Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Кафедра физического воспитания

Зав. кафедрой

Буданова Елена Александровна, кандидат биологических наук, доцент

Адрес: г. Кемерово, ул. Красная, 6
Тел.: (384-2) 58–23–56; местный 3-37
E-mail: fiskult@kemsu.ru

Краткая историческая справка

Кафедра физического воспитания относится к числу старейших кафедр университета. Она была создана в 1950 году в учительском институте. С момента образования кафедра обеспечивала преподавание физической культуры на всех факультетах учительского института (и.о. зав. кафедрой В.И. Шунина) Кемеровского государственного педагогического института (с 1953 года, зав. каф. Т. Л. Шатурина), Кемеровского государственного университета (с 1964 года). В разные годы заведующими кафедрой были А.Н.Туренков, к.п.н., доцент, А.Я.Родин, к.п.н., доцент, Р.В.Конькова, к.п.н., доцент. С 2010 года и по настоящее время кафедру возглавляет Е.А.Буданова, к.б.н., доцент.

Становление и развитие кафедры связано с такими именами как Трефилова Т.Г., Вишневская Н.П.,  Лушпа А.А., Сопрыженков Г.П., Дружинина Ю.Д., Вальков Б.К.,  Плотникова А.А., Щербинин П.Т.

Кроме учебной работы преподавателями кафедры выполнялась вся спортивно-массовая работа, причем особое место занимали такие массовые виды спорта, как волейбол, баскетбол, лыжные гонки, легкая атлетика. Кафедрой заложена традиция проведения ежегодных Спартакиад студентов КемГУ по 14 видам спорта и Спартакиад первокурсников КемГУ по 10 видам спорта, в которых участвуют студенты всех факультетов. На всех факультетах КемГУ есть ответственные за спортивно-массовую работу из числа преподавателей кафедры. Всего за всю историю университета проведено 40 Спартакиад первокурсников и  Спартакиад КемГУ.

В настоящее время преподаватели кафедры активно ведут учебную, научную и воспитательную деятельность, организуют спортивно-массовую работу среди студентов и преподавателей КемГУ, а также участвуют в проведении мероприятий по физической культуре среди школьников Кемеровской области.

Для организации спортивно-массовой работы в вузе имеются 2 игровых зала, 1 зал гимнастики и атлетической подготовки, 2 зала для занятий шейпингом в общежитии №2, шахматный клуб в общежитии №3, туристический клуб, стрелковый тир, лыжная база.

Основные дисциплины, преподаваемые на кафедре

  • Физическая культура для всех направлений и специальностей, осуществляемых в КемГУ (в соответствии с федеральным образовательным стандартом 3 поколения).
  • Физическая культура и прикладная физическая культура (в соответствии с ФГОС 3+) на математическом, физическом, биологическом факультетах, факультете политологии и социальных наук.

Специальные курсы, преподаваемые на кафедре

  • Туризм (для направления «Геология» на биологическом факультете).

Основные направления научной деятельности на кафедре

  1. Влияние двигательной активности на функциональное состояние студентов классического вуза.
  2. Внедрение нетрадиционных форм двигательной активности в работу со студентами специальной медицинской группы.

Преподавателями кафедры активно ведется научная работа со студентами. Традиционным стало проведение секции «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» в рамках проведения ежегодной студенческой научно-практической конференции студентов, молодых ученых КемГУ, где студенты разных факультетов представляют свои научные работы по тематике физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Лучшие работы представляются на конференциях и конкурсах международного и всероссийского уровней и в виде научных статей в журнале «Вестник КемГУ».

Направления научной деятельности

  1. «Повышение эффективности использования средств физической культуры, спорта и туризма в решении социально-экономических проблем в горнодобывающем регионе, формировании здорового образа жизни населения». Научный руководитель – Сапего Анна Викторовна, декан факультета физической культуры и спорта, к.б.н., доцент;
  2. «Мониторинг двигательной подготовленности студентов КемГУ». Научный руководитель - Буданова Елена Александровна, зав. кафедрой физического воспитания, к.б.н., доцент.

Гранты, контракты:

  • Результаты исследований кафедры вошли в проект создания Центра инновационных спортивно-оздоровительных технологий, отмеченный благодарственным письмом Администрации г. Кемерово за участие в конкурсе «Лучший городской инновационный проект» (2010 г.).
  • В 2012 году доцентом, к.п.н. Панчук Н. С. был выигран Грант Губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых – кандидатов наук 2012 года "Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающей ответственности студентов (на примере вузов Кузбасса и Центральной России)" (60000 р.).
  • По теме «Функциональное тестирование студентов» заключен Договор о выполнении научно-исследовательских работ №42/2014 от 13.10.2014 (24000 р.)

Основные публикации:

Монографии:

  1. Панчук, Н.С. Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза / Н.С. Панчук, Н.А. Шмырёва / Омск: Стивэс.- 2011. - 120 с. Тираж 150 экз.
  2. Конькова, Р.В. Подготовка преподавателя физической культуры в классическом университете / Р.В. Конькова; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2011. - 155 с. Тираж 100 экз.

Статьи в рецензируемых журналах:

  1. Технология активного обучения как фактор повышения мотивации здоровьесбережения студентов вуза [Текст]. Н.С. Панчук / научно-методический журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» // № 3, 2010. – С. 55-57.
  2. Аналитическое исследование проблемы формирования интернализованного отношения к здоровью субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза [Текст]. Н.С. Панчук / Вестник БГУ ISSN 1994-0866. - № 13 Физическая культура и спорт, Изд-во БГУ . - 2010. – С. 103-107.
  3. Теория и практика формирования здоровьесберегающей Я-концепции студентов вуза [Текст]. Н.С. Панчук, Н.А. Шмырева / Научно-практический журнал «Омский научный вестник», № 1 (095), 2011. – С. 150-153.
  4. Педагогическое мастерство преподавателя физической культуры в воспитательно-образовательном процессе вуза [Текст]. Н.С. Панчук / научный журнал «В мире научных открытий», серия «Проблемы науки и образования», № 3, 2011. – С. 67-70.
  5. Педагогическое моделирование формирования осознанного отношения к здоровью субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза [Текст]. Н.С. Панчук / Научно-теоретический журнал «Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта», № 1 (083), 2012. – С. 127-131.
  6. Состояние, проблемы и перспективы совершенствования научно-методической деятельности кафедры физического воспитания в вузе [Текст]. Н.С. Панчук, Н.Ю. Козлова / Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Образование, здравоохранение, физическая культура. – выпуск 31. № 21 (280) 2012, Челябинск. – С. 6-10.
  7. Особенности питания и режима двигательной активности студентов вуза [Текст]. Н.С. Панчук, Е.В. Курганова / научный журнал «В мире научных открытий», серия «Проблемы науки и образования, раздел «Здоровьесбережение и физическое воспитание», № 5.1 (29) 2012, Красноярск. – С. 138-148.
  8. Использование индивидуального подхода на занятиях лыжной подготовкой студентов в процессе физического воспитания в вузе [Текст]. С.А. Тюкалова, Н.В. Рузанова / научный журнал «В мире научных открытий», серия «Проблемы науки и образования, раздел «Здоровьесбережение и физическое воспитание» № 5.1 (29) 2012, Красноярск. – С. 148-157.
  9. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей [Текст] / Н.Г. Блинова, Е.А. Буданова, Э.М. Казин, Н.Н. Кошко // Валеология. - №4, 2012. - С. 7-13.
  10. Психолого-педагогические аспекты формирования физической культуры личности студентов [Текст] / Н. С. Панчук // Вестник Государственного университета управления. – 2013. - №13. – С. 242-245.
  11. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих специалистов физической культуры и спорта в аудиторной деятельности ВУЗа[Текст] / Р. В. Конькова, С. Ю. Иванова  // Профобразование в России и за рубежом. – 2013. - №4. – С. 54-57.
  12. Психолого-педагогические аспекты формирования физической культуры личности студентов [Текст] / Н. С. Панчук // Вестник Государственного университета управления. – 2013. - №13. – С. 242-245.
  13. Реализация методов психолого-педагогической подготовки баскетболистов в учебно-тренировочном процессе вуза [Текст] / Н. В. Мартыненко, А. В. Седнев А.В. // В мире научных открытий. – 2013. - № 7(43). – С. 416-418.
  14. Акмеологические условия формирования здорового образа жизни субъектов воспитательно-образовательного процесса [Текст] / Н. С. Панчук, А. В. Адамянц // В мире научных открытий, серия "Проблемы науки и образования", раздел "Здоровьесбережение и физическое воспитание". - 2013. - №3.3 (39). - С. 169-179.
  15. Влияние комплекса факторов на особенности адаптационных перестроек организма студентов первого и третьего курсов гуманитарного и естественно-научного профиля [Электронный ресурс] / Е. А. Буданова, Н. Г. Блинова, Н. В. Аверьянова //Современные проблемы науки и образования.-2014. - №4. Режим доступа: www:science-educotion.ru/118-14457
  16. Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни в процессе их обучения в вузе [Текст] / Р. В. Конькова, С. Ю. Иванова, Н. Э. Касаткина, Т. Б. Игонина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. -  № 2 (58), Т.2. - С. 91-94.
  17. Использование мультимедиа технологий в процессе физического воспитания студентов вуза (на примере степ-аэробики) [Текст] / Е. В. Курганова, М. В. Апарина  // В мире научных открытий. – 2014. - №7.1(55)-  С. 601-612.
  18. Влияние самостоятельной работы на уровень физической подготовленности студенток учреждений среднего профессионального образования / Р. С. Жуков, Г. А. Шаньшина, П. Т. Щербинин // Вестник Кемеровского государственного университета. - № 2 (62). Т.2. – Кемерово, 2015.

Материальная база для выполнения НИР:

  • Велоэргометр МОНАРК 828Е – для оценки аэробных возможностей мышц пояса нижних конечностей и сердечно-сосудистой системы;
  • Велоэргометр МОНАРК 894Е – для оценки максимальной алактатной мощности мышц, пояса нижних конечностей;
  • ВОЛЮМЕТР фирмы RedHaker – для измерения легочной вентиляции;
  • Пульсометры фирмы POLAR s810i модели – позволяющие с точностью ЭКГ получать данные о состоянии сердечнососудистой системы, в том числе и в реальном времени, в процессе двигательной деятельности;
  • Велоэргометр МОНАРК 871Е – для оценки аэробных возможностей, максимальной алактатной мощности, мышц пояса верхних конечностей, оценки сердечно-сосудистой системы;
  • ВОЛЮМЕТР фирмы RedHaker – для измерения легочной вентиляции, для лабораторного эксперимента;
  • Весы-анализатор TANITA BC-418 Segmental Body Composition Analyzer – для оценки состава тела по сегментам;
  • Приборы для измерения глюкозы, холестерина, триглицеридов и лактата в крови Accutrend Plus;
  • Приборы для измерения уровня глюкозы (сахара), холестерина и гемоглобина в крови компании Биоптик (Bioptik);
  • Комплекты расходных материалов к ним и др.