Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (03.03.01 – Физиология)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

06.06.01  БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направленность (профиль):

03.03.01 - Физиология

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

4 года; 5 лет

Форма обучения

очная; заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 871 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает: исследование живой природы и ее закономерностей; использование биологических систем - в хозяйственных и медицинских целях, экотехнологиях, охране и рациональном использовании природных ресурсов.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

- биологические системы различных уровней организации, процессы их жизнедеятельности и эволюции;

- биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биосферные функции почв;

- биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов и природной среды.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

научно-исследовательская деятельность в области биологических наук;

преподавательская деятельность в области биологических наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления.

Вариативная часть

Специальная дисциплина:

Физиолгия

Настоящая дисциплина охватывает физиологию центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, внутренней среды организма, кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии, терморегуляции, выделения, гуморальной регуляции функций, вегетативной нервной системы, а также методы их исследования и направления развития современной физиологии человека и животных.

Актуальные проблемы физиологии

Целью освоения дисциплины является изучение современных представлений о нервных и гуморальных  механизмах, обеспечивающих индивидуальную адаптацию к изменяющимся факторам физической и социальной среды обитания человека. В этой связи рассматриваются многоуровневые комплексные системы защитных механизмов, их развитие в онто- и филогенезе, формируется представление об организме как открытой динамической саморегулирующейся системе, сохраняющей свое постоянство за счет нервных и гуморальных механизмов.

Педагогика

и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогичес-ких  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

Экология

 человека

Дисциплина посвящена рассмотрению общетеоретических аспектов адаптации. Дается информация об общих закономерностях адапта­ции организма человека, о механизмах адаптации, о кратковремен­ной и долговременной адаптации, ее эффективности. Приводятся данные о воздействии на организм природных факторов. Рассматриваются экологические ас­пекты хронобиологии, общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам. Анализируются механизмы воздействия экстремальных факторов окружающей среды на человеческий организм.

Теоретические

и прикладные аспекты

адаптации

и здоровья

Целью освоения дисциплины является изучение современных представлений о нервных и гуморальных  механизмах, обеспечивающих индивидуальную адаптацию к изменяющимся факторам физической и социальной среды обитания человека. Рассматриваются многоуровневые комплексные системы защитных механизмов, их развитие в онто-  и филогенезе, болезни стресса и адаптации. Отдельный раздел посвящен социальной адаптации, где уделяет­ся внимание реакциям на антропогенные факторы среды, вопросам адаптации к различным видам трудовой и профессиональной дея­тельности.

Клинико-физиологические аспекты современных методов функциональной диагностики

Освоение дисциплины предусматривает изучение теоретических и экспериментальных аспектов медицинской физиологии. Подробно рассматриваютсямеханизмы регуляции с обратной связью, которые обеспечивают необходимое равновесие, различные заболевания, серьезно нарушающие функциональное равновесие. Дисциплина включает разделы фундаментальной физиологии, которая потребуется студентам фактически во всех видах их научной деятельности, физиологическую информацию, особо важную для определенных областей клинической медицины, а также информацию, имеющую ценность для студентов, желающих изучить особые физиологические механизмы более глубоко.

Научные подходы

к организации

и анализу экспериментальных данных

Цель - дать аспиранту углубленные знания понимания принципиальных основ, практических возможностей и ограничений важнейших в физиологии экспериментальных методов исследования, знакомство с их аппаратурным оснащением и условиями проведения эксперимента, умения интерпретировать и грамотно оценивать экспериментальные данные, в том числе публикуемые в научной литературе, необходимые для проведения научных исследований в различных направлениях и решения поставленных перед исследователем прикладных и фундаментальных задач физиологии человека и животных.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы

высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская практика)

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2016 год очно