Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение (10.01.08 – Теория литературы. Текстология)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

45.06.01  ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 

Направленность (профиль):

10.01.08 - Теория литературы. Текстология

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

4 года

Форма обучения

заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 903(зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает филологию, лингвистику и смежные сферы гуманитарной научной и практической деятельности.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: языки (родной и иностранные) в их теоретическом, практическом, функциональном, прагматическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном, диалектологическом и сопоставительном аспектах; различные типы текстов в их историческом и теоретическом аспектах (например, отечественная и зарубежная художественная литература, публицистика, литературная критика, устное народное творчество, древнее письменное/рукописное наследие), созданные в различные эпохи, в том числе опубликованные в средствах массовой информации, в средствах электронной коммуникации, бытующие в формах устной речи; устная, письменная и мультимодальная (в том числе электронная) межличностная и массовая коммуникация во всех сферах человеческого общения; лингвистические технологии, применяемые в разного рода информационных системах, специализированном программном обеспечении и электронных ресурсах в гуманитарной сфере.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области филологии, лингвистики и в смежных сферах гуманитарного знания;

- преподавательская деятельность в области филологии, лингвистики и в смежных сферах гуманитарного знания.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

 

 

 

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Теория литературы

Дисциплина "Теория литературы" является для аспирантов, обучаю-щихся по специальности 10.01.08, базовой. Очевидно то, что освоение этого курса во многом продолжает теоретическую подготовку учащихся в предшествующие годы - от "введения в литературоведение" до "теории литературы" - и составляет с остальными теоретическими дисциплинами единый комплекс. Вместе с тем, специфика подхода к теории литературы на аспирантском этапе её освоения заключается, по-видимому, в принципиальной смене установки: от учебной - к исследовательской. Если на предыдущих этапах теория литературы представала как выработанная к настоящему времени система теоретических понятий, схватывающих основные аспекты литературного художественного произведения (теоретическая поэтика) и литературного процесса (историческая поэтика), то в рамках аспирантуры основная дисциплина специальности 10.01.08 должна разрабатываться как открытый комплекс проблем и направлений теоретических исследований. Здесь акцент делается не на готовые ответы, а на вопросы, а методологическая сторона науки выходит на передний план. Данный курс, кроме общей теоретической подготовки, призван помочь аспиранту в его профессиональном филологическом самоопределении.

Педагогика и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

Обучение чтению

Предназначена для тех обучающихся, которые, во-первых, нацелены не столько на исследовательскую, сколько на преподавательскую деятельность, и считают главной задачей урока литературы воспитание культуры чтения. В основе предлагаемого подхода лежит акцент не на исследовательских проблемах и не на специальной литературоведческой терминологии, а на осмыслении читательского поведения, провоцируемого художественными произведениями. Вместо освоения аналитической техники работы с текстами как объектами следует прежде всего обратить внимание на то, что тексты сами говорят непосредственно читателю. Главный дидактический принцип курса вытекает из тезиса герменевтики о том, что смысл - это ответ на вопрос (Гадамер, Бахтин). Отсюда коммуникативная, диалогическая установка освоения дисциплины, при которой смысл текста не транслируется из головы обучающего в головы обучающихся, а образуется между ними. Смысл - итог встречи прочтений, при которой совместно отбрасывается всё чисто субъективное, уводящее в сторону от текста.

Философские аспекты литературоведения

Цель - знакомство с важнейшими произведениями эстетики ХХ века, формирование представлений об искусстве на основе современных теоретических исследований. При этом в центре внимания находятся литературоведческие проблемы, рассматриваемые в широком, общеэстетическом контексте. Дисциплина должна носить менее специальный характер, по сравнению с "теорией литературы", оказываясь фактически в пограничной зоне между литературоведением и философией. Здесь приходится считаться с тенденцией "филологизации" философии в ХХ веке. Это не комплекс понятий, связанных единой мыслью, единым подходом, а комплекс проблем, подходов, ситуация открытая и плюралистическая. Освоение данного курса предполагается вести по следующим конкретным направлениям:

а) изучение эстетических и философских текстов; б) сопоставление теоретических усилий ХХ века с положениями  классической эстетики; в) выработка умения применить современную эстетику литературы к рассмотрению конкретных литературных произведений.

Методика подготовки, оформления и защиты кандидатской диссертации

Обучающиеся должны получить навыки применять полученные знания в области методологии филологической теории для подготовки магистерской диссертации, представлять результаты аналитической работы, систематизации и обобщения теоретического и эмпирического материала в филологическом исследовании, и умение критически осмысливать подходы различных авторов к проблемам, поднимаемым в диссертации. В результате освоения курса обучающиеся также должны приобрести необходимые знания, навыки и умения для того, чтобы адекватно отображать собственную позицию и аргументировано сопоставлять её с имеющимися позициями других авторов, сочетать умение отстаивать свою позицию по принципиальным вопросам с адекватным восприятием критических замечаний коллег и способностью учитывать эти замечания в случае их обоснованности, соответствующим образом модифицируя свою позицию, осуществлять профессиональное общение по вопросам филологической теории и практики, научно обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной тематики научных исследований, а также способность устной презентации сложных научных текстов (диссертации).

История герменевтики

Целью является в освоении обучающимися чрезвычайно важной для филолога древней традиции, более древней, чем сама филология, - герменевтики. В филологическом образовании последних десятилетий сделан слишком сильный позитивистский крен в сторону специальных аналитических процедур в ущерб проблемам интерпретации и смысла. Предлагаемый курс призван устранить совершенно реальный культурный дефицит, отвечая современной диалогической ориентации филологии и, в частности, литературоведения.

При этом проблематика соотношения смысла и значения, критериев толкования и т. п. даётся здесь не чисто теоретически, а в исторической перспективе, соответственно тому, как она складывалась. Именно такая форма освоения её соответствует понятию герменевтической традиции. Обращение к многолетнему опыту герменевтики чрезвычайно важно именно в современной ситуации мировоззренческого и методологического многоголосия, когда на первый план выходит проблема понимания.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы

высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Организационно-исследовательская практика

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2014 год заочно