Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (07.00.06 – Археология)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Направление подготовки

46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

И АРХЕОЛОГИЯ 

Направленность (профиль):

07.00.06 - Археология

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 904 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает: решение профессиональных задач в образовательных организациях высшего образования, профильных академических институтах и других НИИ; архивах, музеях; других организациях и учреждениях культуры; в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области истории и смежных социально-гуманитарных наук;

- преподавательская деятельность в области исторических наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ОПОП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Современные проблемы археологии

Евразии

Тенденции развития отечественной и зарубежной археологии в последнее десятилетие. Современные достижения в области палеолитоведения Северного Кавказа, Центральной Азии, в частности Горного Алтая, и Дальнего Востока. Открытие микролитической техники и технологии в период среднего палеолита. Общая тенденция развития материальной культуры в эпоху палеолита. Современные концепции периодизации палеолита Северной Азии. Археология раннего голоцена и проблема мезолита Дальнего Востока. От концепции "эпипалеолита" к понятию "мезолит" в археологии Сибири и Дальнего Востока. Проблема неолитизации регионов Северной и Центральной Азии.  Проблема докерамического неолита на территории Сибири и возможности современной отечественной археологии её решения. Особенности неолитизации степных, лесостепных и таежных ландшафтов Евразии.

Теоретический аспект на понятие "энеолит" в зарубежной и отечественной археологии.

Проблема периодизации эпохи бронзы в отечественной археологии. Своеобразие развития археологических культур в европейской и азиатской части России. Новые выделенные археологические культуры их содержание и место в периодизации и историко-культурных процессах региона. Сейминско-турбинский феномен - новые подходы его изучения.

Скифо-сибирский мир: новые материалы и открытия. Результаты исследования памятников скифского времени на территории Саяно-Алтая и в Монголии в последние десятилетия. Концепция ранних государств кочевников степей Евразии.

Новые знания об эпохе Великого переселения народов. Исследование памятников хунну на территории Монголии и Манчжурии в последние десятилетия.

Раннее средневековье: проблема археологических культур и их этнической атрибуции.

Педагогика

и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

Методика полевых археологических исследований

Краткая история развития методов полевого исследования. Содержание и задачи полевого уровня археологических исследований (разведки, раскопки, археологический надзор). Особенности современного этапа развития методики полевых археологических исследований (техническое перевооружение полевой археологии, интеграция археологии с естественными науками, бережный подход к культурно-историческому наследию, актуализация археологической науки. Культурный слой как геолого-антропогенное образование. Связь формирования культурного слоя с почвообразованием. Виды нарушений культурного слоя. Стратиграфия и проблема хронологии. Стратиграфическая и литогентическая колонки. Стратиграфический горизонт. Строительные периоды. Понятие микростратиграфии. Стратиграфия и планиграфия. Понятие горизонтальной стратиграфии. Естественнонаучные методы изучения культурного слоя: (геофизические, почвоведческие, палеоботанические, геологические и т.д.).

Цели и задачи археологической разведки. Виды разведок (традиционная пешая или с применением транспортных средств разведка; аэрофоторазведка; геофизические методы разведки; подводная разведка; сейсморазведка). Подготовка к разведке. Снаряжение. Принципы поиска памятников. Фиксация памятников. Подъемные сборы. Шурфовка. Способы съемки топографического плана. Полевая документация. Аэрофотосъемка. Методы аэрокосмического зондирования. Электро-  и магниторазведка. Археомагнитометрический градиентный метод. Сейсморазведка. Применение почвенных методов (фосфатный анализ). Сейсморазведка. Подводная разведка.

Методика раскопок поселений. Подготовительный этап. Инструментальная съемка. Использование данных предварительных геофизических исследований. Определение размеров и местоположения раскопа. Разбивка и нивелировка раскопа

Методика раскопок погребальных памятников.Подготовительный этап. Выбор метода раскопок. Методы раскопок  грунтовых могильников (широкой площадью и передвижной (перекидной) траншеей) и курганов. Приемы вскрытия могильных ям (простая могильная яма, катакомба, подбой).

Теория

археологии

Три подхода к теоретическим проблемам археологии: дедуктивный, индуктивный и синтетический. Археологический памятник: анализ дефиниции. Описательный и аналитический подходы. Основы теории информации. Источник, приемник, канал связи и "шум". Применимость этих понятий к исследованию археологических памятников.

Исторические реконструкции

в археологии

Системный подход к изучению хозяйства древних обществ. Реконструкция природной среды обитания первобытных коллективов. Типы хозяйственной деятельности. Анализ системы жизнеобеспечения. Домашние производства. От сырьевого обмены к товарообмену.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые основы высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Археологическая практика

Освоение основ и методов полевой археологической практики в высших учебных заведениях, овладение основными навыками проведения отдельных видов археологических раскопок и разведок.

Педагогическая практика

Вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

Учебный план 2016 год очно

Учебный план 2016 год заочно