Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Кафедра физиологии человека и психофизиологии

Зав. кафедрой

Федоров Александр Иванович, доктор биологических наук, профессор

Адрес: г. Кемерово, проспект Советский, 73, корпус КемГУ №2, ауд. 427а
Тел.: (384-2) 58-35-15, 3-49
E-mail: valeol@kemsu.ru
Сайт кафедры: http://physiology.kemsu.ru


 

Краткая историческая справка

В октябре 1967 г. на химико-биологическом факультете Кемеровского педагогического института на основе кафедры естествознания была организована кафедра анатомии и физиологии человека и животных. Огромную роль в создании кафедры сыграл выпускник Новокузнецкого пединститута и аспирантуры ГИДУВа Казин Эдуард Михайлович, который руководил кафедрой с момента ее основания и до 2014 года.

В феврале 2014 года в результате объединения кафедры физиологии человека и животных и валеологии биологического факультета и кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности социально-психологического факультета возникла кафедра физиологии человека и безопасности жизнедеятельности. Заведующим кафедрой был назначен доктор биологических наук, профессорФедоров Александр Иванович.

За свое многолетнее существование на кафедре сложился сплоченный, дружный коллектив единомышленников; творчески активных, высокопрофессиональных специалистов-биологов и педагогов, что позволяет эффективно и плодотворно выполнять учебную, воспитательную и научную деятельность, быть в передовых рядах на факультете и в университете в целом.

Краткая информация о кафедре

Кафедра физиологии человека и безопасности жизнедеятельности является выпускающей, осуществляет подготовку обучающихся.

Кафедра располагает учебными и научно-исследовательскими лабораториями, в том числе совместной лабораторией этологии КемГУ и Института цитологии и генетики СО РАН (г. Новосибирск), в которых студенты имеют возможность приобретать навыки исследовательской работы по различным направлениям физиологической науки: физиологии человека и животных, высшей нервной деятельности, экологической физиологии, физиологии труда и спорта, психофизиологии; самостоятельно проводить научные исследования, необходимые для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, и полноправно участвовать в реализации различных направлений научной деятельности кафедры. Научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность кафедры оказала существенное влияние на формирование методологических и организационных подходов к здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, как в области, так и в Российской Федерации в целом; способствовала созданию уникальной инфраструктуры Центров сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, включающей Кузбасский Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» и около 40 Центров здоровья образовательных учреждений различного типа и вида. При кафедре физиология человека и безопасность жизнедеятельности ФГБОУ ВПО КемГУ 16 июля 2014 года была создана «Лаборатория комплексных проблем здоровья и развития личности», обеспечивающая практическую подготовку обучающихся, на базе Государственной организации образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Руководитель лаборатории – Казин Э.М., профессор, доктор биологических наук.

После окончания вуза кафедра предоставляет возможность бакалаврам продолжить обучение в магистратуре по направлению подготовки 06.04.01 - Биология направленность (профиль) «Физиология человека и животных», магистрантам в аспирантуре по  направлению подготовки Биология направленность (профиль) «Физиология» и «Психофизиология» другим биологическим и смежным научным направлениям.

Задачи кафедры:

  1. Осуществление учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.
  2. Организация и проведение научных исследований по основным направлениям кафедры.
  3. Организация профориентационной работы со школьниками региона.
  4. Внедрение педагогических инноваций и прогрессивных форм обучения.
  5. Организация взаимодействия с другими учебными и научно-исследовательскими учреждениями.
  6. Разработка и внедрение методологических и организационных подходов к проблеме формирования, сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Направления подготовки:

  • Бакалавриат 06.03.01 – «Биология» (профиль «Физиология»)
  • Специалитет 020201.65 – «Биология» (специализация «Физиология человека и животных»)
  • Магистратура 06.04.01  – «Биология» (профиль «Физиология человека и животных»)
  • Аспирантура 06.06.01/ 03.03.01– «Физиология»
  • Аспирантура 19.00.02/37.06.01 - «Психофизиология»

Основные дисциплины, преподаваемые на кафедре:

  • Физиология человека и животных, высшей нервной деятельности
  • Биофизика
  • Биохимия и молекулярная биология
  • Анатомия человека
  • Математические методы в биологии
  • Информационные технологии в образовании
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Биоритмология
  • Экология и здоровье
  • История и методология биологии
  • Современные проблемы биологии ч.3

Профильные дисциплины, преподаваемые на кафедре:

  • Фундаментальные основы физиологии
  • Физиология регуляторных систем
  • Психофизиология
  • Экологическая физиология
  • Физиология индивидуального развития
  • Физиология труда и спорта
  • Адаптация и здоровье

Большой практикум (Биохимический практикум, Методы оценки нейроэндокринного статуса, Школьный практикум, Методы оценки индивидуального здоровья, Методы изучения процессов пищеварения, Методы исследования сенсорных систем, Методы функциональной диагностики, Методы определения электролитов)

Дисциплины профессионального цикла магистерской программы:

  • Здоровьесберегающая деятельность в системе образования
  • Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации
  • Фило- и онтогенетические аспекты адаптации
  • Психофизиологические аспекты школьной адаптации
  • Адаптация к мышечной деятельности
  • Биология поведения
  • Нейрофизиология
  • Фундаментальная и прикладная хронофизиология и хрономедицина
  • Основы рационального питания
  • Паранатальная психофизиология
  • Большой практикум (Электроэнцефалография, Биологическая обратная связь, Основы индивидуального здоровья).

Научно-исследовательская деятельность кафедры

Основным научным направлением кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности является «Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и здоровья».

На кафедре существует научная школа «Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и здоровья»(приказ от25.02.09 №59). Руководителем научной школы является  Казин Эдуард Михайлович, профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ. Количественный состав научной школы представлен   штатными работниками университета (21 человек), 8 работников сторонних организаций и учреждений.

Ведущими учеными в данной области являются Казин Э.М. (д.б.н, профессор), Лурье С.Б. (д.б.н, профессор), Литвинова Н.А. (д.б.н, профессор), Федоров А.И. (д.б.н., профессор).

Значимыми показателями эффективности деятельности научной школы за 5 лет являются количество защищенных диссертаций штатными преподавателями и аспирантами (12 человек), наличие публикаций в рецензируемых отечественных (46) и зарубежных периодических изданиях (3), изданных монографиях (5) и учебных пособий (9), а также двух сборников материалов Всероссийской и Международной конференций, организованных  ведущими учеными кафедры.

Работа преподавателей кафедры в научном направлении отмечена Дипломом «Золотая кафедра России», Почетным званием «Основатель научной школы» (профессор Казин Э.М.), присвоенных Президиумом РАЕ, дипломом, золотой медалью Международной выставки-ярмарки (Кемерово, 2016). Учебное пособие д.б.н., профессора Казина Э.М. с соавторами «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» было представлено на выставке PARIS BOOK FAIR 2016.

Участие студентов кафедры в научно-исследовательской работе

Студентам, обучающимся по профилю физиология, предоставляется возможность заниматься научно-исследовательской работой, как на кафедре, так и за ее пределами, в организациях с которыми заключены договоры.

Научно-исследовательская работа студентов отмечена на региональном, всероссийском и международном уровнях. Так, за доклад на 50-й юбилейной международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» Круч М.А. награждена дипломом III степени (г. Новосибирск); Сорокина Ю.В. награждена диплом I степени за доклад на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи» (г. Анжеро-Судженск, май 2015 г.) и II степени на той же конференции в апреле 2016; студентка Ганиева Л.Х. награждена диплом I степени за доклад на XI Региональной научной конференции «Наука и образование» (г. Белово, апрель 2015); дипломом I степени за доклад в IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием "Молодежь XXI века: образование, наука, инновации" (г. Новосибирск, ноябрь 2015); диплом II степени за доклад на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи» (г. Анжеро-Судженск, апрель 2016 г.).

Студенты кафедры принимают активное участие в написании статей, в том числе из списка ВАК, и включаются в заявки на гранты РГНФ и РФФИ. Студентка 4 курса (бакалавр) Ганиева Л.Х. является исполнителем в гранте №16-34-00691 «Влияние женского феромона на физиологическое состояние юношей».

Выпускники имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре, пройти профессиональную переподготовку или использовать знания в практической деятельности биолога – исследователя, учителя биологии или преподавателя дополнительного образования и др.

Научные связи

Кафедра поддерживает многолетние творческие связи с такими научными центрами как ГОО «Кузбасский Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», ФГБУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» СО РАМН, ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ФГБУН «Институт цитологии и генетики СО РАН», Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России,  Учреждение Российской академии наук «Институт экологии человека СО РАН», со всеми вузами Кузбасса и др.

Учебно-методическая деятельность кафедры за последние 5 лет

  1. Казин, Э.М. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации человека: учебное пособие. – Кемерово: ООО «ИНТ», 2010.
  2. Федоров, А.И. Основы здорового питания: хрестоматия / А.И. Федоров, Н.Г. Блинова. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
  3. Никифорова, О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.
  4. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплект из 3 книг / отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.
  5.  Варич, Л.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций): учебное пособие / Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. - Кемерово: ФГБОУ ВПО «КемГУ», 2012.
  6. Иванов, В.И. Математические методы в биологии: учебно-методическое пособие / В.И. Иванов - Кемерово: ФГБОУ ВПО «КемГУ», 2012.
  7. Федоров, А.И. «Я и моё здоровье»: учебно-методическое пособие / под. ред. А.И. Федорова. - Кемерово-Новокузнецк, 2012.
  8. Никифорова, О.А. Основы анатомии, физиологии и патологии нервной системы у детей: учебно-методическое пособие / О.А. Никифорова, О.Л. Тарасова. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2012.
  9. Березина, М.Г. Методы функциональной диагностики: методические рекомендации для проведения лабораторных работ по дисциплине «Большой практикум» / М.Г. Березина, А.М. Прохорова. - Кемерово: ООО «ИНТ», 2012.
  10. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. 3-е издание / под ред. Казина Э.М.– М.: Изд-во «Омега-Л», 2013 (с грифом РАО).
  11. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни: учеб.пособие / отв. ред.: Э.М. Казин, Н.В. Коваленко. – Издательство «Омега-Л», 2013 (с грифом РАО).
  12. Литвинова, Н.А. Геронтология: учебное пособие / Н.А. Литвинова, Т.А. Толочко. - Кемерово: КемГУ, 2013.
  13. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования отв. ред.: Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина. – Издательство «Омега-Л», 2014 (с грифом РАО).
  14. Педагогическая психология / Богомолов, А.М., Бондаренко А.Ф., Евтух Н.Б., Казин Э.М., Литвинова Н.А., Лузик Э.В., Матвийчук Н.А., Михальчук Ю.А., Пелех Ю.В., Пелех Л.Р., Портнова А.Г., Свиридова И.А., Серый А.В., Яницкий М.С. под редакцией Н.Б. Евтуха, Ю.В. Пелеха, М.С. Яницкого. Учебник. – Ровно: Фирма "Ассоль", 2014 г. – 287 с.
  15. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебное пособие / Сапего А.В., Тарасова О.Л., Полковников И.А.// Кемерово. - КемГУ, 2014. - 224 с.
  16. Комплексная реабилитация больных и инвалидов: учебное пособие /О.Л. Тарасова, А.В. Сапего, И.А. Полковников. - КемГУ, Кемерово, 2014. - 152 с.
  17.  Частная патология (курс лекций). Учебное пособие / Тарасова О.Л., Сапего А.В., Полковников И.А.// Кемерово. - КемГУ, 2014. - 237 с.
  18.  Социальная реабилитация: учебное пособие /Л.С. Хорошилова; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2014. - 162 с.
  19.  Технология социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов: учебное пособие /Л.С. Хорошилова; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2014. - 122 с.
  20.  Физическая реабилитация. Учебное пособие / Сапего А.В., Тарасова О.Л., Полковников И.А.// Кемерово. - КемГУ, 2014. - 210 с.
  21.  Социальная медицина: электронное учебное пособие: тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс]: / И. А. Свиридова, Л. С. Хорошилова; КемГУ. – Электрон. дан. (0,8 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2014. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – Загл. с экрана.

При кафедре создана научная школа «Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и здоровья», руководителем которой является Казин Эдуард Михайлович,  д.б.н., профессор.

Тематика научно-исследовательской работы научной школы «Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и здоровья» за период 2011-2015 гг.

1. «Разработка, апробация и внедрение психолого-педагогических и физиологических технологий сохранения и укрепления здоровья обучающихся в учреждениях различного типа и вида» (Научный руководитель: д.б.н., профессор Э.М. Казин)

Исполнители:  д.б.н.,  профессор Н.А. Литвинова,  к.б.н., доцент Н.Г. Блинова,  д.б.н., профессор  С.Б. Лурье, к.б.н., доцент Варич Л.А.

2. «Физкультурно-спортивная деятельность как основа оптимизации процесса физиологической адаптации, психосоматического развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся» (Научный руководитель: д.б.н., профессор Э.М. Казин)

Исполнители: к.м.н., доцент  О.Л. Тарасова, к.б.н., доцент  Л.А. Варич, к.б.н., доцент Р.М. Мирзаханова, к.б.н., доцент  Г.В. Ефремова.

3. «Сигнальное и диагностическое значение летучих продуктов метаболизма» (Научный руководитель: д.б.н., профессор Литвинова Н.А., совместно с Ин-том Цитологии и Генетики СО РАН).

Исполнители: к.б.н., доцент О.В. Булатова, к.б.н., доцент В.И. Иванов; к.б.н., ст. преподаватель А.В. Бедарева.

4. «Психофизиологические особенности детей с дефицитами развития» (Научный руководитель: д.б.н., зав. кафедрой физиологии человека и безопасности жизнедеятельности Федоров А.И.).

Исполнители: к.б.н., ст. преподаватель Н.Н. Кошко, аспирант Н.П. Кривошеина.

5. «Психофизиологические особенности участников дорожного движения» (Научные руководители: д.б.н., зав. кафедрой физиологии человека и безопасности жизнедеятельности Федоров А.И., д.б.н., профессор Литвинова Н.А.).

Исполнители: сотрудники НИЦ «Безопасности дорожного движения» МВД РФ,  ст. преподаватель А.В. Бедарева, аспирант К.Ю. Зубрикова.

Конкурсы и гранты

  1. Бедарева А.В. победила в отборочном туре Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ среди студентов и аспирантов в области биологических наук. - Ульяновск, 2012.
  2. Получен грант Губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых – кандидатов наук в 2014 году. Грантосоискатель - Бедарева А.В., старший преподаватель кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности, к.б.н. Научный руководитель - Литвинова Н.А., профессор кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности, д.б.н., профессор (60 тыс. рублей). 
  3. Выигран Региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовым океаном» в 2015 году. Название проекта: Разработка, апробация и внедрение системы медико-социального и психолого-физиологического сопровождения семейного устройства воспитанников образовательных организаций интернатного типа для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» Исполнители: д.б.н., профессор А.И. Федоров, к.б.н., доцент Н.Г. Блинова, к.б.н., доцент Л.А. Варич, к.б.н., ст. преподаватель Н.Н. Кошко. Совместно коллективом ГOО «Кузбасский Региональный  центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»» под руководством д.м.н., профессора И.А.Свиридовой (690 тыс. рублей).
  4. Поддержан грант РФФИ №16-34-00691 мол_а «Влияние женского феромона на физиологическое состояние юношей», под руководством к.б.н., ст. преподавателя Бедаревой А.В. Исполнители: Зубрикова К.Ю. (аспирант 3 года обучения) и Ганиева Л.Х. (студентка 4 курса). Срок выполнения: 2 года (900 тыс. руб.).

 

Список основных научных публикаций коллектива

Монографии

  1. Психофизиологические методы исследования в практике психолога (раздел в монографии). Постнеклассическая практическая психология. Региональный опыт: коллективная монография под ред. М. С. Яницкий, Ю. В. Пелех. – Тернополь. - Богдан, 2011. – С.81-102.
  2. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и мышечной деятельности. – Кемерово: ООО «ИНТ», 2012. - 167 с.
  3. Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесберегающей функции: коллективная монография / Э.М. Казин, О.А. Козырева, О.Г. Красношлыкова и др. // под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: Изд. "СибАК", 2013. - 134 с.
  4. Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования / Э.М. Казин, Блинова Н.Г., Варич Л.А., Тарасова О.Л. и др. // под ред Ле-ван. - Новосибирск: Изд. "СибАК", 2013. - 176 с.
  5. Здоровьеформирующая деятельность в процессе профориентации и профессионального образования / Э.М. Казин, Литвинова Н.А. и др. // под ред Ле-ван. - Новосибирск: Изд. "СибАК", 2013. - 120 с.
  6. Блинова, Н.Г. Психофизиологическое развитие и адаптация студентов / Блинова Н.Г., Сынкова Н.А. - Изд. Lambert, 2013. – 168 с.
  7. Литвинова, Н.А. Влияние психосоциальных и физиологических факторов на субъективную оценку запаховой привлекательности: монография / Н.А. Литвинова, А.В. Бедарева. - Кемерово, 2014. - 110 с.
  8. Хорошилова, Л.С. Социально-экономический аспект экологической безопасности (на примере Кемеровской области): монография / Л. С. Хорошилова, Н.И. Морозова. – Кемерово, 2014. – 190 с.

Статьи

  1. Scent Recognition of Infected Status in Humans [Электронныйресурс] / M. Moshkin, N. Litvinova, E.A. Litvinova, A. Bedareva, A. Lutsyuk, L. Gerlinskaya  J Sex Med. – 2011.– Режимдоступа: http://onlinelibrary.wiley.com[6 DEC 2011].
  2. Казин, Э.М. Разработка и реализация региональной системы здоровьесберегающей деятельности на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования (на примере Кузбасса) -  Э.М. Казин, Н.А. Литвинова, И.А. Свиридова, Е.Л.Руднева и др. - Научно-образовательный Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом»,№3 (7).
  3. Литвинова, Н.А., Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова  // Вестник КемГУ, № 1 (45), 2011. -  С.141-147.
  4. Казин, Э.М., Психофизиологические особенности женщин с аддиктивным поведением  / Э.М. Казин, А.М. Прохорова, М.Г. Березина, С.Б. Лурье // Вестник КемГУ, № 1(45), 2011. - С.147-151.
  5. Тарасова, О.Л. Физиологическая оценка эффективности здоровьесберегающего подхода к оптимизации учебно-тренировочного процесса в детской спортивной школе по плаванию /О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, Л.А.Варич// Валеология. - №1, 2012. - С. 82-88.      
  6. Казин, Э.М. Психологические и психофизиологические механизмы саморегуляции и дезадаптации личности / Э.М. Казин, Е.К. Айдаркин, О.Г. Красношлыкова, Н.А. Литвинова, Н.Г. Блинова, А.И. Федоров, М.С. Яницкий // Валеология. - №3.- 2012. - С. 81-91.     
  7. Казин, Э.М. Разработка и реализация региональной системы здоровьесберегающей деятельности на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования (на примере Кузбасса) / Э.М. Казин, А.И. Федоров, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова, И.А. Свиридова, Н.А. Литвинова, Т.Н. Семенкова // Научно-образовательный журнал "Профессиональное образование в России и за рубежом". - №3(7). - 2012. - С. 113       
  8. Блинова, Н.Г. Системный анализ особенностей психосоматического статуса, формирующегося у семилетних детей под влиянием комплекса средовых факторов / Н.Г. Блинова, Э.М. Казин, Н.Н. Кошко // Известия Алтайского государственного университета.- Барнаул.- 3/1.-2012.- С. 45-49.
  9. Блинова, Н.Г. Роль психофизиологических показателей в формировании приспособительных реакций к разным видам учебной деятельности у студентов педагогического колледжа / Н.Г. Блинова, Н.А. Сынкова // Известия Алтайского государственного университета.- Барнаул.-3/1 (75).-2012.- С. 85-89.
  10. Блинова, Н.Г. Роль социально-экономических факторов в формировании физического здоровья семилетних детей разных поколений / Н.Н.Кошко, Э.М. Казин // «Валеология».- Ростов-на-Дону.- № 1.4.-2012.- С. 76-82.    
  11. Блинова, Н.Г. Психофизиологическое развитие и адаптация студентов в процессе среднего профессионального образования / Н.А. Сынкова, Н.З. Кайгородова // Журнал «Естественные и технические науки».- №2 (58).- 2012.-С.243-245.
  12. Казин, Э.М. Теоретико-прикладные аспекты здоровья как базовой адаптивной, личностной и социальной ценности. Сообщение 1. Социально-биологическая основа здоровья и адаптивных возможностей индивида / Э.М. Казин, Е.К. Айдаркин, А.И. Федоров, Н.Э. Касаткина, И.А. Свиридова // Валеология, 2012, № 2. – С.7-14.
  13. Казин, Э.М. Изучение адаптивных возможностей подростков с различными режимами обучения по показателям сердечного ритма/ Э.М. Казин, О.А.Комарова, А.И. Федоров // Валеология, 2012, № 2. – С.26-29.
  14. Комарова, О.А. Изучение адаптивных возможностей подростков с различными режимами обучения по показателям сердечного ритма / О.А.  Комарова, А.И. Федоров, Э.М. Казин  // Валеология, 2012, № 2, С. 26-29.
  15. Блинова, Н.Г. Взаимосвязь образа жизни и культуры здоровья с процессами адаптации к учебной деятельности у студентов / Н.Г. Блинова, Н.В. Аверьянова, Э.М. Казин // Валеология. - №1, 2014. - С. 21-25.
  16. Казин, Э.М. Динамика некоторых показателей психофизиологического развития младших школьников во взаимосвязи с уровнем и структурой тревожности /В.А. Гуров, Э.М. Казин, Е.В. Белоногов// Scientific and Practical Journal of Health and Life Sciences. - № 2, 2014. - С. 11-16.
  17. Казин, Э.М. Особенности личностного потенциала старшеклассников с различными типами вегетативной регуляции в условиях школьной адаптации /Л.А. Александрова, Е.В. Белоногова, Э.М. Казин, Н.П. Кривошеина// Scientific and Practical Journal of Health and Life Sciences. - № 3, 2014. - С. 47-56.
  18. Казин, Э.М. Роль индивидуального регуляторно-адаптивного потенциала учащихся в организации процесса формирования культуры безопасного и здорового образа жизни /Э.М. Казин, И.С Морозова, Н.Н. Кошко, А.С. Шинкаренко// Scientific and Practical Journal of Health and Life Sciences. - № 3, 2014. - С. 37-46.
  19. Казин, Э.М. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи и педагогов: региональная проблема [Текст]: научно-теоретический журнал РАО "Педагогика", №4, /Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Е.Л. Руднева и др. - Москва, 2014. - С. 31-38.
  20. Блинова, Н.Г. Влияние комплекса факторов на особенности адаптации перестроек организма студентов первого и третьего курсов гуманитарного и естественно-научного профиля /Н.Г. Блинова, Н.В. Аверьянова, Е.А. Буданова// Современные проблемы науки и образования. - №4, 2014.
  21. Казин, Э.М. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе /Р.И. Айзман, Э.М. Казин, А.И. Федоров, А.С. Шинкаренко// Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та, 2014. - № 1 (17). - С. 9-17.
  22. Хорошилова, Л.С. Реабилитация детей с девиантным поведением [Текст] / Л.С. Хорошилова, Н.И. Морозова// Вестник Кемеровского государственного университета. – №1 (57). Т.2 – 2014. – 267 с. – С.70-73.
  23. Бедарева, А.В. Изменения запаховой привлекательности молодых людей при инфекционных заболеваниях / А.В. Бедарева, К.Ю. Зубрикова, Ю.Ю. Разоренова, Н.А. Литвинова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - № 12, 2013. - С. 216-224.
  24. Казин, Э.М. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе /Н.П. Абаскалова, Э.М. Казин, А.С. Шинкаренко// Сибирский педагогический журнал. - № 3, 2014. - С. 180-185.
  25. Литвинова, Н.А. Влияние женского феромона на уровень здоровья и функциональное состояние юношей /Н.А. Литвинова, А.В. Бедарева, К.Ю. Зубрикова, Ю.Ю. Разоренова, Т.И. Кучко// Вестник КемГУ, 2014. - № 3 (59). - Т.3. - С. 16-19.
  26. Литвинова, Н.А. Энцефалограммы юношей в зависимостиот сексуального опыта при ольфактроном тестировании женских запахов /Н.А. Литвинова, В.В. Трасковский, О.В. Булатова // Биомедицинская радиоэлектроника,2014. - № 4. - С.49-51.
  27. Аверьянова, Н.В. Особенности психофизиологического развития студентов в процессе обучения на факультетах естественнонаучного и гуманитарного профиля / Н.В. Аверьянова// Вестник Кемеровского государственного университета. – №1 (57). Т.2 – 2014. – С.90-96.
  28. Казин, Э.М. Особенности организации преподавания "Основ безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода /Э.М. Казин, А.И. Федоров, А.С. Шинкаренко// Сибирский педагогический журнал. - № 6, 2014. - С. 269-272.
  29. Сапего А.В., Комплексный подход к оценке результатов функционального тестирования дзюдоистов/ А.В. Сапего, О.Л. Тарасова, С.В. Шабашева, Н.В. Кошко, Н.В. Трусова// Вестник спортивной науки. - № 4/2014. – С. 13-18
  30. Варич, Л.А. Изучение особенностей адаптации иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе с учетом уровня знания русского языка/ Л.А. Варич, С.Н. Витязь, Е.О. Кривкина. - Международный научно-исследовательский журнал. - №5 (24), 2014. - С. 24-25.
  31. Варич, Л.А. Особенности психофизиологической адаптации иностранных студентов, обучающихся в Кемеровском ГСХИ / Л.А. Варич, С.Н. Витязь // Вестник Кемеровского гос. сельскохозяйственного института. - №5, 2014. - С. 263-268.
  32. Литвинова, Н.А. Влияние запаховых факторов на репродуктивное поведение у людей /К.Ю. Зубрикова, А.В. Цепокина, Ю.Ю. Разоренова, А.А. Могилина, Н.А. Литвинова// Международный научно-исследовательский журнал, 2014. - № 1 (20). - С. 10-12.
  33. Литвинова, Н.А. Этолого-физиологические эффекты хемокоммуникации людей, обусловленные эндокринным и психофизиологическим статусом /Литвинова Н.А., Булатова О.В., Трасковский В.В. //Вестник науки Сибири, 2014. - № 4(14). - С. 297-302.
  34. Казин, Э.М. Возрастные и типологические особенности формирования культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования / Е.Н. Галынская Э.М. Казин, Л.А. Богданова // Валеология. - 2015. - № 1. - С. 95-103.
  35. Казин, Э.М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов / А.Ю. Зверкова, Н.П. Абаскалова, Э.М. Казин // Валеология. - 2015. - № 2. - С. 34-41.
  36. Казин, Э.М. Комплексная оценка адаптивного состояния студенток основной и специалльных медицинских групп / О.Н. Московченко, Э.М. Казин, Л.В. Захарова. - Валеология. - №3, 2015. - С. 136-142.
  37. Казин, Э.М. Школьная адаптация подростков с различным типом вегетативной регуляции и проблемы формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся (методические и организационно-педагогические аспекты) / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Н.П. Абаскалова, Е.К. Айдаркин, А.И. Федоров, И.А. Свиридова // Валеология. - 2015. - № 1. - С. 42-49.
  38. Литвинова, Н.А. Особенности ольфакторного отбора по HLA-DRB1 среди неродственных доноров разного пола / А.А. Чуянова, А.В. Цепокина, А.В. Шабалдин, Н.А. Литвинова, К.Ю. Зубрикова, М.Н. Болдырева // Иммунология, 2015. - №2. - Т. 36. - С. 90-95.
  39. Федоров, А.И. Особенности взаимосвязи между показателями социально-психологической и физиологической адаптации детей старшего дошкольного возраста с различной степенью дефицитов развития / Н.П.Кривошеина, А.И. Федоров, Э.М. Казин, И.А. Свиридова, Н.Н. Кошко, М.С. Коломеец // Валеология. - 2015. - № 2. - С. 53-58.
  40. Варич, Л.А. Индивидуальный подход на занятиях физической культурой и спортом: здоровьесберегающий аспект / Л.А. Варич, Е.В. Мурышкина, Н.Г. Потапова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - Кемерово, 2015. - № 2 (18). - С. 108-112.
  41. Булатова, О.В. Половые особенности корковых взаимодействий в связи с точностью узнавания коротких интервалов времени и индивидуально-психологическими свойствами / А.М. Богомолова, О.В. Булатова, В.В. Трасковский, Ю.В. Бушов, Н.А. Литвинова // Вестник КемГУ, 2015. - №2. - Т. 5. - С. 7-16.
  42. Тарасова, О.Л. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в детско-юношеской спортивной школе / О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, В.В. Кириченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - №1, 2015. - С. 43-46.
  43. Блинова, Н.Г. Взаимосвязь особенностей образа жизни, адаптации к обучению, состоянию здоровья и уровня культуры здоровья у студентов / Н.Г. Блинова, Н.В. Аверьянова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - Кемерово, 2015. - № 2 (18). - С. 101-103.
  44. Блинова, Н.Г. Влияние гелиофизических факторов периода раннего онтогенеза на формирование морфофункциональных особенностей развития в детском и подростковом возрасте / Н.Н. Кошко, Н.Г. Блинова, С.Б. Лурье // Вестник КемГУ, 2015. - №1 (61). - Т.4. - С. 15-21.
  45. Федоров, А.И. Комплексный психолого-физиологический подход к организации здоровьесберегающего сопровождения старших дошкольников / Н.П. Кривошеина, Н.Н. Кошко, И.А. Свиридова, А.И. Федоров, Э.М. Казин // Профессиональное образование в России и за рубежом. – Кемерово, 2015. - № 2 (18). - С. 98-101.
  46. Тарасова, О.Л. Возрастные и типологические особенности психовегетативного статуса школьников: результаты комплексного психофизиологического мониторинга / О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, О.Н. Четверик, П.Н. Зарченко, Л.В. Арлашева, Н.В. Максимова // Валеология. - 2015. - №4. - С. 33-40.
  47. Ефимов, Д.А. Новые виды жесткокрылых (Coleoptera) в фауне Кемеровской области / Д.А. Ефимов, В.К. Зинченко. - Амурский зоологический журнал. VII(3), 2015. С. 223-226.
  48. Никифорова, О.А. Образовательный риск как фактор стратегического управления образовательными организациями / О.А. Исупова, А.Н. Исупова, О.А. Никифорова // European Social Science Journal. - 2015. - № 8. - С. 183-191.
  49. Efimov, D.A. First record of Scutigera Coleoptrata (Linnaeus, 1758) in the south of western Siberia, Russia (Chilopoda: Scutigeromorpha: Scutigeridae)/ P.S. Nefediev, I.H. Tuf, Yu.V. Dyachkov, D.A. Efimov. - Бiологiчний вiсник Мелiтопольского державного педагогiчного унiверситету iм. Богдана Хмельницького. - 2016.- Vol 6, № 1. - P. 428-432.

Результаты интеллектуальной деятельности:

  1. Иванов, В.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011618088 «Автоматизированная система управления аптекой медицинского учреждения» / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 14.10.2011.
  2. Иванов, В.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011612289 «Прогнозирование риска развития синдрома дыхательных расстройств у первенца» / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 18.03.2011   
  3. Иванов, В.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011612290 «Прогнозирование риска развития дискоординированной родовой деятельности у первобеременных первородящих» / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 18.03.2011        
  4. Иванов, В.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011612671 «Мотивации курения» / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 01.04. 2011
  5. Иванов, В.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011612288 «Прогнозирование риска реализации фетоплацентарной недостаточности у первобеременных первородящих» / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 18.03.2011        
  6. Иванов, В.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011613076 АРМ «Отделение» / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 18.04. 2011.
  7. Свиридова, И.А., Миллер, Н.А., Кошко, Н.Н., Кривошеина, Н.П. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015615950 «Диагностическая автоматизированная программа «Старт»» /  Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 27.05.2015.
  8. Свиридова, И.А. Казин, Э.М., Тарасова, О.Л., Федоров, А.И., Миллер Н.А. С Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016611139 «Программный психодиагностический комплекс «Школа – адаптация, здоровье» (ППДК «Школа-АЗ») / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 27.01.2016.

 База для выполнения НИР

НИР проходит на рабочих местах в лабораториях, оснащенных необходимым исследовательским оборудованием и современными компьютерами класса Pentiumс Windows-98, 2000 и ХР.

В распоряжении коллектива имеется лаборатории функциональной диагностики и биохимических исследований.

Данные лаборатории оснащены необходимым оборудованием, позволяющим провести комплексное исследование: компьютер, программное обеспечение для оценки функционального состояния организма, программное обеспечение для проведения стресс-тестов, миограф, кушетка, ширма, электронный тонометр, спирометр сухой, пульсоксиметр, калипер электронный, калипер механический, секундомеры, кардиограф, велоэргометр, тонометры и фонендоскопы, динамометр становой, динамометр кистевой, электроэнцефалограф, анализатор крови, рН-метр, система анализа кардиоинтервалов ОРТО-420, спирометр водный, спиротест, анализатор аминокислот, микроденситометр, световые микроскопы, холодильники, центрифуги, электростимуляторы, дистиллятор, анализатор кожной чувствительности, прибор для рефлексодиагностики.

Кафедра располагает оборудованием для иммуноферментного анализа гормонов, которое включает в себя анализатор иммуноферментных реакций «Униплан» АИФР-01, сцинтилляционный счетчик изотопов Beckman LP-6500, рефрижераторную центрифугу Eppendorf 5804-R, водяную баню, вакуумный шкаф, автоматические пипетки и др.

Имеется кабинет и соответствующее оборудование (электроэнцефалограф), позволяющие проводить электроэнцефалографические исследования.

Базы практик и выполнения НИР

  1. ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  2. ФГБУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» СО РАМН
  3. ГОО «Кузбасский Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»»
  4. ООО «Оздоровительно-спортивный клуб «Лазурный»
  5. «Лаборатория этологии человека» ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» и ФГБУН «Институт цитологии и генетики СО РАН»
  6. Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России
  7. Учреждение Российской академии наук «Институт экологии человека СО РАН»
  8. «Лаборатория комплексных проблем здоровья и развития личности» ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» и ГОО «Кузбасский Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»»