Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 39.06.01 – Социологические науки (22.00.05 – Политическая социология)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

39.06.01  СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направленность (профиль):

22.00.05 - Политическая социология

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

4 года

Форма обучения

Заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 899(зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает научно-исследовательскую деятельность в следующих областях:

теория, методология и история социологии;

социальная структура, социальные институты и процессы;

экономическая социология и демография;

социология управления;

социология культуры, духовной жизни;

политическая социология.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

- теории, раскрывающие сущность социальных процессов и отношений на различных уровнях социальной организации, общественных явлений, закономерностей общественного развития, механизмов социальных изменений в общемировом пространстве, в российском обществе и в региональных социальных пространствах, переходных эпох, стран, регионов, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных систем;

- реальные социальные явления, связи, институты и процессы в глобальных, региональных и иных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных системах, социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, их отражение в общественном сознании, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения;

- процессы социально-научного исследования, включающие методологию, методы и инструменты проведения научных исследований, техники анализа и систематизации информации, разработку моделей исследуемых процессов, явлений и объектов профессиональной деятельности, механизмы прогнозирования, проектирования и оптимизации социальных показателей, процессов и отношений, разработку методологии и инструментальных средств для социологического анализа в соответствии с условиями, целями и задачами.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области теории, методологии и истории социологии, социальной структуры, социальных институтов и процессов, экономической социологии и демографии, социологии управления, социологии культуры, духовной жизни, политической социологии;

- преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

Язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Политическая социология

Настоящая дисциплина охватывает состояние и перспективы развития отраслевой социологии, ее структуру и новые  разработки по проблемам политической жизни, отношений народа и власти, политического участия населения. Рассматриваются принципы социально-политического взаимодействия: стороны, участники, ресурсы и механизмы. Дается обоснование предметной области политической социологии. Характеризуется вклад известных западных и отечественных современных социологов, занимающихся политическими проблемами в социологическом аспекте.

Педагогика и психология высшей школы

Изучение курса по сложным проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с историей становления классической психологии и педагогики, а также с наработками и секретами профессионализма известных современных ученых. Аспиранты изучат специфику компетентностного подхода и освоят новые социологические педагогические компетентности. Изучение курса способствует пониманию педагогических основ процесса развития обучающегося как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору аспирантов:

Региональная социальная политика

Понятие региональной социальной политики в разграничении с понятием "Социальная политика в регионе". Принципы, направления и приоритеты социальной политики. Признаки активной социальной политики. Структура социальной политики (СП). Влияние кризисных условий на ограничения, масштабы и приоритеты СП. Уровни социальной политики. Взаимодействие власти и населения при осуществлении СП на региональном уровне. Локализация социальной политики на муниципальном уровне. Специфика соучастия органов местного самоуправления в реализации региональных социальных программ и проектов. Зависимость СП от местного развития и городских политических режимов (Ледяев В. Г.) и др.

Политические интересы и конфликты

Политические интересы - основа взаимодействия в обществе. Соотношение и иерархия социальных и политических интересов. Влияние интересов, запросов населения на состояние отношений в обществе. Ситуации, порождающие социальную напряженность из-за игнорирования политических интересов. Несводимость предконфликтных ситуаций и взаимодействий только к экономическим факторам или психологической несовместимости субъектов. Типологические характеристики конфликтов. Вклад социологов в развитие конфликтологии. Специфика политических конфликтов интересов, позиций. "Схватки" лидеров в публичной политике. Правила артикуляции интересов в публичной политике и оппонирования при защите позиций. Конкурирующие технологии решения конфликтов. Конфликтные ситуации и конфликты в региональных процессах.

Методология социологических исследований

Включает сложные методологические проблемы, связанные с логикой исследования, систематизацией исходного материала, валидизацией и анализом социологических материалов, составлением отчетных форм. Изучается синтезирование методик операционализации и концептуализации в социологических исследованиях.

Политические коммуникации

Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере. Теории политической коммуникации. Структура политической коммуникации. Коммуникативные аспекты информационных связей. Специфика массовых политических коммуникаций. Средства политической коммуникации. Способы политической коммуникации. СМИ и неформальные каналы политической коммуникации. О роли политических слухов. Формирование общественного мнения. Отличие общественного мнения от общего мнения событийного характера. Политическая коммуникация в России: особенности и перспективы.

Системная методология и моделирование политических процессов

Понятие системной методологии. Модель как формализованное выражение интерпретации политической действительности. Основания анализа и моделирования политических процессов. Структура и динамика политических систем (Э. Н. Ожиганов) Динамика политических систем. Метод анализа иерархий (МАИ) и его применение для моделирования политических процессов. Метод анализа системной динамики (АСД). Примеры анализа и прогнозирования динамики выборной кампании (РФ и зарубежные политические выборы). Анализ этнополитических конфликтов Моделирование политических конфликтов (сравнительный анализ). Возможности использования кластерного анализа политических процессов.

Политическая мобилизация

Понимание социальной и политической мобилизации в соответствии с методологическим аппаратом и исследовательским инструментарием социологической науки и ряда близких направлений. Научные подходы и концепции зарубежных и отечественных социологов. Возможности и границы социологического вмешательства в социальные и политические аспекты жизни современного общества. Рассматривается потенциал микросоциологического подхода, его социокультурные основы, уникальность методологического построения. Возможности реализации политических интересов, механизмы активного вовлечения населения в новые формы политического участия или наоборот приемы исключения субъектов социальных и политических отношений из активного участия. Понятие "мобилизационное взаимодействие", взаимообратное направление социальных институтов и населения. Типологические критерии и основания исследования социальной и политической мобилизации. Методы: социального моделирования, картографирования, анализа сетевых структур, фрейм-анализ, историко-социологический подход, биографический метод, методология культуроцентричности. Результаты социологических исследований, посвященных изучению социальной и политической мобилизации. Включенность населения в социокультурные, социально-экономические и политических проекты.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку аспирантов в области использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. В основе курса - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы высшего образования

Образовательное законодательство РФ и особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Производственная практика

Знакомство со спецификой социально-политического взаимодействия в рамках организаций и учреждений, политических партий и государственных органов власти. Проводится проверка исследовательского инструментария, сбор эмпирических данных или анализ методик социологического исследования. Формируются умения и владения работы в профессиональной среде.

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план ООП