Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Кафедра общей психологии и психологии развития

Зав. кафедрой

Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор 

Адрес: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 75, корпус № 8, аудитория 408
Тел.: (384-2) 58-81-92
E-mail: opipr@yandex.ru; ishmorozova@ya.ru

Сайт кафедры: http://oppr.kemsu.ru


Краткая информация о кафедре

Кафедра общей психологии и психологии развития является структурным подразделением социально-психологического факультета КемГУ, осуществляющим учебную, методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу, подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. В рамках оптимизации функционирования определены следующие направления развития: разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий; апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих сохранению здоровья, новому качеству образования и реализации воспитательного потенциала содержания образования, повышения конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда.

Преподавателями кафедры осуществляется педагогическая деятельность по следующим направлениям:

Бакалавриата: «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Организация работы с молодежью», «Специальное (дефектологическое) образование», «Социальная работа», «Реклама и связи с общественностью»,

Магистратуры: «Психология», «Психолого-педагогическое образование»

Специальностям: «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности».

Магистратура

С 2014 года открыта подготовка по направлению магистратуры 44.04.02/050400.68 «Психолого-педагогическое образование» с профилем подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности» (дневная и заочная формы обучения) Руководитель программы – проф. Морозова И.С.

Задачи кафедры:

  • Обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитание в нем гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других профессионально значимых личностных качеств (правовое самосознание, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе, профессиональная мобильность и т.п.), что достигается как включением в программы соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (НИРС, конференции, кружки, встречи с ведущими специалистами и т.д.).
  • Повышение идейно-теоретического, методологического уровня занятий, более полная реализация принципа проблемности в преподавании, систематическое обучение студентов умению ориентироваться в растущем потоке информации, совершенствование межпредметных связей путем выделения и всестороннего анализа ведущих идей смежных наук.
  • Обеспечение усвоения студентами научно-теоретических основ учебных предметов, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы, что достигается посредством расширения профессионального опыта через систему разнообразных по содержанию, выстроенных по принципам непрерывности и дифференцированности практик.
  • Включение студентов в научную деятельность кафедры через участие в проектах, поддержанных региональными и федеральными грантами, научные публикации, участие в научных конференциях и семинарах. 

Краткая историческая справка

Кафедра общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета была образована в феврале 2002 года в результате раздела кафедры психологии и социальной работы. В составе кафедры работало 6 кандидатов наук, 3 старших преподавателя, 2 ассистента. За период работы сотрудниками кафедры было защищено 14 кандидатских и 1 докторская диссертации. Под руководством сотрудников кафедры успешно защищено десять кандидатских диссертаций.

Профессорско-преподавательский состав:

  • 1 доктор наук, 1 профессор,
  • 15 кандидатов наук, 14 доцентов, в том числе, 3 совместителя,
  • 2 ассистента

Основные направления научной деятельности кафедры:

  1. Научная школа «Психологические факторы и механизмы самореализации личности в различных сферах деятельности»: стратегия и методология развития личности в условиях профессионального образования; ресурсы и потенциалы личностного развития и самореализации; личностное развитие на различных возрастных этапах; самореализация личности в сфере семейных отношений; родительское отношение как ресурс развития личности в период взрослости (руководитель – проф. Морозова И.С.)
  2. Познавательная деятельность личности, когнитивный стиль и стратегия решения психологических познавательных задач, механизмы и факторы оптимизации познавательной деятельности в образовательном процессе, интенсификации познавательной деятельности личности (И.С. Морозова, С.А. Дранишников);
  3. Особенности семейных отношений на разных этапах жизненного цикла семьи, системный подход в семейной психологии, психология материнства и отцовства (К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, И.С. Морозова);
  4. Психологическая регуляция репродуктивного поведения. Образ тела и психология телесности. Телесно-ориентированные подходы в практической деятельности психолога (К.Н. Белогай, И.С. Морозова, Т.О. Отт, Ю.В. Борисенко); 
  5. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с особыми потребностями и нарушениями развития (Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О., Субботина Л.Г.).
  6. Психологическая адаптация как процесс личностной динамики, содержание механизмов адаптации на различных этапах индивидуального развития, факторы эффективности адаптационного процесса, защитные механизмы личности на различных этапах развития (А.Г. Портнова, А.М. Богомолов);
  7. Закономерности самоопределения и профессионализации на разных стадиях обучения, профессиональной самореализации и достижения высокого уровня конкурентоспособности. Стратегии развития профессионализма специалистов социальной сферы. Проблемы саморегуляции в процессе профессионализации (Е.Л. Холодцева, Н.Р. Хакимова, Н.Ю. Сахарчук, З.В. Крецан, Т.О. Отт);
  8. Факторы и механизмы личностного роста; траектории развития самосознания и формирования личностной идентичности на разных этапах онтогенеза (Г.П. Горбунова, Т.В. Шамовская, Т.Ю. Микрюкова).

Участие кафедры в грантах:

  1. «Уровни регуляции репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье молодежи» (2014-2015, РГНФ, руководитель проекта – Морозова И.С.); 
  2. «Социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих родных, приемных и усыновленных детей с особыми потребностями, в условиях промышленного региона (на примере Кемеровской области» (2014-2015, РГНФ, руководитель К.Н. Белогай)
  3. «Телесность женщины в связи с материнством: психологический аспект» (2012-2013, грант Президента РФ, руководитель – К.Н. Белогай)
  4. «Социальные и психологические факторы планирования своего будущего в юношеском возрасте» (2011-2013, РГНФ, участник проекта Дранишников С.А.);
  5. «Личностное самоопределение православной воцерквленной молодежи» (2010, АКО, руководитель – Сахарчук Н.Ю.);
  6. «Факторы стабильности супружеских отношений в молодой семье» (2009, АКО, руководитель – Белогай К.Н.);
  7. «Интенсификация познавательной деятельности личности как условие повышения конкурентноспособности выпускников вуза на рынке труда» (2009, АКО, руководитель – Морозова И.С.);
  8. «Теория и практика социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся вечерней школы» (2008, РГНФ, участник проекта Морозова И.С.).

Организация конференций и семинаров

Сотрудники кафедры регулярно проводят всероссийские научно-практические конференции:

2012 г. – «Психологическая безопасность: проблемы, технологии реализации».

2010 г. – «Личность в посткризисном социокультурном пространстве: риски, потенциалы развития».

2008 г. – «Вариативность развития личности в современной России: национально-региональные особенности".2005 г. – «Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях».

2007 г. – «Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы».

Учебно-методическая работа:

  • Разработка материалов, необходимых для проведения лекций, практических и лабораторных занятий, консультаций, контрольных работ по дисциплинам, читаемых кафедрой, специальных курсов и семинаров, курсовых и дипломных сочинений по специализации, производственных практик;
  • Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при изучении кафедральных дисциплин, выполнении курсовых и дипломных работ;
  • Организация работ кафедральных специализированных аудиторий, методических кабинетов и лабораторий;
  • Создание комплектов наглядных пособий к кафедральным курсам и внедрение ТСО в учебный процесс;
  • Внедрение результатов научно-методических исследований в учебный процесс (прежде всего новых технологий обучения);
  • Разработка и публикация учебных, учебно-методических пособий. Высокий уровень содержания разработок определяется наличием грифа - пособия рекомендованы к публикации Советом классических университетов (2 пособия);
  • Совершенствование системы зачетных единиц в образовательном процессе, модульно-рейтинговой оценки учебных достижений студентов;
  • Проведение комплексного мониторинга по различным проблемам организации целостного педагогического процесса;
  • Создание банка учебно-методической литературы по всем специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования на электронных носителях;
  • Применение различных методов обучения, использование мультимедийных технологий.

 

Значимые публикации кафедры

Учебные пособия

  1. Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Организационно – методические аспекты становления и развития психологической службы в учреждении [Текст] / И. С. Морозова, К.Н. Белогай, Т.О. Отт / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2011.  – 310 с.     
  2. Борисенко Ю.В. Основы сексологии. [Текст] / Ю.В. Борисенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 247 с.
  3. Портнова, А.Г., Холодцева, Е.Л. Акмеология [Текст] / А.Г. Портнова, Е.Л. Холодцева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбасвузиздат, 2006. - 121 с.
  4. Аргентова, Л.В. Психология отношений мужчины и женщины [Текст] / Л.В. Аргентова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 92 с.
  5. Морозова И.С., Белогай К.Н., Борисенко Ю.В. Психология семейных отношений [Текст] /И. С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю. В. Борисенко. – Кемерово, 2012. – 424 с. (гриф СибРУМЦ).
  6. Богомолов А.М. Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности в детском возрасте [Текст] / А.М. Богомолов; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 82 с.
  7. Белогай К.Н. Психология беременности и развитие ребенка в раннем возрасте [Текст]/ И. С. Морозова, К.Н. Белогай. – Кемерово, 2012. – 160 с.
  8. Горбунова Г.П. Факторы риска в психическом развитии ребенка [Текст] / Г.П. Горбунова. – Кемерово, 2013-84 с. 
  9. Педагогическая психология: учебник / под ред. Н.Б. Евтуха, Ю.В. Пелеха, М.С. Яницкого. – Ровно, 2014. – 287 с. (преподавателями кафедры подготовлен ряд разделов учебника).
  10. Морозова И.С., Детерминанта стилевой организации когнитивного поведения [Текст] / Е.С. Гольдшмидт, И.С. Морозова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 180 с.
  11. Хакимова, Н.Р. Экспериментальная психология [Текст] / Н.Р. Хакимова, С.А. Дранишников; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 132 с.
  12. Горбунова, Г.П. Что такое геронтопсихология [Текст] Г.П. Горбунова, Т.В Канаева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 144 с.
  13. Морозова, И.С. Развитие когнитивных процессов в онтогенезе [Текст] / И.С. Морозова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 204 с.
  14. Белогай, К.Н. Введение в перинатальную психологию [Текст]/ К.Н. Белогай; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 144 с.
  15. Борисенко, Ю.В. Введение в сексологию для психологов [Текст] / Ю.В. Борисенко; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - 127 с.
  16. Крецан, З.В. Эргономика [Текст] / З.В. Крецан; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 88 с.
  17. Микрюкова, Т.Ю., Субботина, Л.Г. Методические аспекты психологического консультирования [Текст] / Т.Ю. Микрюкова, Л.Г. Субботина; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 48 с.: ил. - ISBN 978-5-8353-0582-7.
  18. Морозова, И.С., Белогай, К.Н., Будич, Н.Ю. Практические аспекты личностного самоопределения [Текст] / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Н.Ю. Будич; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 121 с.
  19. Морозова, И.С., Григорьева, О.Ф. Одаренность: из детства в отрочество [Текст] / И.С. Морозова, О.Ф. Григорьева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 180 с.

Монографии

  1. Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности: коллективная монография [Текст] / под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово, 2011. – 347с.
  2. Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография [Текст] / под ред. И. С. Морозовой. – Кемерово: ИНТ, 2010. – 489 с.
  3. Родитель и ребенок: момент встречи: коллективная монография [Текст] / под ред. К. Н. Белогай; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 118 с.
  4. Горбунова, Г. П. Как дети дошкольного возраста решают мыслительные задачи: монография [Текст] / Г. П. Горбунова. - Кемерово: ГОУ КРИПК и ПРО, 2010. - 160 с.
  5. Аргентова, Л. В. Неполная родительская семья как фактор формирования представлений женщин о лицах противоположного пола: монография [Текст] / Л. В. Аргентова, Т. Е. Аргентова; ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» – Кемерово, 2014. – 129 с.
  6. Мирюкова, Т.Ю. Психологические механизмы развития личности: монография [текст] / Т.Ю. Микрюкова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2010. - 108 с.
  7. Белогай К.Н. Родительское отношение личности: структура, развитие, механизмы формирования [Текст] / К. Н. Белогай. – ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: ООО «ИНТ», 2010. – 158 с.
  8. Белогай К.Н. Материнство и телесность женщины [Текст] / К. Н. Белогай / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 240 с.
  9. Морозова, И.С. Эффективность управления филиалом в структуре образовательного комплекса в условиях диверсификации профессионального образования [Текст] / И.С. Морозова, А.П. Картавцева, Н.П. Шубина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 203 с.
  10. Морозова, И. С. Психологические основы интенсификации познавательной деятельности личности [Текст]/ И. С. Морозова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 280 с.: ил.
  11. Морозова, И. С., Филатова, Е. В. Социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся вечерней сменной школы [Текст] / И. С. Морозова, Е. В. Филатова. - Кемерово: ЮНИТИ, 2008. - 136 с.
  12. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность: коллективная монография [Текст]/ под ред. И. С. Морозовой; рец. Э. В. Галажинский, Р. Д. Санжаева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Томск: Изд. Томского гос. пед. ун-та, 2008. - 464 с.
  13. Портнова, А. Г., Богомолов А. М. Психологическая защита в контексте социально-психологической адаптации и развития личности: монография [Текст]/ А. Г. Портнова, А. М. Богомолов; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 188 с.
  14. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства [Текст] / Ю.В.Борисенко. – Москва - Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. – 220 с.
  15. Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в образовательном процессе: монография [Текст]/ Л. Г. Субботина. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 152 с.
  16. Будич, Н. Ю. Психологические факторы личностного самоопределения: монография [Текст] / Н. Ю. Будич. - Кемерово: ИНТ, 2010. - 103 с.