Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Кафедра психологии образования

Зав. кафедрой

Корытченкова Надежда Ивановна, к. психол.н., доцент

Адрес: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 75, корпус №8, аудитория 407
Тел.: (384-2) 58-38-38
E-mail: psychology@kemsu.ru 

Краткая информация о кафедре

В 2010 году межфакультетская кафедра психологии вошла в состав социально-психологического факультета и была названа «Психология образования». В 2012 г. кафедра получила статус профилирующей, выпускающей по новой специальности 37.05.02 – «Психология служебной деятельности».

В настоящее время кафедра психологии образования является структурным подразделением социально-психологического института КемГУ, она осуществляет учебную, организационно-методическую, научно-исследовательскую работу, воспитательную работу со студентами, подготовку научно-педагогических кадров.

Кафедра психологии образования является выпускающей по направлению подготовки (специальности):

  • 37.05.02. – «Психология служебной деятельности». Профиль подготовки (специальность) – «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности». Квалификация (степень) выпускника – «Психолог».

На кафедре работают 10 преподавателей, занимающихся проблемами психологии личности, когнитивной и прикладной. 3 преподавателя являются представителями силовых структур: Центр Управления Кризисными ситуациями ГУ МЧС России по КО, ГУФСИН России по КО, Центр медицинской и социальной реабилитации, Уголовно-исполнительная инспекция ГУ ГУФСИН РФ по Кемеровской области.

Преподаватели кафедры психологии образования принимают участие в обучении студентов по следующим направлениям подготовки, реализуемых в социально-психологическом институте и других институтах университета:

  • 39.03.02 – «Социальная работа». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 42.03.01 – «Реклама и связи с общественностью». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование». Профиль подготовки – «Психология образования». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.03 / 050700.62 - Специальное (дефектологическое) образование, профиль "Логопедия: ранняя диагностика и коррекция". Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 39.03.03 / 040700.62 - Организация работы с молодежью, профиль - Социально-психологическая работа с молодежью. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 46.03.01 История (общий). Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление в социальной сфере. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 39.03.01 «Социология», профиль «Социология организации и управления». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 03.03.02 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.01 Педагогическое образование (география). Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 42.03.02 Журналистика. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 45.03.01 Филология, профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 45.03.01 Филология, профиль «Зарубежная филология». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 49.03.01 Физическая культура, направление (профиль) «Спортивно-оздоровительные технологии». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 38.03.02  Менеджмент, направленность (профиль) «Управление человеческими ресурсами». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 080100.62 Экономика. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.01 Педагогическое образование «Русский язык и литература». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) – Иностранный язык и дополнительное образование. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) – Физическая культура и БЖД. Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр».

Основные дисциплины, преподаваемые на кафедре:

  1. Общая психология
  2. Психологическое обеспечение служебной деятельности
  3. Общий психологический практикум
  4. Психология личности
  5. Психодиагностика
  6. Социальная психология
  7. Педагогическая психология
  8. Психология труда
  9. Психофизиология
  10. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения
  11. Психология безопасности
  12. Психология конфликта
  13. Психология толпы и массового беспорядка
  14. Психология общения и переговоров
  15. Юридическая психология
  16. Психология эмоционального выгорания
  17. Введение в профессиональную деятельность (с учетом специфики службы)
  18. Дифференциальная психология
  19. Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций
  20. Практикум по решению профессиональных задач (с учетом специфики службы)
  21. Психология совладающего поведения (с практикумом)
  22. Психология профессиональной деятельности (с учетом специфики службы)
  23. Организационная психология

 

Специальные курсы, преподаваемые на кафедре:

  • Морально-психологические факторы и методы стимулирования труда в сфере служебной деятельности
  • Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
  • Профессионально-этическое и культурно-эстетическое воспитание в сфере служебной деятельности
  • Практикум по развитию психологического потенциала личности в служебной деятельности
  • Психологическая профилактика профессиональной деформации личности в сфере служебной деятельности
  • Психологическое обеспечение деятельности сотрудников военизированных подразделение подразделений в экстремальных условиях
  • Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций
  • Внутриорганизационные конфликты и напряжения
  • Психологическая профилактика профессиональной деформации в сфере служебной деятельности
  • Психология пенитенциарных учреждений
  • Профессиональная этика и служебный этикет
  • Экономическая психология
  • Специальная психология
  • Психология болезни и инвалидности
  • Социальная защита инвалидов
  • Виктимология
  • Психология физической культуры и спорта
  • Психология журналистики

Основные направления научной деятельности на кафедре

Кафедральные темы научно-исследовательской работы:

  1. «Психологические факторы развития потенциала человека в условиях современного глобального кризиса». В рамках данной темы научного исследования проводится:
  • изучение психологического потенциала у малочисленных коренных этносов Сибири (грант РГНФ);
  • выявление социально-психологических факторов оптимизации межличностных взаимоотношений в организации (хоздоговор)
  1. Психологическое сопровождение самостоятельной работы студентов вуза.

Научный руководитель:

  • Корытченкова Н.И. – зав. кафедрой психологии образования, к. психол. н., доцент.

Участники НИР кафедры психологии образования:

  • Будницкая Н.К. – ассистент;
  • Гольдшмидт Е.С. – к. б. н., доцент;
  • Кувшинова Т.И. – к. п. н., доцент;
  • Рогова Е.Н. – к.филол.н., доцент;
  • Смагина С.С. – к. психол. н., доцент;
  • Терпугова О.В. – старший преподаватель.

Участие кафедры в грантах и проектах:

  • Гольдшмидт, Е.С. Поддубиков В.В. (рук.): грант РГНФ № 15-01-18098 "Этнологическая экспертиза: комплексное исследование социально-профессиональной структуры, факторов занятости и успешного функционирования на рынке труда представителей социально уязвимых групп коренных малочисленных народов в регионах юга Западной Сибири".
  • Грант РФФИ №04-06-85080, поддержан, проведена Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам морально-нравственного развития личности и общества, по результатам конференции выпущен сборник научных трудов, 2004 г.
  • Исследование социально-психологических факторов оптимизации межличностных взаимоотношений в организации. Руководитель проекта – Корытченкова Н.И.
  • Гольдшмидт, Е.С. Поддубиков В.В. (рук.): грант РФФИ № 16-46-420035 «Коренные малочисленные этносы Кемеровской области под воздействием угольных компаний: социальные и экологические факторы развития конфликтов в районах угледобычи в контексте мирового опыта междисциплинарных исследований и практик управления»
  • Гольдшмидт, Е.С. Поддубиков В.В. (рук.): договор МГУ – КемГУ «Ресурсное проклятие циркумполярных территорий: взаимодействие коренных народов и добывающих компаний» (Международный научно-практический симпозиум)»
  • Корытченкова Н.И. (рук.): Договор № 16/2015 «Исследование мотивационно – потребностных факторов оптимизации деятельности работников предприятий малого бизнеса»

Преподаватели кафедры активно участвуют:

  • в научно-практических конференциях международного, всероссийского, межрегионального и локального уровней;
  • в организации и проведении студенческих олимпиад, научных конференций для студентов и молодых ученых;
  • в работе семинаров, круглых столов и др.

Организация конференций и семинаров

  • Международная научно-практическая конференция «Нравственное развитие и становление психоэтического статуса личности»», 2009г.;
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии», 2010г.;
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии», 2011г.;
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии», 2012г.;

по результатам проведённых конференций опубликованы сборники научных трудов:

  • Всероссийская научно-практическая конференция (заочная), «Психологическое сопровождение развития профессиональной субъектности будущих выпускников университета», 2007г., выпущен электронный сборник по материалам конференции.
  • Всероссийская научно-методологическая интернет-конференция «Актуальные проблемы психологического сопровождения подготовки специалистов в вузах на базе компетентностного подхода», 2008г.
  • Всероссийская научно - практическая интернет-конференция (с международным участием) "Умственное развитие и становление психоэтического статуса личности", Электронный сборник научных трудов №  2009г.  -106с.-М.: ФГУП НТИ «Информ.регистр»
  • Актуальные проблемы современной психологии: сборник научных статей / отв. ред. Н. И. Корытченкова. - Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Редактор и Ко, 2010. – 250с.
  • Актуальные проблемы современной психологии: сборник научных статей / отв. ред. Н. И. Корытченкова. - Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Редактор и Ко, 2011. – 250с.
  • Актуальные проблемы современной психологии: сборник научных статей / отв. ред. Н. И. Корытченкова. - Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Редактор и Ко, 2012. – 172с.

Основные монографии:

  • Корытченкова, Н.И. Связь психологических защит и «coping» - стратегий с эмоциональной компетентностью, темпераментом, акцентуациями характера и агрессивностью [Текст] / Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова, В.П. Михайлова // Практическая психология в Кузбассе: монография / под общ. ред. М.С. Яницкого. – Кемерово, 2008г.
  • Кувшинова, Т.И. Связь психологических защит с акцентуациями характера и свойствами темперамента [Текст] / Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова, И.В. Львова, В.П. Михайлова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Книга 21: монография / под. общ. ред. проф. О.И. Кирикова - Воронеж: ВГПУ, 2008 г. Глава 1. – с. 7-21.
  • Михайлова, В.П. Профессиональные намерения младших и старших подростков [Текст] / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова // Педагогика: Семья – школа  – общество: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кириллова. – Книга 13. – Воронеж: ВГПУ, 2008. Глава 17. - с. 189-201
  • Корытченкова, Н.И. Особенности мотивационно-волевой сферы подростков социального приюта [Текст] / Н.И. Корытченкова, В.П. Михайлова, Т.И. Кувшинова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Книга 27: монография / под. общ. ред. проф. О.И. Кирикова - Воронеж: ВГПУ, 2009 г. Глава 14. – с. 172-184.
  • Михайлова, В.П. Специфика взаимодействия с дошкольниками в условиях социально-реабилитационного учреждения [Текст] / В.П. Михайлова, Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 24. – Воронеж: ВГПУ, 2009. Глава 11. - с. 137-149
  • Гольдшмидт Е.С. Психофизиологические механизмы интеграции личности [текст] / Е.С. Гольдшмидт // Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / Под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово: 2010. – 489 с., (С. 33-42)
  • Гольдшмидт Е.С. Интенционально-поведенческие аспекты развития [текст] / Е.С. Гольдшмидт // Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / Под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово: 2010. – 489 с., (С. 57-69)
  • Клевцов А.А. Совладающее поведение как форма интеллектуального опыта [текст] / А.А. Клевцов // Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / Под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово: 2010. – 489 с., (С 79-83).
  • Кувшинова, Т.И. Культура безопасности и волевое развитие личности [текст] / Т.И. Кувшинова, Ю.А. Кувшинов, В.Н. Порхачев, - Наука и эпоха. Книга 1 : монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 11. - с. 170-182.
  • Михайлова В.П. Актуальные проблемы развития воли у младших школьников [Текст] / Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова, Ю.А. Кувшинов, В.П. Михайлова // Педагогика: семья - школа - общество: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 20. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 25. - С. 363-378
  • Кувшинова, Т.И. Связь эмоциональной компетентности с типом межличностных отношений / Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова, В.П. Михайлова, И.А. Фокина. – Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Книга 33: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 3. - С. 54–68.
  • Кувшинова, Т.И. Культура безопасности и волевое развитие личности / Т.И. Кувшинова, Ю.А. Кувшинов, Д.Ю. Кувшинов. - Наука и эпоха. Книга 5 : монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 1Х. - С. 158-172.
  • Кувшинова, Т.И. Особенности работы практического психолога в зависимости от индивидуально-психологических характеристик личности / Т.И. Кувшинова, В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. - Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография / под ред. М.С. Яницкого, Ю.В. Пелеха. – Тернополь: Начальная книга. – Богдан, 2011. – 366 с. – (С. 68-80).
  • Гольдшмидт Е.С. Психофизические методы исследования в практике психолога / Н.А. Литвинова, В.И. Иванов, Е.С. Гольдшмидт // Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография / под ред. М.С. Яницкого, Ю.В. Пелеха. – Тернополь: Начальная книга. – Богдан, 2011. – 366 с. – (С. 81-102).
  • Смагина С.С. Семантика шахматного образа на начальных этапах освоения игры [Текст] / С.С. Смагина., изд-во LAP LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH Saarbrucken 2012, 80 C.
  • Корытченкова Н.И. Феноменология понятия "профессиональное самоопределение молодёжи" в контексте различных теоретических подходов / Н.И. Корытченкова, А.В. Сухих. // Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий: коллективная монография / под ред. А.А. Зеленина, М.С. Яницкого. - Кемерово, 2012. - 328 с. (С.141-155)
  • Корытченкова Н.И., Сухих А.В. Становление психоэтического статуса личности в современном мире // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика / под общ. ред. О.И. Кирикова.- М.: Наука, 2015.-147с. (С.81-99)
  • Корытченкова, Н.И. Когнитивный стиль познавательной деятельности студентов в рамках общего подхода к изучению стилевого своеобразия личности // Педагогика: семья – школа – вуз – общество (инновации и технологии) [Текст]: монография / [А.Б. Измайлова, Т.Б. Кропачева, Н.И. Корытченкова и др.]; под общей ред. проф. В.А. Далингера.– Книга 38.- Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ, 2016. – 148 с. Ответственный редактор научного проекта: д.ф.н., проф. О.И. Кириков

Основные публикации в изданиях, определенных ВАК:

  • Кувшинова Т.И.Особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения / О.А. Бойкова, Т.И. Кувшинова / Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
  • Кувшинова, Т. И. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с акцентуациями характера у студентов / Т. И. Кувшинова, Ю. А. Кувшинов // Современные проблемы науки и образования – 2014. – № 3.
  • Михайлова, В.П., Корытченкова, Н.И., Матюшенко, Л.М. Кругозор и характер студента Кемеровского госуниверситета [Текст] / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.М. Матюшенко // ВЕСТНИК Кемеровского государственного университета – журнал теоретических и прикладных исследований, 2014 №2 (58) Т.1. – Кемерово, 2014. – С.160-166.
  • Михайлова, В.П., Корытченкова, Н.И., Матюшенко, Л.М., Осипова, Т.Ю. Типы отношений и психологические защиты [Текст] / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.М. Матюшенко, Т.Ю. Осипова // ВЕСТНИК Кемеровского государственного университета – журнал теоретических и прикладных исследований, 2014 №2 (58) Т.2. – Кемерово, 2014. – С.162-168.
  • Смагина, С.С., Корытченкова, Н.И. РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4
  • Гольдшмидт, Е.С. Психофизиологические факторы адаптивных возможностей малочисленных коренных народов Сибири /Гольдшмидт. Е.С., Поддубиков В.В. // Инновации в медицине, психологии и педагогике / Материалы VII Международной научно-практической Конференции (Вьетнам, Мауй Нэ, 27 апрель – 7 мая 2015 г.). Новосибирск 2016. - С.29-35
  • Кувшинова, Т.И. "Влияние профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности", Журнал "Современные наукоемкие технологии" – Москва, Издательский Дом «Академия Естествознания», № 9, 2015. – 170с., С. 144-148.
  • Кувшинова, Т.И. Здоровье, поведенческие и психологические факторы риска заболеваний у мужчин и женщин/ Кувшинов Д.Ю, Кувшинова Ю.А., Кувшинова Т.И.//Проблемы и перспективы развития образования в социокультурном пространстве, Международная научно-практическая конференция, Горно-Алтайский госуниверситет:Алтай,2015
  • Гольдшмидт, Е.С. Оценка целостности человека в динамике его развития /Гольдшмидт. Е.С., Колков А.И. // Инновации в медицине, психологии и педагогике / Материалы VII Международной научно-практической Конференции (Вьетнам, Мауй Нэ, 27 апрель – 7 мая 2015 г.). Новосибирск 2016. - С.29-35
  • Будницкая Н.К., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И., Кувшинов Ю.А. РОЛЬ СРЕДЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25278 (дата обращения: 11.10.2016).
  • Кувшинова, Т.И. Сравнительный анализ показателей внимания у студентов/ Овчинникова И.П., Кувшинова Ю.А., Кувшинова Т.И.//Психодидактика высшего и среднего образования: материалы 11 международной научно-практической конференции, Барнаул, 12-14 апреля 2016г.- Барнаул: АлтГПУ, 2016. 303 с. - С.182-185

Основные учебные издания:

  • Михайлова, Валентина Платоновна. Юридическая психология [Текст] : учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова. - М. : Флинта: Московский психолого-соц. ин-т, 2008. - 391 с.
  • Организация самостоятельной работы студентов университета, А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. (В 2-х частях).– Кемерово, 2008.– 212с.
  • Организация самостоятельной работы студентов университета, А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. (В 2-х частях).– Кемерово, 2009.– 198с.
  • Психология познавательных процессов: память и внимание, восприятие и мышление (учебное пособие) [Текст] / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова, // ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. –222с
  • История психологии: учебное пособие [Текст] / Н.И. Корытченкова, А.В. Сухих // Омск: СТИВЭС, 2011.- 228 с.
  • Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие / Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова. – Кемерово: КемГУ, 2012. – 172 С.
  • Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности: учебное пособие / А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова. - Кемерово, 2013. - 307с.
  • Юридическая психология: учебное пособие [Электр.]: 3-е издание / Н.И. Корытченкова, В.П. Михайлова. - М.: Флинта, 2013г. - 392с. - ISBN 978-5-9765-024-9. http://e.lanbook.com Учебное пособие включено в Российский индекс научного цитирования РИНЦ
  • Организация практики студентов по психологии служебной деятельности: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Кувшинова, Н. И. Корытченкова, Н.К. Будницкая. – Кемерово: КемГУ, 2014. – 84 с.
  • Экономическая психология: учебное пособие / Н. И. Корытченкова, Н. К. Будницкая, Т. И. Кувшинова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 160 с.
  • Корытченкова, Н.И. Профессиональная этика / А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2015.
  • Будницкая, Н.К. Методические рекомендации по написанию курсовых работ/составители О.А. Браун, М.В. Теплинских, Ю.В. Борисенко, Е.В. Кривцова, Н.К. Будницкая, Г.П. Горбунова. – Кемерово, 2016.
  • «Психологическая профилактика профессиональной деформации личности в сфере служебной деятельности»: учебное пособие / Н. И. Корытченкова, Н. К. Будницкая, Т. И. Кувшинова, Смагина С.С.Гольдшмидт Е.С.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2016.
  • Общая психология: методы исследования внимания: электронный практикум / тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс] / сост. А.А. Клевцов; Кемеровский государственный университет. – Электрон. дан. (Объем 3.36 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2016