Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

Кемеровский государственный университет

Обеспечение процессов инклюзивного образования в университете

Учебно-практическая лаборатория социальной и психологической помощи

Руководитель

Мартынова Татьяна Николаевна – доцент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы, кандидат пед. наук.


​Гасанова Офелия Ильинична – педагог-психолог учебно-практической лабораторией социально и психологической помощи.

Каргина Анастасия Евгеньевна – педагог-психолог учебно-практической лабораторией социально и психологической помощи.

Адрес: 650000, Кемерово, пр. Советский, 75. Корпус 8, ауд. 8404
Тел.:  (384-2) 58-07-30
E-mail: psycho_service@mail.ru  –  учебно-практическая лаборатория социальной и психологической помощи. 

Методические материалы

Программа психолого-психологического сопровождения инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учебно-практическая лаборатория социальной и психологической помощи (социально-психологический институт КемГУ)

Терминологический словарь

Организация профориентационной работы со школьниками из числа детей инвалидов

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты

Методические рекомендации участников регионального методического семинара "Поддержка студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе содействия трудоустройству выпускников"

ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования

Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (2015 г.)

Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Хрестоматия МГППУ

Мартынова Е.А. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями как социальная и педагогическая проблема

Мартынова Е.А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов

Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования

Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ (учебное пособие)

Экстренная допсихологическая помощь (практическое пообие)

 

 

Нормативно-правовые материалы

Документы международного уровня

Конвенция ООН о правах инвалидов

 

Документы РФ

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»

 

Документы Министерства образования и науки

Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах .121 МБ

 

Ведомственные нормативно-правовые акты

Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1.

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

Часть I. Методическое пособие для преподавателей

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

Часть II. Сборник нормативных правовых актов и справочных документов

 

Документы качества образования

Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций

 

Документы Кемеровской области

Закон Кемеровской области от 05.07.2013 г. №86-ОЗ Об образовании

 

Документы локального характера (КемГУ)

План мероприятий («дорожная карта») КемГУ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее - услуги)

Положение об обучении в КемГУ лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

План организации учебно-научно-воспитательного процесса ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (КемГУ) в 2016/2017 учебном году

Устав ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (новая редакция)

 

Краткая информация

Краткая историческая справка

Лаборатория была образована в 1992 году на базе межфакультетской кафедры психологии КемГУ и имела статус практической психологической лаборатории.

С 1995 года, после реорганизации в вузе, получила статус лаборатории психологической службы Кемеровского государственного университета.

В 2010 году была переименована в психологическую лабораторию и являлась структурным подразделением Управления развития карьеры и мониторинга КемГУ.

С сентября 2016 года получила статус учебно-практической лаборатории социальной и психологической помощи и является структурным подразделением социально-психологического института Кемеровского государственного университета.

В своей деятельности специалисты учебно-практической лаборатории руководствуются следующими документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (действующая редакция 2016 г.);
  • Типовым положением «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71 (ред. от 02.11.2013);
  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп.,  вступи. в силу с 01.01.2017);
  • Уставом Кемеровского государственного университета;
  • Коллективным договором КемГУ и другими локальными актами;
  • Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 г. № 37);
  • Требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
  •  Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» от 22.10.99г. № 636;
  • Решением коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии и образования в РФ» от 19.03.1995 № 7/1;
  • Текущей политикой руководства университета в области качества, приказами и распоряжениями ректора;
  •  Государственными и отраслевыми стандартами и стандартами КемГУ;
  • Положением об учебно-практической лаборатории социальной и психологической помощи социально-психологического института КемГУ, должностными инструкциями сотрудников.

Направления деятельности лаборатории

Организационное направление – участие в мероприятиях социально-психологического института и университета, помощь в их организации и проведении; обеспечение взаимодействия с преподавателями (кураторами студенческих групп), структурными подразделениями института и университета по вопросам обучения и воспитания студенческой молодежи.

Методическое направление – разработка методических материалов, обобщение и формирование базы новейших научно-методических и учебно-методических материалов с учетом целесообразности их применения в учебном процессе по направлениям подготовки, реализуемым социально-психологическим институтом, воспитательной работе со студентами, в практике оказания социальной и психологической помощи.

 

Научно-исследовательское направление деятельности:

  • проведение исследовательской и аналитической работы по выявлению проблем высшего образования, изучение закономерностей психологического развития и формирования личности студентов с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования;
  • создание и обновление системы накопления информации (электронный банк данных) о развитии личности студентов и их профессионального становлении в процессе обучения в вузе;
  • разработку психологических основ инноваций в области содержания, форм и методов учебного и воспитательного процессов, саморазвития студентов;
  • планирование и проведение лонгитюдных исследований динамики личностного, психологического развития студентов, их жизненного и профессионального самоопределения с целью использования этих результатов для совершенствования учебной и воспитательной работы со  студентами;
  • обобщение и внедрение отечественного и зарубежного опыта лабораторий (психологических служб) ВУЗов в целях совершенствования деятельности, профессионального развития специалистов лаборатории.

Диагностическое направление деятельности – психолого-педагогическое и социально-педагогическое изучение студенческих коллективов, выявление индивидуальных особенностей студентов, выявление проблем в обучении и определение причин нарушений в развитии; выявление неблагоприятных условий и симптомов психической перегрузки, пониженной умственной работоспособности у студентов с целью их профилактики; диагностика социальной ситуации жизнедеятельности студентов, находящихся в социально опасном положении; формирование банка данных студентов по группам риска (дезадаптивные студенты, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и т.д.).         

Консультативное направление деятельности – оказание социально-психологической помощи (индивидуальной и групповой) студентам социально-психологического факультета и студентам других институтов КемГУ (по запросу), их родителям, сотрудникам и преподавателям университета по вопросам развития, обучения и воспитания; выявление и достижение понимания студентами учебных и жизненных проблем и способов их разрешения; помощь студентам в социальной и психологической адаптации к условиям обучения в вузе, повышении удовлетворенности социальными и психологическими условиями обучения в вузе,  повышение учебной и профессиональной мотивации; помощь в разрешении проблем социальной и психологической дезадаптации в различные периоды обучения в вузе.

Развивающе-коррекционное направление деятельности – реализуется в индивидуальной и группой формах работы, направленных на разработку и реализацию программ развивающе-коррекционной социальной и психологической помощи студентам с учетом особенностей их личностного развития и профессионального становления в вузе, социальной ситуации жизнедеятельности.  Групповые формы работы (групповые занятия, тренинга и т.д.) направлены на повышение стрессоустойчивости,  развитие у студентов адекватного способа выражения эмоций; расширение личностного репертуара приемов и способов поведения по преодолению неэффективных форм поведения и развитию навыков эффективного общения;        содействие в гармонизации межличностных отношений между студентами, между студентами и преподавателями; содействие в создании благоприятного психологического климата в студенческих группах.

Профориентационное направление – проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися, направленной на оценку социальной и психологической готовности к обучению по избранному направлению подготовки (специальности), оценку сформированности компетенций, профессионально важных качеств, выработку конструктивных стратегий профессионального развития в послевузовский период у  выпускников СПИ и студентов других институтов КемГУ (по запросу). Профориентационная работа включает проведение профориентационных и профконсалтинговых мероприятий с обучающимися и выпускниками.

Социальное воспитание и психологическое просвещение – приобщение студентов, преподавателей и сотрудников к психологическим знаниям, повышение их психологической культуры, формирование у них умения взаимодействовать в социуме,    содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной психологии, социальной помощи.

Пропагандистское и просветительское направление деятельности – обеспечивает формирование у студентов и их родителей, преподавателей, сотрудников потребности в социально-психологических и педагогических знаниях, их использовании в профессиональной деятельности по обучению и воспитанию студенческой молодежи, в интересах собственного развития. Профилактическая работа направлена на создание условий для полноценного психологического развития студентов, поддержание здорового образа жизни, своевременное предупреждение дезадаптации студентов в различные периоды обучения в вузе, возможных эмоциональных, поведенческих и иных нарушений личности студента. Данное направление деятельности направлено на решение следующих основных задач:

  • формирование потребности и интереса у преподавателей университета к психологическим знаниям, повышение их психологической компетентности;

  • проведение тематических семинаров, занятий для студентов и преподавателей  по повышению уровня психологических знаний, умений, навыков;

  • освящение деятельности лаборатории  в средствах массовой информации (в т.ч. университета), стендах, официальном сайте и т.д.

  • привлечение студенческого актива, волонтеров из числа студентов университета к просветительской работе среди студентов и других субъектов образовательного процесса.

Информационное направление деятельности – обеспечение студентов, их родителей, преподавателей, сотрудников СПИ, администрации университета социально-психологической информацией о различных структурах, службах, оказывающих социальные и психологические услуги в КемГУ, других вузах Кемеровской области.    

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями и инвалидностью – а)система профессиональной деятельности лиц, участвующих в образовательном процессе, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития студентов; б) деятельность специалистов, направленная на изучение, развитие и коррекцию личностного развития студента с ОВЗ и инвалидностью, его социально-психологической адаптации, профессионального становления с помощью психодиагностических процедур, консультативной помощи по разрешению имеющихся проблем и затруднений, психопрофилактики и оказании информационной помощи.

Специалисты лаборатории оказывают следующие виды помощи студентам, преподавателям и сотрудникам университета:

  • Психологическая диагностика.
  • Консультативная помощь по разрешению психологических проблем.
  • Профконсультирование и профориентация («Профкарьера»).
  • Развивающее-коррекционная работа со студентами (индивидуальная и групповая).
  • Психологическая профилактика и т.д.