Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Описание ООП по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки (направленность 22.00.08 Социология управления)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

39.06.01  СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направленность (профиль):

22.00.08- Социология управления

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года, 4 года

Форма обучения

очная, заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 899(зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает научно-исследовательскую деятельность в следующих областях:

теория, методология и история социологии;

социальная структура, социальные институты и процессы;

экономическая социология и демография;

социология управления;

социология культуры, духовной жизни;

политическая социология.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

- теории, раскрывающие сущность социальных процессов и отношений на различных уровнях социальной организации, общественных явлений, закономерностей общественного развития, механизмов социальных изменений в общемировом пространстве, в российском обществе и в региональных социальных пространствах, переходных эпох, стран, регионов, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных систем;

- реальные социальные явления, связи, институты и процессы в глобальных, региональных и иных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных системах, социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, их отражение в общественном сознании, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения;

- процессы социально-научного исследования, включающие методологию, методы и инструменты проведения научных исследований, техники анализа и систематизации информации, разработку моделей исследуемых процессов, явлений и объектов профессиональной деятельности, механизмы прогнозирования, проектирования и оптимизации социальных показателей, процессов и отношений, разработку методологии и инструментальных средств для социологического анализа в соответствии с условиями, целями и задачами.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области теории, методологии и истории социологии, социальной структуры, социальных институтов и процессов, экономической социологии и демографии, социологии управления, социологии культуры, духовной жизни, политической социологии;

- преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

Язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Социология управления

Охватывает основополагающие разделы, характеризующие состояние современной социологии управления, ее структуру и новые социологические разработки по проблемам прогнозирования программирования, проектирования, социоинженерии, внутриорганизационным отношениям

Педагогика

и психология

высшей школы

Изучение курса по сложным проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с историей становления классической психологии и педагогики, а также с наработками и секретами профессионализма известных современных ученых. Аспиранты изучат специфику компетентностного подхода и освоят новые социологические педагогические компетентности. Изучение курса способствует пониманию педагогических основ процесса развития обучающегося как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору аспирантов:

Социологическое сопровождение управленческих процессов

Понятие региональной социальной политики в разграничении с понятием "Социальная политика в регионе". Принципы, направления и приоритеты социальной политики. Признаки активной социальной политики. Структура социальной политики (СП). Влияние кризисных условий на ограничения, масштабы и приоритеты СП. Уровни социальной политики. Взаимодействие власти и населения при осуществлении СП на региональном уровне. Локализация социальной политики на муниципальном уровне. Специфика соучастия органов местного самоуправления в реализации региональных социальных программ и проектов. Зависимость СП от местного развития и городских политических режимов (Ледяев В. Г.) и др.

Социальные

ресурсы

управления

Политические интересы - основа взаимодействия в обществе. Соотношение и иерархия социальных и политических интересов. Влияние интересов, запросов населения на состояние отношений в обществе. Ситуации, порождающие социальную напряженность из-за игнорирования политических интересов. Несводимость предконфликтных ситуаций и взаимодействий только к экономическим факторам или психологической несовместимости субъектов. Типологические характеристики конфликтов. Вклад социологов в развитие конфликтологии. Специфика политических конфликтов интересов, позиций. "Схватки" лидеров в публичной политике. Правила артикуляции интересов в публичной политике и оппонирования при защите позиций. Конкурирующие технологии решения конфликтов. Конфликтные ситуации и конфликты в региональных процессах.

Методология социологических исследований

Включает сложные методологические проблемы,связанные с логикой исследования, систематизацией исходного материала, валидизацией и анализом социологических материалов, составлением отчетных форм.

Политические коммуникации

Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере. Теории политической коммуникации. Структура политической коммуникации. Коммуникативные аспекты информационных связей. Специфика массовых политических коммуникаций. Средства политической коммуникации. Способы политической коммуникации. СМИ и неформальные каналы политической коммуникации. О роли политических слухов. Формирование общественного мнения. Отличие общественного мнения от общего мнения событийного характера. Политическая коммуникация в России: особенности и перспективы.

Моделирование политических

и социальных процессов

Понятие системной методологии. Модель как формализованное выражение интерпретации политической действительности. Основания анализа и моделирования политических процессов. Структура и динамика политических систем (Э. Н. Ожиганов) Динамика политических систем. Метод анализа иерархий (МАИ) и его применение для моделирования политических процессов. Метод анализа системной динамики (АСД). Примеры анализа и прогнозирования динамики выборной кампании (РФ и зарубежные политические выборы). Анализ этнополитических конфликтов Моделирование политических конфликтов (сравнительный анализ). Возможности использования кластерного анализа политических процессов.

Социальная мобильность управленческих кадров

Понимание социальной и политической мобилизации в соответствии с методологическим аппаратом и исследовательским инструментарием социологической науки и ряда близких направлений. Научные подходы и концепции зарубежных и отечественных социологов. Возможности и границы социологического вмешательства в социальные и политические аспекты жизни современного общества. Рассматривается потенциал микросоциологического подхода, его социокультурные основы, уникальность методологического построения. Возможности реализации политических интересов, механизмы активного вовлечения населения в новые формы политического участия или наоборот приемы исключения субъектов социальных и политических отношений из активного участия. Понятие "мобилизационное взаимодействие", взаимообратное направление социальных институтов и населения. Типологические критерии и основания исследования социальной и политической мобилизации. Методы: социального моделирования, картографирования, анализа сетевых структур, фрейм-анализ, историко-социологический подход, биографический метод, методология культуроцентричности. Результаты социологических исследований, посвященных изучению социальной и политической мобилизации. Включенность населения в социокультурные, социально-экономические и политических проекты.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. В основе курса - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы высшего образования

Образовательное законодательство РФ и особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

 

Педагогическая практика

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Производственная практика

Знакомство со спецификой социально-политического взаимодействия в рамках организаций и учреждений, политических партий и государственных органов власти. Проводится проверка исследовательского инструментария, сбор эмпирических данных или анализ методик социологического исследования. Формируются умения и владения работы в профессиональной среде.

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2016 год заочно