Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Д 212.088.09

Адрес: 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», ДС Д 212.088.09
Е-mail: sovetkemsuD212.088.09@yandex.ru
Тел.: (384-2) 58-12-90 (председатель, ученый секретарь, технический секретарь)

Научные специальности:

  • 19.00.02 - Психофизиология
  • 19.00.07 - Педагогическая психология

Яницкий Михаил Сергеевич – председатель, доктор психологических наук, профессор.
Адрес: 650043 г. Кемерово, пр-кт Советский, 73, корпус КемГУ №8, каб. 8505


Заместитель председателя

Литвинова Надежда Алексеевна, д-р биол. наук, профессор

Ученый секретарь

Хакимова Нурия Равильевна, канд. психол. наук, доцент

Технический секретарь

Ляхова Марина Анатольенва, канд.психол.наук

 

Краткая информация

Согласно Приказу Минобрнауки России № 717/нк от 09.11.2012 г. утвержден состав диссертационного совета Д 212.088.09, созданного на базе ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет", и предоставлено право приема к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по специальностям научных работников 19.00.07 - "Педагогическая психология", 19.00.02 - "Психофизиология" (биологические науки).

 

Диссертационный совет

Название:  

Д 212.088.09 - Кемеровский государственный университет

Шифр:  

Д 212.088.09

Тип:  

докторский

Утвержден:  

приказ Рособрнадзора № 1110-167 от 20.05.11

Основное описание:  

Защита диссертаций по специальностям:

  • 19.00.02 Психофизиология - Биологические науки
  • 19.00.07 Педагогическая психология - Психологические науки

Отрасль науки:  

  • Биологические науки
  • Психологические науки

Состояние совета:  

Действующий совет

 

Научная специальность:

 

Паспорт научной специальности

19.00.02 Психофизиология

Паспорт научной специальности

19.00.07 Педагогическая психология

 

 Унифицированная карточка ресурса
(Паспорта научных специальностей)

Основное описание

Название:  

19.00.02 Психофизиология

Шифр специальности:  

19.00.02 Психофизиология

Основное описание:  

Формула специальности: Содержанием специальности 19.00.02 - "Психофизиология" является физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Области исследований:  

1. История и методология психофизиологии: - психофизиология как наука о физиологических механизмах психических явлений и состояний. Проблема взаимосвязи между психическим и физиологическим. Законы психогенеза. Методология исследований в психофизиологии, системный подход и синергетика. - психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки; - ключевые проблемы психологии (психофизическая, психофизиологичес-кая, психогностическая, психосоциальная) и психофизиология.

2. Методы психофизиологии: - организация психофизиологи-ческого исследования, его этапы. Специфика психофизиологии-ческого исследования. Особенности применения методов смежных наук в психофизиологии Проблема интерпретации физиологических данных в психологических терминах; - методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии; - связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании; - методы многомерного анализа в психофизиологии; - психофизические методы в психофизиологии; - методы спектрального анализа биоэлектри-ческой активности мозга в психофизиологии; - локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с исполь-зованием методов дипольного моделирования в психофизиоло-гическом исследовании; - методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток; - мето-ды совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга; - компьютерное обеспече-ние психофизиологического эксперимента; - методы исследова-ния нейронной активности в психофизиологии; - косвенные (периферические) методы исследования функций мозга (ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, пневмография и др.); - методы воздействия на мозг и организм (биологическая обратная связь, сенсорные, электрические, магнитные воздействия и др.); - моделирование психических явлений; - системная психофизиология (теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона и мозга; системогенез.

3. Классификация психических явлений и психофизиология. Физиологическая база основных психических явлений. Локализационизм (атомизм) и структурализм (динамизм). Физиологические основания классификации психических явлений по временному критерию (процессы, состояния, свойства), по психическим сферам. Психическое явление как форма существования индивидуального сознания и его физиологическое основание. Категориальный строй психологии и психофизиология.

4. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов:

  • исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;
  •  "перцептивные пространства" и их использование в психофи-зиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психоло-гии;
  • психофизиология целостного восприятия ("гештальт-психофизиология");
  • механизмы константности восприятия;
  • механизмы взаимодействия перцептивных (сенсорных) систем;
  • механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм (механизмов) в процессах восприятия;
  • механизмы формирования сенсорных и перцептивных (сенсорно-перцептивных) систем в онтогенезе, роль активирующих систем;
  • сенсомоторная интеграция в процессах обнаружения и распознавания.

5. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс и адаптация:

  • механизмы регуляции функциональных состояний человека;
  • механизмы ритмической активности мозга;
  • психофизиология сна;
  • психофизиология эмоциональных состояний;
  • механизмы выражения (экспрессии) эмоций;
  • психофизиология стресса;
  • психофизиология функциональных резервов организма;
  • психофизиология адаптации и работоспособности.

6. Когнитивная психофизиология:

  • механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций;
  • механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс;
  • механизмы произвольного внимания;
  • внимание и модулирующие системы мозга;
  • психофизиология памяти;
  • механизмы рабочей памяти;
  • механизмы декларативной и процедурной памяти;
  • нейронные механизмы памяти;
  • механизмы речи, развитие речи;
  • межполушарная асимметрия и речь;
  • мышление и функциональная асимметрия мозга;
  • механизмы интеллектуальных функций;
  • психофизиология нарушений речи и мышления.

7. Системная психофизиология:

  • теория функциональных систем;
  • механизмы системной детерминации активности нейрона;
  • системогенез;
  • стохастические и динамические свойства больших интерактивных систем.

8. Психофизиология развития и обучения:

  • механизмы формирования навыков;
  • психофизиология развития сенсорных и двигательных систем в онтогенезе;
  • психофизиология специализации межполушарных отношений в онтогенезе;
  • нейронные механизмы пластичности;
  • участие генома в механизмах пластичности;
  • механизмы формирования способностей;
  • связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний;
  • психофизиология процессов развития и старения;
  • психофизиология речевого и интеллектуального развития;
  • психофизиология эмоционального развития;
  • депривация и нейропсихическое развитие;
  • обогащенная среда и нейрогенез;
  • системная психофизиология научения.

9. Физиологические основы осознаваемых и неосозноваемых форм психического отражения:

  • психофизиологические парадигмы исследования сознания;
  • психофизиологические и нейрофизиологические механизмы сознания;
  • сознание и модулирующие системы мозга;
  • осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга;
  • механизмы сознания и установка;
  • психофизиология защитного и овладевающего поведения.

10. Психофизиологические механизмы движения:

  • механизмы инициации движения;
  • механизмы управления движением;
  • механизмы программирования и коррекции движений;
  • механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления;
  • механизмы движений глаз;
  • функции движений глаз в процессах восприятия.

11. Психофизиология индивидуальных различий (дифферен-циальная психофизиология):

  • физиологические основы индивидуальных различий;
  • механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности;
  • психофизиология темперамента;
  • психофизиология характера;
  • генетические основы индивидуальных различий в психофизиологических свойствах и состояниях;
  • психофизиологические механизмы формирования индивидуальных различий;
  • биохимические основы индивидуальных различий.

12. Психофизиология общения:

  • биологические основы социального (просоциального) поведе-ния (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека;
  • психофизиологический статус лидера и подчиненного;
  • механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций;
  • психофизиология агрессии;
  • психофизиология восприятия лица, просодических свойств речи;
  • психофизиология витальных функций: сексуальное поведение, питание, самосохранение, психофизиология инстинктивного поведения.

13. Прикладная психофизиология:

  • эргономическая психофизиология;
  • психофизиология профотбора и профпригодности;
  • психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;
  • психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;
  • диагностика функциональных состояний;
  • механизмы формирования наркотической зависимости;
  • психофизиология взаимодействия "человек - компьютер";
  • психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска;
  • психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы;
  • психофизиология в системе компьютерного обучения;
  • психофизиологическая коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь;
  • психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений.

Отрасли науки:  

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • психологические науки

 

Унифицированная карточка ресурса
(Паспорта научных специальностей)

Основное описание

Название:  

19.00.07 Педагогическая психология

Шифр специальности:  

19.00.07 Педагогическая психология

Основное описание:  

Формула специальности: Содержанием специальности 19.00.07 - "Педагогическая психология" является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса), самой педагогической деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (педагога, педагогического коллектива), взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса; исследование психологического влияния содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияния характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях и уровнях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.

Области исследований:  

  1. Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие.
     
  2. Психология образовательной среды.
     
  3. Психология учебной деятельности, учения.
     
  4. Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности.
     
  5. Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся.
     
  6. Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогичес-кого контроля (педагогическая психодиагностика).
     
  7. Психологические условия эффективности педагогического воздействия.
     
  8. Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса.
     
  9. Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды.
     
  10. Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений.
     
  11. Психологические особенности различных типов обучения.

Отрасль науки:  

Психологические науки

 

Состав диссертационного совета

Состав совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.088.09, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет", по следующим специальностям научных работников: 19.00.02 - Психофизиология (биологические науки), 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки).


Утвержден согласно приложению 2 к приказу 717/нк от 9 ноября 2012.

  1. Яницкий Михаил Сергеевич, доктор психологических наук, профессор (19.00.07, психологические науки) - председатель
  2. Литвинова Надежда Алексеевна, доктор биологических наук, профессор (19.00.02, биологические науки) - зам.председателя
  3. Хакимова Нурия Равильевна,  кандидат психологических наук, доцент (19.00.07, психологические науки) - ученый секретарь
  4. Айзман Роман Иделевич, доктор биологических наук, профессор (19.00.02, биологические науки)
  5. Антилогова Лариса Николаевна, доктор психологических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)
  6. Барбараш Нина Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор (19.00.02, биологические науки)
  7. Бушов Юрий Валентинович, доктор биологических наук, профессор (19.00.02, биологические науки)
  8. Губанова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)
  9. Игишева Людмила Николаевна, доктор медицинских наук, доцент (19.00.02, биологические науки)
  10. Казин Эдуард Михайлович, доктор биологических наук, профессор (19.00.02, биологические науки)
  11. Кайгородова Надежда Захаровна, доктор биологических наук, доцент (19.00.02, биологические науки)
  12. Касаткина Наталья Эмильевна, доктор педагогических наук, профессор (19.00.02, биологические науки)
  13. Клочко Виталий Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)
  14. Краснорядцева Ольга Михайловна, доктор психологических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)
  15. Красношлыкова Ольга Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)
  16. Кувшинов Дмитрий Юрьевич, доктор медицинских наук, доцент (19.00.02, биологические науки)
  17. Лурье Семен Борисович, доктор биологических наук, профессор (19.00.02, биологические науки)
  18.  Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)
  19. Свиридова Ирина Альбертовна, доктор медицинских наук, доцент (19.00.02, биологические науки)
  20. Серый Андрей Викторович, доктор психологических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)
  21. Федоров Александр Иванович, доктор биологических наук, доцент (19.00.02, биологические науки)
  22. Чурекова Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор (19.00.07, психологические науки)