного спортсмена. Физическое воспитание взрослых. Оздоровительная физическая культура. Педагогический и врачебный контроль в системе оздоровительной физической культуры.
Б3.Б.3 Базовые виды двигательной деятельности Теория и методика базовых видов физкультурно-спортивной деятельности; основы техники, методики обучения и тренировки базовых видов (гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, спортивных и подвижных игр); особенности методики, организация и судейство соревнований; сооружения и оборудования и их особенности эксплуатации; техника безопасности при занятиях базовыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
Б3.Б.3.1 Теория и методика гимнастики Введение в предмет. Места занятий и оборудование. Спортивные сооружения. Профилактика травматизма на занятиях гимнастикой. Гимнастическая терминология. Общеразвивающие упражнения. Общие основы гимнастических упражнений. Прикладные и оздоровительные виды гимнастики. Основы техники гимнастических упражнений. Организация и содержание занятий по гимнастики в школе. Спортивная тренировка. Организация и проведение соревнований по гимнастике, правила соревнований.
Б3.Б.3.2 Теория и методика спортивных и подвижных игр Теоретико-методологические основы спортивных игр. Техника, тактика и методика обучения в баскетболе, волейболе, футболе. Педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения. Соревновательно-игровой метод в физическом воспитании. Соревновательная деятельность в спортивных играх и системы соревнований. Методика судейства. Организация учебно-тренировочного процесса по спортивным и подвижным играм в школе.
Б3.Б.3.3 Теория и методика легкой атлетики Введение в предмет. Основы техники легкоатлетических видов (ходьбы, бега, прыжков, метаний). Легкоатлетические многоборья. Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике. Основы методики обучения технике легкоатлетических видов, тактика. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами. Особенности занятий легкой атлетикой с женщинами. Методика обучения технике в различных видах легкой атлетики. Основы тренировки в легкой атлетике. Физическая подготовка в тренировочном процессе легкоатлета. Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлета. Управление процессом тренировки в легкой атлетике. Тренировка в разных видах легкой атлетики. Спортивный отбор и прогнозирование результатов в легкой атлетике. Методика тестирования и оценки уровня физической подготовленности в легкой атлетике. Методика и организация исследований в легкой атлетике.
Б3.Б.3.4 Теория и методика лыжного спорта Введение в предмет. История развития лыжного спорта. Основы техники лыжного спорта. Основы методики обучения. Методика обучения способам передвижения на лыжах. Лыжный инвентарь и снаряжение лыжника. Лыжные мази и смазка лыж. Специальные сооружения для занятий лыжным спортом. Общие основы теории и методики тренировки в лыжном спорте. Организация и проведение соревнований в отдельных видах лыжного спорта. Учебная работа по лыжной подготовке в школе. Внеурочные формы занятий по лыжной подготовке школьников. Организация и методика проведения занятий по лыжному спорту в высших и средних специальных учебных заведениях. Организация и методика проведения занятий в детско-юношеских спортивных школах.
Б3.Б.3.5 Теория и методика плавания Определение и содержание предмета плавание. Исторический обзор развития плавания. Современное состояние плавательного спорта в России. Общие основы техники плавания. Терминология в плавании. Понятие о технике плавания. Основные факторы, определяющие технику плавания. Основы техники прикладного плавания. Основы методики обучения и тренировки. Организация и проведение соревнований по плаванию. Планирование и учет работы по плаванию.
Б3.В.4 Технология физкультурно-спортивной деятельности Предмет и задачи. Средства и методы. Обучение двигательным действиям и особенности методики. Воспитание физических качеств. Физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка. Кондиционная тренировка. Система соревновательной деятельности в адаптивной физической культуре. Организация массовых физкультурных мероприятий. Судейство соревнований. Планирование и педагогический контроль.
Б3.Б.5 Теория и организация адаптивной физической культуры Понятие об адаптивной физической культуре, история ее становления и развития. Предмет и задачи адаптивной физической культуры. Общие особенности реализации принципов физического воспитания в АФК. Особенности выбора средств, методов и форм построения занятий. Специфика адаптивных физической культуры и спорта в выборе и составе средств, методов и форм построения занятия. Организация физкультурного движения инвалидов. Федерация физической культуры и спорта инвалидов; Паралимпийский Комитет России; Специальный олимпийский Комитет; организация деятельности первичных физкультурно-спортивных организаций инвалидов (ФОК); организация центров спортивной реабилитации инвалидов; формы и методы совместной деятельности государственных и общественных организаций; организация физкультурно-спортивной работы в различных звеньях физкультурного движения инвалидов (дошкольные и школьные специальные учреждения, на промышленных предприятиях, по месту жительства и т.д.); организационные формы и источники финансирования.
Б3.Б.6 Частные методики адаптивной физической культуры Классификация и терминология; цели и задачи различных методик применения физических упражнений инвалидов различных категорий; оздоровительная тренировка как основная форма организации занятий с инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами с поражениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с нарушениями интеллекта, соматическими заболеваниями и комбинированными поражениями; методика занятий с молодыми инвалидами; методика занятий с женщинами-инвалидами; методика занятий с инвалидами зрелого и пожилого возраста.
Б3.Б.7 Анатомия человека Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками. Органы и системы органов. Организм как единое целое, ткани, виды тканей. Анатомические термины. Учение о костях и их соединениях. Строение костей. Скелет туловища. Скелет головы. Скелет конечностей. Учение о мышцах. Строение, классификация мышц. Характеристика работы мышц. Учение о внутренних органах. Основные органы и системы органов человека. Система органов пищеварения. Система органов дыхания. Мочеполовой аппарат. Эндокринная система. Общие понятия о железах внутренней секреции. Железы внешней и смешанной секреции. Учение о сосудистой системе. Сердечно-сосудистая система. Строение сердца, оболочки сердца, артерий, вен, капилляров. Кровообращение. Лимфатическая система. Учение о нервной системе. Центральная и периферическая нервная система. Спинной и головной мозг, их строение. Учение об анализаторах. Понятие анализатора, строение органов чувств.
Б3.Б.8 Физиология человека Функции различных органов и систем в покое и при мышечной работе. Возрастные и половые различия физиологических реакций на физические нагрузки. Физиологические основы физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки. Физиологические принципы управления движениями. Физиологическая классификация физических упражнений и видов спорта. Работоспособность и утомление. Факторы, лимитирующие работоспособность. Физиологические механизмы компенсации нарушенных функций организма.
Б3.Б.9 Патология и тератология Этиология. Внешние и внутренние факторы болезней. Причины и условия возникновения болезней. Конституция, наследственность, реактивность, иммунитет и аллергия и их роль в возникновении и течении болезней. Патогенез - учение о механизмах возникновения, развития и исходов болезней. Саногенез. Общие и местные расстройства кровообращения; гиперемия, стаз, ишемия, инфаркт, тромбоз, эмболия,, кровотечение и кровоизлияние. Нарушение тканевого питания, обмена веществ и роста тканей. Дистрофии, атрофии, гипо- и гиперплазии, гиптрофии, некроз, регенерация, опухоли. Воспаление и лихорадка, как типичные патологические процессы. Понятие и предмет тератологии; классификация врожденных пороков развития; этиологические причины; этапы индивидуального развития, критические периоды; пороки развития эмбриона и плода; врожденные пороки и аномалии развития сенсорных систем; аномалии развития наружного и внутреннего уха; аномалии развития глаз; комбинированные пороки и аномалии развития; пороки развития опорно-двигательного аппарата; дефекты развития трубчатых костей и позвоночника; аномалии мышц и мышечных сухожилий; системные пороки развития; пороки развития ЦНС; многочисленные врожденные пороки развития; хромосомные болезни и генные синдромы.
Б3.Б.10 Специальная психология Целостность и неделимость психического; норма и дефект; взаимодействие биологического, социального и аномального в человеке; структура дефекта и диалектическая взаимосвязь между его подструктурами; психическое развитие ребенка первых 3 лет жизни; дальнейшее развитие в дошкольном возрасте; развитие ребенка в школьном возрасте; особенности развития в подростковом возрасте; социальные и психологические факторы влияющие на развитие ребенка; специфические проблемы развития в разных возрастных группах; компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, нарушениями в двигательной сфере; умственная отсталость, причины, формы, методы диагностики; задержка психического развития, причины, клиническая картина различных форм; слабоумие (деменция); особенности слабоумия при психических сосудистых и других заболеваниях головного мозга; методы диагностики интеллектуальных расстройств. Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии; психология лиц с двигательными нарушениями; психология лиц с выраженными речевыми расстройствами.
Б3.Б.11 Специальная педагогика Предмет цели и задачи дефектологии, методология и история русской и советской дефектологии; общие сведения о науках, входящих в структуру дефектологии; система образования лиц с недостатками в психическом развитии в РФ; содержание обучения и воспитание лиц с различными недостатками; принципы дидактики и методы обучения лиц с недостатками в развитии; система трудового обучения; система физического воспитания; достижения отечественной специальной педагогики и перспективы ее развития; учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития, о первичном дефекте и вторичных отклонениях, возникающих в процессе онтогенетического развития ребенка. Система учреждений по обучению, воспитанию и содержанию лиц с психическими и физическими недостатками, их основные задачи; социально-психологическая реабилитация лиц с особыми проблемами, их интеграция в обществе. Основы сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата.
Б3.Б.12 Частная патология Понятие о травме и травматической болезни, повреждения мягких тканей. Переломы длинных трубчатых костей. Повреждения суставов. Переломы позвоночника и таза. Травмы кисти и стопы. Повреждения ЛОР-органов, глаз. Челюстно-лицевые травмы. Ожоги и обморожения, Болезни системы кровообращения: атеросклероз и ишемическая болезнь сердца, пороки сердца, гипер- и гипотоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония. Болезни системы дыхания: пневмония, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма, эмфизема, плеврит, туберкулез. Болезни органов пищеварения: гастриты, язвенная болезнь, дисфункции кишечника, колиты, энтерптозы, холециститы, панкреатиты. Болезни желез внутренней секреции и обмена веществ: сахарный диабет, ожирение, подагра, заболевания щитовидной железы. Болезни системы выделения: гломерулонефриты, пиелонефриты, почечно-каменная болезнь. Болезни и травмы нервной системы: основные клинические данные о нарушениях мозгового кровообращения, травмах и опухолях головного мозга, спастические и вялые параличи и парезы, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия, расстройства чувствительности вегетативной и трофической функций нервной системы; нарушения мозгового кровообращения, травматическая болезнь спинного мозга, остеохондроз позвоночника; неврозы, черепно-мозговая травма, заболевания и повреждения периферической нервной системы, патология детей и подростков.
Б3.Б.13 Научно-методическая деятельность Общие основы теории научно-исследовательской деятельности. Наука в сфере физической культуры и спорта. Основная проблематика научных исследований и организационная структура научно-исследовательской работы. Связь с методической деятельностью в физической культуре и спорте. Основные этапы научно-исследовательской работы. Выбор направления исследования, организация научного исследования, поиск, накопление и обработка информации, эксперимент. Обработка, оформление и внедрение результатов научно-методической работы.
Б3.В.1 Социальная защита инвалидов Понятие инвалидности; врожденная и приобретенная инвалидность; медицинские показания для установления инвалидности; категории инвалидов классификация инвалидности по ВОЗ; критерии и степени снижения трудоспособности; группы инвалидности по ВТЭК. Общие положения социальной защиты инвалидов. Медицинская экспертиза трудоспособности; пенсия, пособия, социальное обслуживание инвалидов; медицинское обслуживание, протезирование, обеспечение транспортными средствами; содержание в государственных учреждениях и социально-бытовое обеспечение жильем и жилищно-бытовые льготы; профессиональная реабилитация и применение труда инвалидов; дети-инвалиды; медицинская модель инвалидности; социальная модель инвалидности; сегрегация и интеграция; барьеры городской среды; социальные барьеры; независимый образ жизни; основные концепции; центр независимого образа жизни; структура и функции; реабилитационные технологии; оккупационная терапия; понятие, цели, задачи; основные международные акты о социальной защите инвалидов; законодательные вопросы физической культуры и спорта инвалидов; законодательная ответственность государственных учреждений и общественных организаций, работающих с инвалидами.
Б3.В.2 Правовые основы физической культуры и спорта Правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. Нормативные акты; принципы государственной политики в области физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации, субъекты физкультурно-спортивного движения. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Правовое обеспечение потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, зашита их прав. пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов; их социальная защита. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
Б3.В.3 Комплексная реабилитация больных и инвалидов Понятие о медицинской реабилитации и ее социальном значении; основные принципы и цели реабилитации; виды реабилитации; основные положения реабилитации; основные средства реабилитации, физическая реабилитация как составная часть медицинской трудовой и социальной реабилитации, средства физической культуры и спорта в системе реабилитации; социальные институты; организация и устройство реабилитационных центров; международная система организации реабилитации; МСЭК, структура и функции; комплексная и индивидуальная программа реабилитации; карта индивидуальной программы реабилитации.
Б3.В.4 Биохимия Строение, свойства и биологические функции белков, липидов, углеводов. Ферменты. Энергетический обмен в организме человека. Низкомолекулярные вещества, входящие в состав организма человека. Строение, свойства и биологические функции витаминов, нуклеиновых кислот. Гормоны, эндокринная регуляция биохимических функций организма. Биохимический состав мышечной ткани, биохимия мышечного сокращения. Биохимические изменения в организме при мышечной деятельности и в период отдыха после мышечной деятельности. Биохимическое обоснование тренировки и тренированности. Биохимические основы быстроты, силы, выносливости. Биохимические изменения в организме при занятиях различными видами спорта. Возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями. Биохимические основы питания лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
Б3.В.5 Биомеханика Предмет и история биомеханики. Биомеханика как учебная и научная дисциплины. Общие понятия биомеханики. Кинематика движений человека. Динамика движений человека. Тело человека как биодинамическая система. Биомеханика различных видов движений человека. Сохранение положения тела. Движение на месте, вокруг оси. Локомоторные движения. Перемещающие движения. Биомеханические особенности моторики человека. Биомеханика двигательных качеств. Дифференциальная биомеханика. Биомеханические аспекты управления движениями человека. Спортивно-техническое мастерство.
Б3.В.6 Адаптивное физическое воспитание Особенности методик формирования у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний; жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств; повышения функциональных возможностей различных органов и систем человека; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Б3.В.7 Массаж Понятие о массаже. Физиологические механизмы влияния массажа на организм. Показания и противопоказания к проведению массажа. Виды массажа. Спортивный массаж. Основные приемы массажа. Методические особенности при проведении массажа. Характеристика лечебного массажа. Методы лечебного массажа. Показания и противопоказания к проведению лечебного массажа. Сочетание лечебного массажа и физиопроцедур. Сегментарный массаж. Точечный массаж, соединительно-тканный массаж, периостальный массаж.
Б3.В.8 Лечебная физическая культура Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенетической терапии и средства медицинской, социальной и трудовой реабилитации. Основные принципы медицинской реабилитации. Основные методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации. Лечебная физическая культура при травмах, при заболеваниях сердечнососудистой системы, при заболеваниях органов дыхания, при ожирении и заболеваниях суставов, при заболеваниях нервной системы, при нарушении осанки и сколиоза у детей.
Б3.В.9 Спортивно-оздаровительный туризм Спортивный туризм как вид рекреационной деятельности. История развития спортивного туризма в России и Кузбассе. Организационная структура спортивного туризма в России. Виды туризма, их особенности и перспективы развития. Особенности организации походов в каждом виде туризма, необходимое снаряжение и возможные опасности. Организация и материальное обеспечение спортивно-оздоровительных путешествий. Основные руководящие материалы по спортивному туризму.
Б3.В.10 Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры Спортивные сооружения для инвалидов; конструктивные особенности протезно-ортопедической техники, применяемой для восстановления движений физической культуры и спорта, спортивные тренажеры, инвентарь, оборудование, экипировка.
Б3.В.11 Адаптивная двигательная рекреация Методики активизации, поддержания и восстановления физических сил. Профилактика утомления. Организация развлечений и интересного проведения досуга инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья на основании использования физических упражнений, естественных факторов внешней среды, необычных спортивных сооружений (типа аква-парков, фитнес-центров, тренажерных залов и т.д.). Иппотерапия, как адаптивная двигательная рекреация.
Б3.В.12 Физическая реабилитация Особенности методики физической реабилитации в зависимости от локализации и способа иммобилизации. Физическая реабилитация на различных этапах при ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда, гипертонической болезни и заболеваниях сосудов. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания (пневмонии, бронхиальной астме, бронхоэктатической болезни, эмфиземе и др.), органов пищеварения и обмене веществ.Физическая реабилитация при заболеваниях и поражениях нервной системы: нарушениях мозгового кровообращения, травматической болезни спинного мозга, остеохондрозе позвоночника и невритах периферических нервов. Реабилитация при гинекологических заболеваниях. Физическая реабилитация при ортопедических заболеваниях: нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Физическая реабилитация при операциях на органах грудной клетки, брюшной полости и ампутациях. Особенности методики физической реабилитации детей при врожденной и приобретенной патологии.
Б3.ДВ.1 Врачебный контроль в адаптивной физической культуре Цели, задачи и содержание врачебного контроля в АФК. Методы врачебного исследования. Исследование и оценка физического развития. Исследования функционального состояния различных систем организма спортсменов-инвалидов и занимающихся физическими упражнениями. Тестирование физической работоспособности и тренированности. Особенности врачебного контроля за лицами разного пола, возраста, характера дефекта или патологии, занимающихся физической культурой и спортом. Простейшие функциональные пробы. Медицинский контроль на тренировках, соревнованиях, массовых физкультурных мероприятиях для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Медицинские средства восстановления и повышения работоспособности. Заболевания и травматизм, перетренированность и перенапряжения, их причины и профилактика.
Б3.ДВ.1 Фармокология Фармакокинетика и фармакодинамика. Пути введения, распределения и выведения, механизм действия лекарственных веществ. Виды фармакотерапии, дозы, осложнения. Классификация фармакологических средств. Основные лекарственные средства. Фармакологические препараты спорта и их своевременное применение. Фармакологические средства, способные повышать физическую работоспособность. Управление работоспособностью. Факторы, ограничивающие работоспособность. Фармакология этапов подготовки спортсменов: подготовительного, предсоревновательного, соревновательного, восстановительного. Посиндромная фармакотерапия. Коррекция отдельных состояний в спорте. Фармакологическое обеспечение по видам спорта. Допинг. Медицинский кодекс МОК.
Б3.ДВ.2 Психология болезни и инвалидности Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения; первичные навыки работы с проблемой личности.
Б3.ДВ.2 Возрастная психопатология и психоконсультирование Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти, внимания, интеллекта, сознания; классификация психических болезней; течение и исход психических болезней; этика и деонтология в психопатологии, психические расстройства при черепно-мозговых травмах и нейроинфекции, различных соматических и сосудистых заболеваниях; психопатия и акцентуация характера, алкоголизм и наркомания; неврозы и невротические реакции, реактивные психозы, эпилепсия; маниакально-депрессивный психоз, шизофрения; понятия о формах и видах психологической помощи (немедицинской психотерапии), психологическая коррекция, психоконсультирование, супервизорство, сопровождение и др.; сущность процесса психоконсультирования, его структура и стратегия, сферы применения, этические нормы; основные школы психоконсультирования (гуманистическая, психоаналитическая и др.); особенности психоконсультирования детей с отклонениями в развитии и инвалидов; понятие о психопрофилактике; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика; формы, виды и методы психопрофилактической работы; психопрофилактика: семейных отношений, отклонений в личностном росте, профессиональной деятельности, психопрофилактическая работа с инвалидами.
Б3.ДВ.3 Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт) Основные направления адаптивного спорта: параолимпийское, специальное олимпийское, спортивные движения глухих; особенности средств, методов, организационных форм спортивно-адаптивной тренировки инвалидов различного возраста и различных нозологических групп; образовательные учреждения дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья; календарь соревнований, спортивная классификация, организация соревнований и спортивных праздников.
Б3.ДВ.3 Спортивная генетика Основные генетические понятия. Передача наследственной информации. Закономерности наследования признаков. Методы генетических исследований человека. Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества. Спортивные семьи. Генетические маркеры спортивных задатков: гормональные маркеры в спорте; состав мышечных волокон как генетический маркер; индивидуальный профиль функциональной асимметрии как генетический маркер в спорте. Генетические аспекты тренируемости спортсменов: тренируемость как природное свойство организма; наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки; индивидуальная тренируемость спортсменов. Значение адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности.
Б3.ДВ.4 Самооборона Определение самообороны. Виды самообороны: индивидуальная, коллективная. Средства индивидуальной самообороны. Система индивидуальной самообороны - единоборства и рукопашный бой. Оружие самообороны. Функции сил самообороны. Женская самооборона. Самооборона и закон.
Б3.ДВ.4 Фитнес Теория и практика силовой тренировки. Аэробная тренировка и тренировка гибкости. Стратегии тренировочного процесса, определения интенсивности, продолжительности, частоты и видов нагрузок. Виды фитнеса (реабилитационный, детский ит.д.). Алгоритм разработки индивидуальных тренировочных программ в фитнесе.
Б3.ДВ.5 Возрастная физиология Предмет, история развития возрастной физиологии. Общие физиологические закономерности онтогенеза. Физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. Физиологические особенности детей среднего старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе. Физиологические основы спортивной тренировки юных спортсменов. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе.
Б3.ДВ.5 Возрастные основы здоровья Понятие о здоровье и компонентах его формирующих. Образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Формирование здоровьесберегающей среды. Здоровье как процесс приспособления организма к условиям среды. Комплексный мониторинг показателей развития и здоровья. Этапы онтогенетического развития, возрастная периодизация. Формирование адаптивных возможностей человека в онтогенезе. Основные закономерности возрастного развития физиологических систем, развития локомоторной функции человека. Возрастное развитие аппарата движений человека. Двигательная активность как фактор оптимизации здоровья и адаптации на различных этапах онтогенеза.
Б3.ДВ.6 Теория и методика культурно-досуговой деятельности Предмет и задачи досуговой деятельности. Проблемы организации куьтурно-досуговой деятельности людей. Современная система организации физкультурно-спортивной, культурно-досуговой деятельности людей разных возрастных категорий. Технология организации культурно-досуговой деятельности людей.
Б3.ДВ.6 Паралимпийское и сурдлимпийское движение Олимпизм и современная наука. Возникновение современного спорта. Любительский и профессиональный спорт. Спортивная организация и союзы. Формирование спорта в России: профессиональный, элитный, массовый. Развитие паралимпийского спорта. Сурдлимпийское движение. Перспектива развития российского паралимпийского спорта. Правовые отношения в сфере профессионального паралимпийского спорта. Будущее паралимпизма.
ФТД.1 Физическая реабилитациялиц с нарушением интеллекта Особенности методики физической реабилитации при врожденных и приобретенных нарушениях интеллекта. Периоды и этапы физической реабилитации. Задачи, решаемые на каждом этапе и периоде. Формы, средства и методы физической реабилитации. Типовая и индивидуальная программа реабилитации. Методы оценки воздействия и эффективности реабилитационных мероприятий. Содержание образования и физического воспитания умственно отсталых в гос.учреждениях образования, социального обеспечения, здравоохранения. Методика проведения физкультурных занятий с умственно отсталыми в специальных и профессиональных образовательных учреждениях. Методика проведения физкультурно-спортивных праздников. Программа “Специальной Олимпиады”. Спорт и система тренировки. Принципы, цели и методы спортивной тренировки. Рекреативные занятия для умственно отсталых. Организация и методика проведения соревнований по программе “Специальной Олимпиады”. Летние виды спорта. Зимние виды спорта.
ФТД.2 Коррупция: причины, проявления, противодействие Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственная гражданская служба: вопросы кадровой работы и противодействие коррупции. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные нарушения. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения.
Б4.Б.1 Физическая культура Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. Классификация видов гимнастики. Терминология гимнастики. Основы обучения гимнастическим упражнениям. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения. Основные упражнения гимнастического многоборья. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике. Формы организации занятий гимнастикой. Урок гимнастики в общеобразовательной школе. Спортивные игры.Общие вопросы теории спортивных игр. Баскетбол. Техника, тактика игры в баскетбол и методика судейства соревнований. Общая и специальная физическая подготовка баскетболистов. Изучение и совершенствование техники и тактики игры в баскетбол. Методика обучения технике и тактике игры в баскетбол. Футбол. Техника и тактика игры в футбол, методика обучения футболистов техническим приемам и навыкам игры. Организация, проведение и судейство соревнований по футболу. Волейбол. Техника и тактика игры в волейбол. Организация и проведение соревнований по волейболу. Судейство. Гандбол. Классификация техники и тактики игры. Обучение техническим и тактическим действиям. Организация, проведение и судейство соревнований по гандболу. Подвижные игры. Введение в предмет. Социальная сущность игры. Требования к организации и проведению подвижных игр. Подвижные игры в школьном уроке физической культуры и во внеурочных формах работы. Основные типы подвижных игр, имеющих различные педагогические задачи и двигательное содержание. Овладение основами техники легкоатлетических упражнений (бег на короткие, средние и длинные дистанции; бег с барьерами; прыжки в длину и высоту; толкание ядра и метание копья; эстафетный бег), изучение комплексов различных упражнений, направленных на развитие двигательных качеств. Организация, проведение и судейство соревнований. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. Классификация видов гимнастики. Терминология гимнастики. Основы обучения гимнастическим упражнениям. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения. Основные упражнения гимнастического многоборья. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике. Формы организации занятий гимнастикой. Урок гимнастики в общеобразовательной школе. Ознакомление с правилами поведения на занятиях, техникой безопасности. Начальное обучение плаванию. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания (кроль на груди и спине, "дельфин", "брасс"). Обучение и совершенствование техники стартов. Ныряние в глубину и длину. Обучение и совершенствование техники поворотов. Обучение спасению утопающих. Игры и развлечения на воде. Изучение техники прыжков в воду. Организация, проведение и судейство соревнований по плаванию. Снаряжение лыжника, лыжный инвентарь. Методика начального обучения лыжной технике. Техника способов передвижения на гоночных лыжах. Совершенствование техники и овладение тактикой прохождение трасс лыжных гонок и слалома. Организация, проведение и судейство соревнований по лыжным гонкам.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

Учебная практика зимняя 

Целью проведения учебной практики зимней лыжной - является формирование у студентов практических знаний, умений и навыков по лыжной подготовке в соответствии с достижениями современной науки и практики, формирование профессиональных качеств личности будущего бакалавра адаптивной физической культуры. База проведения - лыжная база вуза.

Учебная практика в детском спортивно-оздоровительном лагере 

Целью проведения учебной практики в детском спортивно-оздоровительном лагере является формирование у студентов практических знаний, умений и навыков в организации физкультурно-спортивной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков в соответствии с достижениями современной науки и практики, формирование профессиональных качеств и психических свойств личности будущего бакалавра адаптивной физической культуры. База проведения - с\о лагеря Кемеровской области.

Учебная практика (туристический поход)

Целью проведения учебной практики (туристический поход) является формирование навыков организации и проведения туристического путешествия, технических и тактических приемов и способов преодоления препятствий в условиях соревнования, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины "Спортивно-оздоровительный туризм". База проведения - полевые условия, район Кузнецкого Алатау Кемеровской области.

Производственная практика по направлению 

Целью проведения производственной практики по направлению подготовки является ознакомление студентов с основами профессионально-педагогических функций бакалавра по адаптивной физической культуре, развитию интереса к избранной профессии. База проведения - специальные коррекционные образовательные учреждени.

Производственная профессионально-ориентированная практика

  Целью проведения производственной профессионально-ориентированной практики является формирование профессиональных умений и навыков и их применение в реальных условиях профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста по адаптивной физической культуре в соответствии с современными требованиями к работникам данного профиля. База проведения - специальные коррекционные образовательные учреждения.

Производственная практика по профилю подготовки 

 Целью проведения производственной практики по профилю подготовки является формирование и практическая реализация профессиональных компетенций бакалавра по адаптивной физической культуре по организации воспитательно-образовательного процесса, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями. База проведения -  общеобразовательные учреждения дополнительного образования (детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки), специальные коррекционные образовательные учреждения, физкультурно-спортивные клубы инвалидов, вузы, фитнес-центры и др.).

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 49.03.02/034400 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)"

  Учебный план ООП (очная 2013)

  Учебный план ООП (очная 2012)

  Учебный план ООП (очная 2011)