Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 38.06.01 – Экономика (08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

38.06.01  ЭКОНОМИКА

Направленность (профиль):

08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 898(зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает экономику и управление предприятием, отраслями и межотраслевыми комплексами.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются прикладные проблемы функционирования различных экономических агентов, рынков и систем.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области экономики;

- преподавательская деятельность.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Рабочие программы

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления.

Вариативная часть

Методология научного исследования

Природа научного знания. Наука как специфическая форма общественной деятельности и ее приложение в экономике. Характер экономического знания и его функции. Схема экономического исследования. Виды научных исследований. Оформление научного исследования. Организационные, методологические и методические основы исследования. Проблема метода и методологии в научном исследовании. Экономическая методология как направление экономических исследований. Законы и закономерности экономического исследования. Научный аппарат, структура и логика экономического исследования. Работа с научной литературой, отчетами предприятия. Классификация методов экономических исследований. Социологические методы в экономических исследованиях. Эконометрические методы в экономических исследованиях. Маркетинговые методы в эконометрических исследованиях. Экономические методы исследования регионального развития.

Педагогика

и психология высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

Экономика и управление народным хозяйством:

теория

и практика

Дисциплина нацелена на систематизацию знаний микроэкономической теории, макроэкономической теории, институциональной и эволюционной экономической теории. Анализируются макроэкономические факторы развития промышленности. Представлены основные методы экономического анализа и системы показателей оценки финансового состояния предприятия.Дисциплина посвящена изучению методологических основ управления экономическими системами,  направлений и тенденций развития современной теории управления экономическими системами,  функций и методов управления экономическими системами,  исследованию форм организаций как объектов управления, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов управления организацией. Рассматриваются вопросы  проектирования систем управления организациями, структуры управления организацией.

Дисциплины по выбору

направленные на сдачу кандидатского экзамена по специальности:

Теория регионального развития

Основные парадигмы экономической науки. Модель "экономического человека" и институционалистская модель хозяйствующего индивида.   Предмет и содержание изучения теории пространственного и регионального развития. Зарождение

и структура теорий региональной экономики. Предмет изучения теорий региональной экономики. Исторические корни теорий регионального развития. Факторы размещения производства. Оптимальное размещение ресурсов. Структура теорий региональной экономики. Генезис теории пространственного и регионального развития. Фактор пространства в истории экономической мысли. Рациональный штандорт В. Лаунхардта. Теория центральных мест Кристаллера. Второй подход теории размещения (О. Энглендер, Г. Ритчл). Третий подход теории размещения - модель Л.Вальраса.   Новые парадигмы и концепции региона. Теории размещения производства. Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена.   Теория промышленного штандорта А.Вебера. Индекс сбережений. Теория Х. Хотеллинга о проблемах эксплуатации невозобновляемых ресурсов. Теории центральных мест. Теория центральных мест В. Кристаллера. Теории П. Потье и Ф. Перру.  Классическая модель общего экономического равновесия Л.Вальраса. Теория пространственного экономического равновесия А.Леша. Отечественная школа региональных экономических исследований. Теоретические и методологические исследования по региональной экономике и территориальному размещению в работах М.В.Ломоносова, А.Н. Радищева, К.И. Арсеньева, Д.И. Менделеева, Д.И.Рихтера, Н.Г.Чернышевского. Региональные исследования в России в ХIХ - начале ХХ в. Региональные экономические исследования в СССР. План ГОЭЛРО. Теория ЭГП Н.Н.Баранского. Теория Н.Н. Колосовского о ТПК. Формирование современной отечественной региональной науки. Интеграция в мировую науку. Современные направления развития теорий региональной экономики. Предпосылки формирования современной региональной экономики. Методы и инструменты региональной экономики в теориях У. Изарда, Х.Бунге, Ш.Чорли. "Новая экономическая география" П.Кругмана. Учение об агломерациях. Современные направления теоретических исследований региональной экономики.

Актуальные проблемы менеджмента

Проблемы становления и развития теории и практики управления организациями как социальными и экономическими системами. Теоретические взгляды на природу, сущность и развитие управления. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления. Функциональное содержание управления. Процесс управления организацией. Технология управления. Механизм управления. Социально-психологические аспекты управления.

направленные на подготовку к преподавательской деятельности:

Технологии профессионально-ориентированного обучения

 

Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы

высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

Освоение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов по специальности

Организационно-исследовательская практика

Освоение основ научно-исследовательской работы: получение навыков решения конкретных научно-практических  задач путем непосредственного участия аспиранта в научно-исследовательской деятельности; овладение аспирантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессиональных компетенций в этой области; сбор материалов по теме выпускной научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)

на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2016 год заочно