Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (08.00.01 Экономическая теория)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

38.06.01 ЭКОНОМИКА

Направленность (профиль):

08.00.01 - Экономическая теория

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 898 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает экономическую теорию, макроэкономическое управление, регулирование и планирование, экономику и управление предприятием, отраслями и межотраслевыми комплексами, менеджмент, маркетинг, логистику, управление инновациями, финансы, денежное обращение и кредит, бухгалтерский учет, статистику, математические и инструментальные методы экономики, мировую экономику, экономику предпринимательства.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: концептуальные (фундаментальные) проблемы экономической науки, включая методы экономического анализа; прикладные проблемы функционирования различных экономических агентов, рынков и систем.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области экономики;

- преподавательская деятельность.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Рабочие программы

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант;                   3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления.

Вариативная часть

Обязательные дисциплины

Методология

научного

исследования

Природа научного знания. Наука как специфическая форма общественной деятельности и ее приложение в экономике. Характер экономического знания и его функции. Схема экономического исследования. Виды научных исследований. Оформление научного исследования. Организационные, методологические и методические основы исследования. Проблема метода и методологии в научном исследовании. Экономическая методология как направление экономических исследований. Законы и закономерности экономического исследования. Научный аппарат, структура и логика экономического исследования. Работа с научной литературой, отчетами предприятия. Классификация методов экономических исследований. Социологические методы в экономических исследованиях. Эконометрические методы в экономических исследованиях. Маркетинговые методы в эконометрических исследованиях. Экономические методы исследования регионального развития.

Педагогика

и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

Экономическая

теория

Рассматриваются особенности рыночной системы в современных условиях, специфика теории потребительского  поведения. Варианты действия законов спроса и предложения в различных условиях. Развитие и поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Макроэкономические равновесия. Цикличность экономического развития, ее проявление в условиях экономических кризисов последних двух десятилетий. Особенности безработицы и инфляции в современных условиях. Роль денежно-кредитной и фискальной политики в развитие экономики РФ. Основные направления социальной политики России.

Дисциплины по выбору

направленные на сдачу кандидатского экзамена по специальности:

Институциональная экономика

Целью дисциплины "Институциональная экономика" является формирование способностей  к  анализу  нестандартных ситуаций,  возникающих  в  ходе  трансформаций  общественной  структуры, практических  умений  моделировать  и  прогнозировать  поведение  экономических субъектов в определенных институциональных рамках. Программа курса включает следующий круг вопросов.

Основные направления институциональной экономики. Методы институциональной экономической теории. Базовые категории основных направлений современного институционализма. Институциональная среда, ее составляющие.Теория прав собственности и трансакционных издержек. Теория контрактов. Проблема координации действий экономических агентов и контракты. Теория неполных контрактов. Теория фирмы. Внелегальный рынок как институциональная система. Теория государства и государственного вмешательства. Основные теоретические модели государства в неоинституциональной экономической теории: контрактное государство Дж. Бьюкенена, модель оседлого бандита М. Олсона, синтетическая теория государства Д. Норта.

Глобальная экономика

Предметом курса глобальной экономики  является  изучение качественных изменений в характере мирового хозяйства. Цель дисциплины:выработка у магистрантов научного представления о причинах и закономерностях возникновения и развития  глобальной  экономики; формирование у магистрантов представлений о механизме функционирования глобальной экономики; формирование представлений о месте и роли процессов глобализации в жизни общества. Особенностямиизучения дисциплины является связь изучаемого теоретического материала с текущими мировыми экономическими событиями. Поэтому в процессе обучения преобладает самостоятельный поиск знаний магистрантами. В основе - работа магистрантов с первоисточниками - трудами зарубежных и отечественных экономистов. Особое  значение придается развитию инициативы в постановке и решении познавательных проблем, в использовании методов критического анализа.

направленные на подготовку к преподавательской деятельности:

Технологии профессионально-ориентированного обучения

 

Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. 

В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые основы высшего 

образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей

и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

Освоение основ педагогической и учебно-методической работы

в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов по специальности

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская практика)

Освоение основ научно-исследовательской работы: получение навыков решения конкретных научно-практических  задач путем непосредственного участия аспиранта в научно-исследовательской деятельности; овладение аспирантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессиональных компетенций в этой области; сбор материалов по теме выпускной научно-квалификационной работы

 

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2015 год очно