Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Кафедра иностранных языков в профессиональной коммуникации

Заведующая кафедрой

Добрыдина Татьяна Ильинична , кандидат педагогических наук, доцент.

Адрес: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 73 (корп 2, ауд 2401)
Тел.: (384-2) 58-05-87; местн. 4-55
E-mail: lexis@kemsu.ru

Заместитель заведующего кафедрой

Логунов Тимур Александрович , кандидат филологических наук, доцент.

 

Краткая информация о кафедре

Кафедра основана в 2005 г. для обеспечения языковой подготовки студентов-международников. С момента образования кафедра осуществляет преподавание иностранных языков (английского, немецкого, французского, китайского и японского) на всех отделениях ФИиМО/ИИГУиМО в полном соответствии с требованиями, установленными соответствующими государственными образовательными стандартами. Процесс обучения студентов иностранным языкам носит прикладной характер и тесно связан с их будущей профессиональной деятельностью. Благодаря усилиям преподавателей кафедры факультет не только укрепил отделения «История» и «Международные отношения», но и открыл направления «Зарубежное регионоведение» и «Туризм», где студенты обязательно изучают два языка: европейский (английским/немецкий) и восточный (китайский/японский).

Преподаватели кафедры постоянно повышают уровень профессиональной подготовки, обучаются на курсах повышения квалификации, в том числе за рубежом, владеют современными методиками и технологиями преподавания иностранных языков. С 2013 года кафедра является участником двух проектов европейской программы TEMPUS в формате повышения квалификации и переподготовки кадров для Кемеровской области. С момента основания кафедры защищено 7 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

В настоящее время на кафедре применяются методы обучения и критерии оценки знаний, соответствующие современным международным форматам, включая стандарты международных экзаменов, которые напрямую отражают актуальные требования, предъявляемые к уровню владения иностранным языком в современном мире.

Преподаватели кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации осуществляют подготовку бакалавров и магистров по направлениям, реализуемым ИИГУиМО: 46.03.01 – «История» (бакалавриат), 46.04.01 – «История» (магистратура), 46.03.02  – «Документоведение и архивоведение» (бакалавриат), 46.04.02 - «Документоведение и архивоведение» (магистратура), 41.03.05 - «Международные отношения» (бакалавриат), 41.03.01 – «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат), 43.03.02 – «Туризм» (бакалавриат), 43.04.02 – «Туризм» (магистратура), 44.03.05– «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (бакалавриат), 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат), 38.04.04 – «Государственное и муниципальное управление» (магистратура), 41.03.04 «Политология», 41.04.04 «Политология»..

Сотрудники кафедры

  1. Гаврилова Марина Михайловна –  ассистент,
  2. Годжаева Наталья Сергеевна  – кандидат филологических наук, доцент,
  3. Ильичева Неля Ивановна – старший преподаватель,
  4. Леванова Альбина Егоровна – кандидат филологических наук, доцент,
  5. Лымарева Марина Сергеевна  – кандидат филологических наук, доцент,
  6. Точилина Юлия Николаевна – кандидат филологических наук, доцент,
  7. Юрьева Лариса Ивановна – старший преподаватель,
  8. Якимова Наталия Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент,
  9. Хамуд Лара Назимовна  –  специалист по учебно-методической работе 1 категории.

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «История»:

  • Иностранный язык
  • Классические языки: латинский язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Международные отношения»:

  • Иностранный язык
  • Практический курс основного иностранного языка
  • Латинский язык
  • Особенности фонетического строя основного иностранного языка
  • Основной иностранный язык (профессиональный)
  • Второй иностранный язык
  • Практический курс второго иностранного языка
  • Основной иностранный язык (деловой)

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Документоведение и архивоведение»:

  • Иностранный язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Зарубежное регионоведение»:

  • Иностранный язык
  • Язык региона специализации
  • Практический курс иностранного языка (язык международного общения)
  • Язык массовых коммуникаций (язык международного общения)
  • Основы профессионально-ориентированного перевода (язык международного общения)
  • Основы профессионально-ориентированного перевода (язык региона специализации)
  • Особенности перевода профессиональных текстов (язык профильного региона)

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Педагогическое образование с двумя профилями»:

  • Иностранный язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Государственное муниципальное управление»:

  • Иностранный язык
  • Иностранный язык в профессиональной сфере

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Туризм»:

  • Иностранный язык
  • Иностранный язык № 1
  • Иностранный язык второй

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Политология»:

  • Иностранный язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для магистрантов направления «История»:

  • Иностранный язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для магистрантов направления «Документоведение и архивоведение»:

  • Иностранный язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для магистрантов направления «Государственное муниципальное управление»:

  • Иностранный язык
  • Деловой иностранный язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для магистрантов направления «Туризм»:

  • Профессиональный иностранный язык

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для магистрантов направления «Политология»:

  • Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

Работа со студентами

С 2008 г. кафедра реализует программу дополнительной профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Студенты отделения международных отношений и зарубежного регионоведения получают квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе прохождения обязательного курса обучения основному иностранному языку. Обучение осуществляется параллельно с образовательным процессом по основному направлению. По желанию студенты-международники получают дополнительную квалификацию «Переводчик» и по второму изучаемому языку (курс обучения длится один год).

Для желающих расширить свои знания по иностранным языкам преподавателями кафедры организованы курсы по английскому, немецкому, китайскому, японскому, ежегодно проходит факультетская олимпиада по иностранным языкам. На старших курсах института уже в течение 10 лет проводится конференция по актуальным проблемам международных отношений на иностранных языках. Традиционным стало проведение студентами экскурсий на английском языке по городу и в музее-заповеднике «Томская писаница». Под руководством преподавателей кафедры студенты института выезжают на летние стажировки в Германию, Данию и Китай.

Привлекая лучших студентов института, кафедра активно участвует в лингвистическом обеспечении (устный и письменный перевод) международных конференций с участием зарубежных гостей.

Кафедра организует встречи с носителями иностранных языков, по возможности привлекает иностранных специалистов к проведению занятий со студентами.

Преподаватели кафедры регулярно проводят встречи студентов с выпускниками ФИиМО, которые строят свою карьеру в различных  сферах  профессиональной деятельности, успешно реализуя знания и умения, сформированные за годы обучения на факультете, в том числе и на занятиях по иностранному языку.

Основное направление научной работы кафедры – «Формирование лингвокультурологической составляющей профессиональной компетентности у студентов». Кроме того, в своей научной работе преподаватели кафедры занимаются теоретическими и прикладными проблемами современной лингвистики (когнитивная лингвистика, компаративистика, исследования дискурса и массовой коммуникации, концептуальные исследования, психолингвистика, классические языки), педагогики и методики преподавания иностранных языков.

Кафедрой подготовлены значительное количество публикаций и ряд учебных пособий, рекомендованных СибРУМЦ ВПО для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям «История» и «Международные отношения».

Наиболее значимые публикации преподавателей кафедры за последние 5 лет:

Учебные и учебно-методические пособия:

  1. Точилина Ю. Н. Учебно-методическое пособие по спецкурсу «Экономический немецкий». – Кемерово: ИНТ, 2012. - 96 с.
  2. Логунов Т.А. Английский язык для магистрантов-историков: учебное пособие/ Кемеровский государственный университет, Кемерово, 2013
  3. Точилина Ю.Н., Годжаева Н.С., Лымарева М.С.  Практическая фонетика немецкого языка. /Ю. Н. Точилина, Н.С.Годжаева, М.С. Лымарева. – Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013.
  4. Логунов Т.А. Основной иностранный язык (профессиональный): юридический английский. Учебное пособие / Т.А. Логунов - Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014.
  5. Точилина Ю.Н., Годжаева Н.С., Лымарева М.С.  Практическая фонетика немецкого язык/ Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014.
  6. Точилина Ю.Н., Годжаева Н.С., Лымарева М.С.  Мультимедийный электронный образовательный ресурс УМК «Практическая фонетика немецкого языка», 2014.
  7. Точилина Ю.Н., Годжаева Н.С. Немецкий язык:  СМИ и их роль в жизни современного общества. Перевод, реферирование и аннотирование общественно-политических и профориентированных текстов / Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2015. – 160 с.
  8. Точилина Ю.Н., Лымарева М.С. Немецкий язык: Основы профессиональной устной речи / Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2015. – 270 с.
  9. Точилина Ю.Н., Лымарева М.С., Годжаева Н.С. Немецкий язык: Устные разговорные темы / Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2015. – 356 с.
  10. Юрьева Л.И. Латинский язык: учебное пособие /Составители Е.Ф. Филипьева, Л.И. Юрьева. - Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово, 2015. - 171 с.
  11. Точилина Ю.Н. Немецкий язык для магистрантов-историков: электронное учебное пособие - Кемерово, 2015
  12. Добрыдина Т.И. и др. Английский язык для сферы туризма: учебное пособие /Т.И. Добрыдина, А.Е. Леванова, Т.А. Логунов, Н.С. Якимова. - Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2015. - 139 с.

Научные статьи:

  1. Логунов Т.А. К вопросу об эволюции средств выражения будущего (на материале английского языка) // Вестник КемГУ. – 2012. – Т. 4. Ч. 4. – С. 42-47.
  2. Точилина Ю.Н. Стереотипы о Германии в сознании жителей Сибирского Федерального округа Российской Федерации // Вестник КемГУ, 2012. - № 4 (52). - Т. 1. – С. 236- 243.
  3. Якимова, Н. С. Репрезентация феноменов «агрессия» и «конфликт» в языковом сознании россиян и американцев / Н. С. Якимова, А. Г. Фомин // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. –№ 1 (49).– С. 206–211.
  4. Якимова, Н. С. Тактики и маркеры вербальной агрессии в коммуникативном поведении россиян и американцев (по материалам речеситуативного исследования» / Н. С. Якимова, А. Г. Фомин // Сибирский филологический журнал. – № 2, 2012. – С. 139–149.
  5. Добрыдина Т.И., Лежнина Г.В., Лымарева М.С. Роль педагогических технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров-религиоведов // Вестник КемГУ. – 2013. – № 1 (53). – С. 87-91.
  6. Точилина Ю.Н. Особенности вербализации концепта Russland (Россия) в немецких СМИ // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн.2013. № 1 (17). – С. 92-97.
  7. Точилина Ю.Н. О концепте Германия XXI века в русской языковой картине мира //Стереотипы лингвокультуры: коллективная монография; отв. ред. М.В. Пименова. – Киев: Издательский дом Д. Бураго, 2013. – С. 74- 89.
  8. Якимова Н.С. Совершенствование навыков владения студентами английским языком при изучении дополнительных курсов иностранного языка (на примере китайского) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. №2 (20). – С. 222-225.
  9. Годжаева Н.С., Логунов Т.А., Лымарева М.С. Формирование иноязычной профессиональной компетенции у будущих специалистов в сфере туризма // В мире научных открытий. Сер. Социально гуманитарные науки. -2014. - №3(51). - Красноярск, 2014. - С.154-164.
  10. Добрыдина, Т.И. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам /Т.И. Добрыдина, О.Г. Масленникова, Е.Ю. Надеждина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 2(59). – Т.3. – С. 282-287.
  11. Леванова, А.Е., Галаганова Л.Е. Развитие гражданской компетентности будущих специалистов-гуманитариев //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 3 (59). – Т. 2. – С. 110 - 117.
  12. Галаганова, Л. Е., Морозова, Н. И. Исторические аспекты формирования патриотических идей как гражданских ценностей в педагоги- ческой системе высшей школы //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - Т. 2. - С. 129 - 134.
  13. Логунов Т. А. Стратегия манипуляции в высказываниях с футуральной временной отнесенностью в англоязычном электоральном дискурсе (на материале предвыборных дебатов начала XXI века в США) //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - Т. 2. - С. 84-86
  14. Торопчин, Г.В. Австралийский Союз и Федеративная Республика Германия в режиме ядерного нераспространения в 1991-2011 гг. // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №381. – Томск, 2014. – С. 153-159.
  15. Точилина Ю.Н. Концепт «RUSSEN». Русский характер глазами жителей современной Германии //Вестник КемГУ 2014 № 2 (58) Т.1. – С.224-229.
  16. Якимова, Н.С. Кросс-культурные психолингвистические исследования как инструмент взаимного познания народов / Н.С. Якимова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. -№ 2(59). Т.3. - Кемерово, 2014. - С. 328-332.
  17. Точилина Ю.Н. Образные признаки концепта ЛИЧНОСТЬ как составляющей макроконцепта РОССИЯ. – Новые парадигмы и новые решения в современной лингвистике; гл. ред. М.В. Пименова. – Санкт-Петербург, 2015. – Вып. 6. – С.107–110.
  18. Галаганова, Л.Е. Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума [текст] /Г.Г. Солодова, Л.Е. Галаганова, Г.А. Епанчинцева //Вестник КемГУ. Серия Педагогика. Филология. - 2015. №2(62)Т.3. - с. 104-112
  19. Точилина Ю. Н. Ключевые концепты немецкой культуры как составляющая обучения не- мецкому языку как второму иностранному бакалавров направления подготовки «туризм» // Вестник КемГУ 2015, №2 (62), т.7. с.126-130.
  20. Золотарева С. А., Логунов Т. А. Применение элементов CLIL и проблемно-ориентированн- ного обучения в преподавании иностранного языка на направлении подготовки «Туризм» с целью формирования общекультурных компе- тенций обучающихся // Вестник КемГУ 2015, №2 (62), т.7. с.81-86.
  21. Добрыдина Т.И., Усвят Н.Д., Керш Н. К вопросу о роли кафедр иностранных языков в формировании профессиональной компетентности кадров для туристской индустрии в высших учебных заведениях // Вестник КемГУ 2015, №2 (62) с.68-72, т.7
  22. Галаганова Е. З., Галаганова Л. Е. Бренд города и современные педтехнологии в туризм-образовании //Вестник КемГУ. Серия Педагогика. Филология. - 2015. №4(64)Т.2. - с. 12-18
  23. Godzhaeva, Natalia S., Logunov, Timur A. Developing Language Competency of University Teachers to Implement Content and Language Integrated Learning (CLIL) in a Regional University: Challenges and Prospects in Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 11 (2015 8). pp. 2299-2306